- •Часть III. Восточные источники
- •Часть III
- •1. Арабский халифат в средневековом мире
- •2. Пяти проникновения сведений о восточной европе в арабо-персидский мир
- •3. Основные жанры восточных источников
- •3.1. Развитие географической науки
- •3.2. Произведения исторического жанра
- •3.3. Эпистолярные памятники
- •4. Нарративные восточные источники
- •5. История изучения и издания восточных источников по истории восточных славян и древней руси
- •6. Основные пособия по изучению средневековых восточных источников
- •Глава 1. Общие представления восточных авторов о физической и этнололитической географии Восточной европы
- •Глава 2. Восточная европа в сочинениях арабских астрономов IX в.
- •Глава з. Ранние упоминания о славянах
- •Глава 4. Ранние известия о русах
- •Глава 5. Пути купцов-русов и славян в Багдад и рей
- •Глава 6. «остров рус0в»
- •Глава 7. Первый арабский путешественник по Восточной европе: ибн фадлан
- •Глава 8. Три «группы» русов
- •Глава 9. Заморские походы русов
- •Глава 10. Хазария и ее падение
- •Глава 11. Крещение руси
- •Глава 12. Русы на кавказе в х-хii вв.
- •Глава 13. Древняя русь в системе средневековых государств XII - XIII вв.
- •13.1. Географическая энциклопедия ал-идриси
- •13.2. Продолжатели Ал-идриси
- •13.3. Записки абу Хамида ал-Гарнати о пнтешествиях
- •13.4. Географический словарь йакута
- •13.5. Русская торговля в степи
- •13.6. Приход монголов в европу
3. Основные жанры восточных источников
Дошедшие до нас известия восточных авторов о Древней Руги и Восточной Европе сохранились в составе письменных памятников разных жанров. Основная масса интересующих нас сведений находится в сочинениях географического и исторического толка. Как географическая, так и историческая литература, и свою очередь, включает в себя произведения, имеющие те или иные жанровые особенности. Граница между сочинениями разных жанров в арабо-персидской литературе была весьма подвижной, вследствие чего в географических трудах можно найти немало данных исторического характера, а в исторических — Логатые сведения по географии. Одни и те же авторы часто выступали и как историки, и как географы. Создавались и произ- недения синтетического характера, включавшие в себя данные но всем отраслям знания. В таких энциклопедических трудах сообщения, имеющие отношение к Древней Руси, бывают помещены, как правило, в главах по истории и географии.
3.1. Развитие географической науки
Географическая литература, созданная в странах халифата, нанимает совершенно особое место в истории географии как по богатству заключенного в ней материала, так и по разнообразию дошедших до нас произведений арабо-персидских авторов. По словам выдающегося знатока арабской географической литературы И.Ю.Крачковского, «кругозор арабов обнимал, в сущности, всю Европу за исключением крайнего севера, южную половину Азии, Северную Африку до 10° северной широты и берега восточной Африки до мыса Кирриентес около южного тропика» (АГЛ. С. 21). В отличие от западноевропейской средневековой географии, идеи которой в значительной степени питались Священным писанием, арабская география выросла на почве чисто практических потребностей государства и общества.
Создав в короткий срок огромную и населенную разными народами империю, арабы оказались лицом к лицу с проблемой эффективного управления государством. Только для одного упорядочения сбора налогов требовалось большое количество сведений о провинциях халифата, о занятиях их жителей, о путях сообщения и т.п. Чтобы должным образом заботиться об охране границ государства, вести внешние воины или участвовать в меж дународной торговле, надо было владеть знаниями о различные странах, как соседних, так и отдаленных. Не меньше, чем государственные чиновники, в сведениях географического характера нуждались и частные лица, для которых путешествия на дальние расстояния были привычным делом. Купцы по суше и пс морю добирались до Индии и Китая, Кавказа и Поволжья, проникали в Центральную Африку и на Мадагаскар. Образованные люди совершали поездки из испанской Кордовы в среднеазиатскую Бухару, чтобы послушать знаменитых ученых. Паломники со всех концов халифата стекались в аравийский город Мекку — родину пророка Мухаммада. Выполнение строго регламентированных религиозных обязанностей, налагаемых на мусульманина, требовало немалых познаний в области астрономической географии. Нужно было уметь точно определять начало и конец поста, время пяти ежедневных молитв, знать координаты Мекки и любых иных населенных пунктов мира, где мог оказаться верующий. Последнее было необходимо для установления так называемой киблы — направления в сторону Мекки при молитве или при постройке мечети.
Средством удовлетворения всех этих общественных потребностей и служили географические произведения разных жанров, появившиеся — как самостоятельные сочинения — в конце ЊШ-1Х в. В это время арабы познакомились с трудами Птолемея, доступными им, как полагают, в сирийских переводах. Их изучение сопровождалось переработками птолемеевских материалов, которые положили начало астрономическому направлению в арабской географии, опиравшемуся также на индийское и иранское наследие. За этим направлением закрепился в качестве названия греческий термин «география» (греч. њесоњрафкх, араб, джа- графийа) или описательные наименования: «наука о долготах и широтах» ('илм ал-атвал ва-л-а'рад) и «наука об определении положения городов» ('илм таквим ал-булдан).Основным жанром астрономической географии были зиджи — таблицы координат населенных пунктов. Постройка в первой трети IX в. двух обсерваторий — в Багдаде и около Дамаска — позволила вести самостоятельные астрономические наблюдения и перепроверить данные античных географов. Арабские ученые ок. 827 г. довольно точно определили величину градуса земного меридиана (ошибка составляла менее 1 км). Поэтому для территории халифата данные зиджей весьма точны. За точку отсчета долгот по традиции, унаследованной от греков, принимались Канарские острова, которые назывались «Островами блаженных». Из греческой традиции было заимствовано и учение об окружающем ойкумену Оке- заливами которого являлись все моря, а также идея о де- иинии обитаемой части земли на широтные зоны — климаты (греч. кАЛца, букв. — «наклонение»). Если само понятие климата пришло к арабам из греческойшауки, то принятое среди ученых ха- ипфата представление о наличии семи климатов сформировалось под влиянием иранской традиции деления земли на семь широтных зон — кишваров.
Другое направление в географической литературе халифата пило представлено описательной географией, называвшейся «наукой о путях и странах» ('илм ал-масалик ва-л-мамалик) или » наукой о почтовых станциях» (илмал-буруд). Сочинения, созданные в рамках этого направления, отличались большим жанровым разнообразием. Для нас особый интерес представляют богатые маршрутными данными «книги путей и стран» (Кут у б ал- масалик ва-л-мамалик), получившие особенное распространение и X в. Часто их авторами были не ученые, а занимавшие высокие посты чиновники. В XI—XII вв. появились географические словари, а также содержащие описание всей вселенной космографии. Очень популярным жанром являлись рассказы о путешествиях. Они постепенно дифференцировались на сочинения с преобладанием реальных элементов, с одной стороны, и книги, описывающие всякие чудеса и диковинки — с другой. Последние образовали особый жанр «книг о чудесах» (Кутубал-'аджа'иб). I [роизведения арабских географов К—X вв. опубликованы в серийном издании «Библиотека арабских географов» («БШюШеса 1Гео§гарЬогаш агаЫсогиш»), осуществленном в 1870—1894 гг. ныдающимся голландским ориенталистом М.Я. де Гуе (МЛ. ёе Оое]е).
Еще одну группу источников географического характера составляют карты. Первым арабским картографическим произведением, о котором мы имеем сравнительно достоверные сведения, является так называемая «ма'муновская карта». Она была создана учеными «Дома мудрости» для халифа ал-Ма'муна в первой половине IX в. и известна по описаниям видевших ее более поздних авторов (БОЛ. Т. VIII. Р. 33; АГЛ. С. 87). К сожалению, по этим весьма противоречивым описаниям трудно составить ясное представление о принципах построения «ма'му- новской карты», что делает невозможным ее реконструкцию.
В X в. в рамках жанра «книг путей и стран» была разработа на серия карт, получившая наименование «Атласа ислама». ЭК собрание карт сопровождало произведения целого ряда графов X в. Количество и тематика карт, а также их порядо|| в атласе были строго регламентированы. Атлас включал в бя одну общую карту мира (с центром в Мекке) и 20 карт с изображением областей халифата, в том числе карты для Средиземного и Каспийского морей. Карты «Атласа ислама» схематичны: градусная сетка отсутствует, моря и острова представлены в виде геометрически правильных кругов или эллипсов, береговые линии условны, а реки нанесены прямыми линиями. Как и подавляющее большинство арабских карт, карты «Атласа ислама» ориентированы на юг Бё. I. Б. 14—24; Ьс1. I. Н. 1). С «Атласом ислама» была связана одна линия арабской картографии. Другая представлена картами, продолжавшими птолемееву традицию. Древнейшими из дошедших до нас памятников арабской картографии этого направления являются карты ученого первой половины IX в. ал-Хоризми, в частности, его ориентированная на север карта с изображением Азовского моря (ал-Батиха).В середине XII в. ал-Идриси (см.:гл. 13.1), опираясь на наследие Птолемея, создал серию прямоугольных карт, в совокупности составлявших общую карту мира. Карты ал-Идриси отличаются большой подробностью и, в ряде случаев, довольно высокой точностью для своего времени (МА. Бё. I. Н. 2; И; VI).
