Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4-5 занятие. Основы теории и практики психоанализа.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
140.8 Кб
Скачать

2. Проявления бессознательного.

Представители всех психотерапевтических направлений принимают аксиому психоанализа о том, что Я сопротивляется осознанию истинных, вытесненных из сознания мотивов, ставших настоящими причинами невроза. Вытесненные мотивы и желания, (к которым Фрейд в первую очередь относит сексуальные) прорываются в сознание в виде фантазий, сновидений, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п.

З.Фрейд назвал проявления скрытой работы нашего подсознания «ошибочными действиями». К ним он отнес оговорки, очитки, описки, опоздания и забывания, а также все те действия, которые мы делаем «по неосторожности», «забывчивости», «нечаянно»…

  1. Оговорки

Можно привести исторические примеры такого рода: президент палаты депутатов открыл как-то заседание сле­дующими словами: «Господа, я признаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым». Этот действительный смысл ошибочного действия в отдельных случаях совершенно очевиден и несомненен. Если председатель палаты депутатов в первых же своих словах закрывает заседание вместо того, чтобы его открыть, то, зная обстоятельства, в которых произошла оговорка, мы склонны считать это ошибочное действие не лишенным смысла. Он не ожидает от заседания ничего хорошего и был бы рад сразу его закрыть. Показать этот смысл, т. е. истолковать эту оговорку, не составляет никакого труда. Смысл и намерение его ошибки в том, что он хочет закрыть заседание. Так и хочется процитировать: «Да ведь он сам об этом говорит».

  1. Описки

С практическим значением описки связана одна интересная проблема. Вы, может быть, знаете случай убийцы, который, выдавая себя за бактериолога, доставал из научно-исследовательского института по разведению культур чрезвычайно опасных для жизни возбудителей бо­лезней и употреблял их для устранения таким «современным» способом близких людей со своего пути. Однажды он пожаловался руководству одного из таких институтов на недейственность присланных ему куль­тур, но при этом допустил ошибку и вместо слов «при моих опытах с мышами или морскими свинками» написал «при моих опытах с людьми».

Описка — это, конечно, ули­ка, но самой по себе ее еще недостаточно для начала следствия. Описка действительно указывает на то, что человека могла занимать мысль о заражении людей, но она не позволяет утверждать, носит ли эта мысль характер явного злого умысла или практически безобидной фантазии.

Вполне возможно, что человек, допустивший такую описку, будет отри­цать эту фантазию с полным субъективным правом и считать ее совер­шенно чуждой для себя. Когда мы в дальнейшем будем разбирать раз­личие между психической и материальной реальностью, вы еще лучше сможете понять эту возможность.

  1. Очитки

При очитке мы имеем дело с психической ситуацией, явно отличной от ситуации, в которой происходят оговорки и описки. Одна из двух конкурирующих тенденций заменяется здесь сенсорным возбуждением и, возможно, поэтому менее устойчива. То, что следует прочитать, в отли­чие от того, что намереваешься написать, не является ведь собственным продуктом психической жизни читающего. В большинстве случаев очит­ка заключается в полной замене одного слова другим. Слово, которое нужно прочесть, заменяется другим, причем не требуется, чтобы текст был связан с результатом очитки по содержанию. Как правило, замена происходит на основе словесной аналогии. Если мы хо­тим узнать нарушающую тенденцию, вызывающую очитку, следует оста­вить в стороне неправильно прочитанный текст, а подвергнуть аналити­ческому исследованию два момента: какая мысль пришла в голову читавшему непосредственно перед очиткой и в какой ситуации она происходит.