Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2006 ЗООГЕОГРАФ 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.51 Mб
Скачать

Заключение

Знакомство с историей развития нашей планеты, изменениями её климата и конфигурацией материков, а также с основными чертами размещения животных и их сообществ позволяет выделить ряд закономерностей распространения животных по поверхности земного шара.

  1. По направлению с севера на юг увеличивается видовое разнообразие фаун лежащих на одной и той же долготе. Так, фауна тундры Европы, Азии и Америки чрезвычайно однородна на всем своем протяжении с запада на восток, и подавляющее большинство зверей и птиц имеют кругополярное распространение. Фауны таежной полосы Евразии и Северной Америки еще очень близки, содержат много общих видов зверей, птиц, рыб, но уже есть и некоторые заметные отличия в видовом составе животного населения евразийской тайги и американской. Фауны Средиземноморья, Средней и Внутренней Азии, Дальнего Востока отличаются значительно как между собой, так и от фауны южной части Северной Америки, но все же не настолько, чтобы их относить к разным областям. В тропиках и южнее различия ещё существеннее и наибольшей глубины достигают по мере движения к югу: между фаунами Африки (разнообразные отряды копытных, узконосые обезьяны), Мадагаскара (полуобезьяны, тенреки), Австралии (сумчатые, однопроходные), Новой Зеландии (отсутствие млекопитающих, гаттерия), Южной Америки (неполнозубые, ширококосые обезьяны).

  2. Наиболее древние архаические животные встречаются в настоящее время к югу от северного тропика. Здесь живут все двоякодышащие рыбы, наиболее примитивная из современных бесхвостых земноводных - новозеландская лиопельма, древнейшее современное пресмыкающееся - гаттерия, все cтраусовые птицы, однопроходные, сумчатые и неполнозубые млекопитающие и т. д.

  3. Многие современные группы, обитающие южнее северного тропика, в ископаемом состоянии известны и к северу от него. Например, двоякодышащие рыбы были когда-то широко распространены в Европе, Азии и Северной Америке. Представители того же семейства, что и современная гаттерия, найдены в ископаемом виде в Европе и умеренной Азии. Сумчатые водились в прошлые геологические времена в Европе, Азии и Северной Америке. Тапиры, носороги, слоны жили в Европе, умеренной и Северной Азии и в Центральной Америке. Ископаемые бегемоты и жирафы известны из Азии и Европы, а долгопяты – из Евразии и Северной Америки.

В то же время современные животные, распространенные только к северу от северного тропика, не были найдены в ископаемом состоянии к югу от него.

  1. Различные виды животных северного полушария, интродуцированные в соответствующие для них условия существования в южном полушарии, успешно натурализуются здесь. Убедительные примеры этому дают млекопитающие и птицы умеренной полосы Евразии и Северной Америки, перевезенные в Новую Зеландию, в Австралию и Южную Америку. Попытки акклиматизации животных южного полушария в северном успеха обычно не имели.

  2. Палеонтологические находки подтверждают обмен фаунами между Северной и Южной Америкой, с одной стороны, и Южной Азией со Средиземноморьем и Южной Африкой - с другой, в основном с севера на юг, а не в обратном направлении. Эти факты послужили основанием для теории оттесненных реликтов.

Согласно это теориий ceверные материки – есть современная Голарктика, тот основной центр, откуда сформировавшиеся здесь фауны одна за другой последовательными волнами расселялись к югу, оттесняя предшествующую волну все далее в том же направлении. Так, сложившаяся в конце мезозоя на севере фауна, содержащая однопроходных сумчатых, змей, современные группы черепах, проникла в Африку, Австралию и Южную Америку, но не дошла до Новой Зеландии, к тому времени уже отделившейся. Следующая большая волна с плацентарными млекопитающими уже не могла проникнуть в Австралию. Еще позже новый поток северян не мог попасть на Мадагаскар, ставший островом. Наконец, современного типа голарктическая фауна оттеснила к югу Африки, Азии и Северной Америки их более ранние фауны.

Конечно, это лишь общая схема основных фаунистических комплексов. На примере фауны Америки видно, что основной поток расселялся с севера на юг, но некоторые животные, в частности, отдельные неполнозубые, а может быть и опоссумы из сумчатых, проникли с юга на север. Это не противоречит учению об адаптивной радиации, т. е. тому, что на изолированных территориях отдельные систематические группы представляют собой ветви, возникшие от одного корня в результате приспособления к разным условиям существования. Подтверждение этому можно найти среди разных групп животных: гавайские цветочницы, бычки-коттокомефоры Байкала, австралийские сумчатые, южноамериканские неполнозубые, дарвиновские вьюрки на Галапогосах и т.д.

Таким образом, наряду с основным северным очагом адаптивной радиации, существовали второстепенные очаги, из которых главнейшие - австралийский и южноамериканский. Более того, учение об адаптивной радиации не противоречит теории оттесненных реликтов, но объясняет, почему именно северное полушарие является основным очагом формообразования наиболее устойчивых фаунистических комплексов.

Это связано с тем, что на севере лежит основная масса почти монолитной суши. На больших территориях эволюция протекает усиленным темпом, и формируются группы и виды не только хорошо приспособленные к местным условиям существования, но и имеющие высокую организацию ароморфического характера. Следовательно, при столкновении с животными, возникшими на меньших территориях, при прочих равных условиях первые вытесняют вторых.

При изучении распространения животных на суше и в море зоогеография не может не учитывать современное распространение животных, на которое все более сильное влияние оказывает человек. Теперь все большее значение приобретают не виды и группы животных, наиболее специфичные для отдельных областей, а широко распространенные виды, главным образом, евразийского происхождения (хороший пример тому - фауна Новой Зеландии). Происходит процесс европеизации фаун. Еще большее значение имеет деятельность человека в изменениях структуры и размещении фаун более мелких зоогеографических подразделений.

Животный мир земного шара имеет огромное значение в жизни человека. При этом значение промысловых животных, добываемых ради мяса, шкур, пуха и пера, значительно уступает значению тех животных, которых обычно называют непромысловыми и расценивают нередко как безразличных для человека. Значение ландшафтообразующей роли животного населения чрезвычайно велико.

Возрастает эпидемиологическое значение ряда видов животных. Изучение природных очагов трансмиссионных заболеваний и закономерностей их географического размещения, а также количественного распределения наиболее существенных вредителей сельского и лесного хозяйства и важнеших промысловых животных - одна из важнейших задач современной зоогеографии. Понимание основных качественных и количественных закономерностей изменений животного мира, которые происходят в результате преобразований ландшафтов, дает возможность правильно влиять на весь фаунистический комплекс территории в нужном направлении.

Те огромные изменения в природе, которые происходят под влиянием деятельности человека, неизбежно приводят к мыслям о дальнейшей судьбе животного и растительного мира на Земле. Современные примеры разумного природопользования свидетельствуют о том, что дикий животный мир может быть сохранен и продуктивно использован в условиях интенсивной хозяйственной деятельности. Необходима охрана от неразумного и самовольного истребления любого элемента фауны,- это вывод, к которому подводит нас изучение географического распространения животных и его изменений.