- •Варианты заданий к лабораторной работе №2 Вариант 1 принятие решений
- •Вариант 2 технологии поддержки принятия решений
- •Вариант 3 этические последствия технологических изменений
- •Вариант 4 сеть поддержки технологий
- •Вариант 5 интернет и информационная супермагистраль
- •Вариант 6 специальное применение информационных технологий
- •Вариант 7 кинетическое предпринимательство
- •Информация, знания и информационная работа
- •Вариант 9 реинжиниринг
- •Вариант 10 стратегия информационных технологий и систем
- •Инфраструктуры сетей связи в мире
- •Вариант 12 виртуальная корпорация
- •Вариант 13 инвесторы
- •Вариант 14
- •Вариант 15 управление информатизацией предприятия
Вариант 13 инвесторы
Информационные технологии – очень динамичный рынок. Технологии быстро совершенствуются, запросы людей и бизнеса возрастают. В этой гонке технологий центральную роль играет интенсивное и, главное, своевременное финансирование. Если классический капитализм подразумевал постепенное накопление средств, которые выливались в финансирование новых разработок, то в новой экономике идеи и изобретения не могут ждать, так как они нужны на рынке в определенный момент времени.
Инвесторы на рынке информационных технологий разделяются на две основные категории – стратегические и финансовые. Среди первых – крупные ИТ-компании, у нас в первую очередь – системные интеграторы, телекоммуникационные компании и компьютерные торговые дома, которые финансируют проекты, главным образом направленные на развитие или дополнение собственного бизнеса. Их мотивация – развитие бизнеса, поэтому, как правило, стратегические инвесторы не ждут быстрой отдачи от своих вложений. Наиболее серьезные проекты, профинансированные крупными стратегическими инвесторами, живут и сейчас, дополняя основной бизнес.
Тем не менее, в нашей стране стратегические инвестиции являются скорее среднесрочными, чем долгосрочными – инвесторы рассчитывают начать возвращать деньги уже через 3-5 лет, а не через 7-10. Если стратегические инвесторы вкладывают средства в другие компании, то они, как правило, стремятся их полностью контролировать, фактически сделав из приобретенной компании свое подразделение, внутренний проект. Именно поэтому приобретения стратегических инвесторов, особенно в нашей стране, нередко проходят как покупки перспективных команд, а не перспективных компаний. Российская специфика проявилась в том, что среди ИТ-инвесторов оказались и нефтяные компании, развивающие ряд крупных проектов в области информационных и онлайновых технологий.
Вторая категория – финансовые или венчурные инвесторы. Их подход к инвестициям в корне отличается от стратегических инвесторов. Будучи профессиональными финансистами, они вкладывают средства, как правило, приобретая не контрольный пакет в перспективных с их точки зрения проектах или компаниях. Срок инвестиций – два-три года, максимум пять лет, что для российского рынка все-таки редкость.
Капиталистические гуру и молодые финансисты и сейчас ведут охоту на проекты, на которых можно заработать деньги. Другое дело – проектов мало. Основная мотивация венчурного инвестора – отдача на вложенный капитал, которую они получают, перепродавая свою долю другим, например стратегическим инвесторам или после выхода проинвестированной компании на фондовый рынок (первичное размещение акций, IPO). Последний сценарий особенно популярен в Соединенных Штатах, Канаде и Западной Европе, весной-летом 2000 года об этом вели разговоры и у нас. В период, предшествующий перепродаже или листингу, венчурный инвестор принимает активное участие в жизни компании – в основном как советник и наблюдатель в правом вето на стратегически важные решения. Для венчурного инвестора цель абсолютно конкретна – выйти из инвестиционного проекта, зафиксировав на выходе максимально возможный возврат.
Буквально на глазах в нашей стране поднялась и «сдулась» целая отрасль – венчурные инвестиции. Около двух лет первые венчурные деньги появились на российском рынке, затем число американских, европейских и российских инвесторов возрастало с каждым месяцем. Каждый крупный инвестиционный банк считал своим долгом заявить о себе в области инвестиций в ИТ-проекты: онлайновые, программные, информационные. Пик венчурных инвестиций пришелся на начало-середину 2000 года. На тот момент можно было насчитать около двух десятков относительно крупных инвесторов. Однако время внесло свои коррективы – сейчас сектор венчурных инвестиций почти мертв, часть венчурных инвесторов ушла с рынка, и остались всего несколько серьезных игроков, которые занимают выжидательную позицию. Причем, среди венчурных инвесторов в нашей стране, по данным EBRD, доминирует иностранный капитал – его доля составляет более 90%.
Интересно, что если в Западной Европе и Америке около трети ИТ-инвестиций направляется в начинающие компании и предпринимательские команды (start-ups), то у нас – только 10%, а остальные средства направляются в зрелые фирмы, в том числе во внутренние проекты. Такой вариант ИТ-инвестиций, как финансирование выкупа акций компаний менеджментом у владельцев с целью обновления бизнеса (managers buyouts), чрезвычайно популярный в западных странах (до 2/3 венчурных вложений в США и более половины в Европе), пока совершенно отсутствует в России. Возможно, пока нет до конца сформировавшихся менеджерских команд, интересы которых могли вступать в противоречие с интересами владельцев. Однако можно не сомневаться, со временем такие инвестиции будут делаться и у нас.
Эффективным способом управления инвестициями является холдинг. Холдинг – объединение разных компаний в рамках общего финансового и стратегического менеджмента, самый популярный вариант владения и управления ИТ- и интернет-проектами в России. Как правило, владельцами и управляющими холдинговых компаний являются крупные инвесторы, вложившиеся в несколько проектов разного масштаба. Наиболее сильные холдинги с точки зрения стабильности бизнеса – у поставщиков интернет-услуг и системных интеграторов. Холдинги активно поддерживают инновационные направления, постоянно пробуя расширить свой бизнес по разным направлениям. Будучи эффективным методом управления и стратегической консолидации разрозненных активов, холдинг также обеспечивает устойчивость самим проектам, в первую очередь в финансах и в управленческих кадрах. Соответственно двум видам инвесторов, на рынке работают два вида холдингов – те, что аффилированы в телекоммуникационными, компьютерными компаниями, системными интеграторами, и те, которые поддерживаются крупными инвестбанками.
Несмотря на кризис ИТ- и особенно интернет-бизнеса, было бы ошибочным утверждать, что рынок инвестиций в информационные технологии сворачивается. Скорее, инвесторы, как стратегические, так и оставшиеся финансовые, просто не заявляют о себе при каждом удобном случае, как раньше. Тем не менее можно быть на сто процентов уверенным, что если на рынке появится реальный, многообещающий и просчитанный коммерческий проект, то он тут же найдет своего инвестора – причем как стратегического, так и финансового.
