Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Часть III.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
656.83 Кб
Скачать

3. Основные жанры восточных источников

Дошедшие до нас известия восточных авторов о Древней Ру­ги и Восточной Европе сохранились в составе письменных памят­ников разных жанров. Основная масса интересующих нас сведе­ний находится в сочинениях географического и исторического толка. Как географическая, так и историческая литература, и свою очередь, включает в себя произведения, имеющие те или иные жанровые особенности. Граница между сочинениями раз­ных жанров в арабо-персидской литературе была весьма по­движной, вследствие чего в географических трудах можно най­ти немало данных исторического характера, а в исторических — Логатые сведения по географии. Одни и те же авторы часто вы­ступали и как историки, и как географы. Создавались и произ- недения синтетического характера, включавшие в себя данные но всем отраслям знания. В таких энциклопедических трудах со­общения, имеющие отношение к Древней Руси, бывают помеще­ны, как правило, в главах по истории и географии.

3.1. Развитие географической науки

Географическая литература, созданная в странах халифата, нанимает совершенно особое место в истории географии как по богатству заключенного в ней материала, так и по разнообразию дошедших до нас произведений арабо-персидских авторов. По сло­вам выдающегося знатока арабской географической литературы И.Ю.Крачковского, «кругозор арабов обнимал, в сущности, всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку до 10° северной широты и берега восточной Африки до мыса Кирриентес около южного тропика» (АГЛ. С. 21). В отличие от западноевропейской средневековой геогра­фии, идеи которой в значительной степени питались Священным писанием, арабская география выросла на почве чисто практи­ческих потребностей государства и общества.

Создав в короткий срок огромную и населенную разными на­родами империю, арабы оказались лицом к лицу с проблемой эф­фективного управления государством. Только для одного упоря­дочения сбора налогов требовалось большое количество сведений о провинциях халифата, о занятиях их жителей, о путях сооб­щения и т.п. Чтобы должным образом заботиться об охране границ государства, вести внешние воины или участвовать в меж дународной торговле, надо было владеть знаниями о различные странах, как соседних, так и отдаленных. Не меньше, чем госу­дарственные чиновники, в сведениях географического характе­ра нуждались и частные лица, для которых путешествия на дальние расстояния были привычным делом. Купцы по суше и пс морю добирались до Индии и Китая, Кавказа и Поволжья, про­никали в Центральную Африку и на Мадагаскар. Образованные люди совершали поездки из испанской Кордовы в среднеазиат­скую Бухару, чтобы послушать знаменитых ученых. Паломни­ки со всех концов халифата стекались в аравийский город Мек­ку — родину пророка Мухаммада. Выполнение строго регламен­тированных религиозных обязанностей, налагаемых на мусуль­манина, требовало немалых познаний в области астрономичес­кой географии. Нужно было уметь точно определять начало и конец поста, время пяти ежедневных молитв, знать координа­ты Мекки и любых иных населенных пунктов мира, где мог ока­заться верующий. Последнее было необходимо для установления так называемой киблы — направления в сторону Мекки при мо­литве или при постройке мечети.

Средством удовлетворения всех этих общественных потреб­ностей и служили географические произведения разных жанров, появившиеся — как самостоятельные сочинения — в конце ЊШ-1Х в. В это время арабы познакомились с трудами Птоле­мея, доступными им, как полагают, в сирийских переводах. Их изучение сопровождалось переработками птолемеевских матери­алов, которые положили начало астрономическому направлению в арабской географии, опиравшемуся также на индийское и иран­ское наследие. За этим направлением закрепился в качестве на­звания греческий термин «география» (греч. њесоњрафкх, араб, джа- графийа) или описательные наименования: «наука о долготах и ши­ротах» ('илм ал-атвал ва-л-а'рад) и «наука об определении по­ложения городов» ('илм таквим ал-булдан).Основным жанром астрономической географии были зиджи — таблицы координат населенных пунктов. Постройка в первой трети IX в. двух обсер­ваторий — в Багдаде и около Дамаска — позволила вести само­стоятельные астрономические наблюдения и перепроверить дан­ные античных географов. Арабские ученые ок. 827 г. довольно точно определили величину градуса земного меридиана (ошиб­ка составляла менее 1 км). Поэтому для территории халифата дан­ные зиджей весьма точны. За точку отсчета долгот по традиции, унаследованной от греков, принимались Канарские острова, ко­торые назывались «Островами блаженных». Из греческой тра­диции было заимствовано и учение об окружающем ойкумену Оке- заливами которого являлись все моря, а также идея о де- иинии обитаемой части земли на широтные зоны — климаты (греч. кАЛца, букв. — «наклонение»). Если само понятие климата при­шло к арабам из греческойшауки, то принятое среди ученых ха- ипфата представление о наличии семи климатов сформировалось под влиянием иранской традиции деления земли на семь широт­ных зон — кишваров.

Другое направление в географической литературе халифата пило представлено описательной географией, называвшейся «на­укой о путях и странах» ('илм ал-масалик ва-л-мамалик) или » наукой о почтовых станциях» (илмал-буруд). Сочинения, со­зданные в рамках этого направления, отличались большим жа­нровым разнообразием. Для нас особый интерес представляют бо­гатые маршрутными данными «книги путей и стран» (Кут у б ал- масалик ва-л-мамалик), получившие особенное распространение и X в. Часто их авторами были не ученые, а занимавшие высо­кие посты чиновники. В XI—XII вв. появились географические словари, а также содержащие описание всей вселенной космо­графии. Очень популярным жанром являлись рассказы о путе­шествиях. Они постепенно дифференцировались на сочинения с пре­обладанием реальных элементов, с одной стороны, и книги, описывающие всякие чудеса и диковинки — с другой. Послед­ние образовали особый жанр «книг о чудесах» (Кутубал-'аджа'иб). I [роизведения арабских географов К—X вв. опубликованы в се­рийном издании «Библиотека арабских географов» («БШюШеса 1Гео§гарЬогаш агаЫсогиш»), осуществленном в 1870—1894 гг. ныдающимся голландским ориенталистом М.Я. де Гуе (МЛ. ёе Оое]е).

Еще одну группу источников географического характера составляют карты. Первым арабским картографическим произ­ведением, о котором мы имеем сравнительно достоверные све­дения, является так называемая «ма'муновская карта». Она бы­ла создана учеными «Дома мудрости» для халифа ал-Ма'муна в первой половине IX в. и известна по описаниям видевших ее более поздних авторов (БОЛ. Т. VIII. Р. 33; АГЛ. С. 87). К со­жалению, по этим весьма противоречивым описаниям трудно составить ясное представление о принципах построения «ма'му- новской карты», что делает невозможным ее реконструкцию.

В X в. в рамках жанра «книг путей и стран» была разработа на серия карт, получившая наименование «Атласа ислама». ЭК собрание карт сопровождало произведения целого ряда графов X в. Количество и тематика карт, а также их порядо|| в атласе были строго регламентированы. Атлас включал в бя одну общую карту мира (с центром в Мекке) и 20 карт с изображением областей халифата, в том числе карты для Средиземного и Каспийского морей. Карты «Атла­са ислама» схематичны: градусная сетка отсутствует, моря и острова представлены в виде геометрически правильных кру­гов или эллипсов, береговые линии условны, а реки нанесены прямыми линиями. Как и подавляющее большинство араб­ских карт, карты «Атласа ислама» ориентированы на юг Бё. I. Б. 14—24; Ьс1. I. Н. 1). С «Атласом ислама» была связа­на одна линия арабской картографии. Другая представлена картами, продолжавшими птолемееву традицию. Древнейши­ми из дошедших до нас памятников арабской картографии этого направления являются карты ученого первой половины IX в. ал-Хоризми, в частности, его ориентированная на север карта с изображением Азовского моря (ал-Батиха).В середи­не XII в. ал-Идриси (см.:гл. 13.1), опираясь на наследие Пто­лемея, создал серию прямоугольных карт, в совокупности со­ставлявших общую карту мира. Карты ал-Идриси отличаются большой подробностью и, в ряде случаев, довольно высокой точ­ностью для своего времени (МА. Бё. I. Н. 2; И; VI).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]