Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семиченко - Психология общения.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
828.42 Кб
Скачать

В) анатомия конфликта (по с. В. Ковалеву)

Предлагается вначале определить характер возникшего конфлик­та по следующей теоретической схеме:

1. Стороны конфликта.

С точки зрения социально-психологического анализа возможны конфликты типа: аспект личности (черта или совокупность черт) — аспект личности, личность — личность, личность — группа и группа — группа. В первом случае мы обычно имеем дело с конфликтными столкновениями отдельных особенностей личности и поведения лю­дей, во втором — с их широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, мотивов, целей, ценностей и установок; в третьем и четвертом — подобное второму случаю столкновение личности с группой или группы с группой. Практически все из этих вариантов конфликтного взаимодействия могут встречаться в педагогической деятельности как со стороны педагога, так и со стороны обучаемых. В последнем случае педагог должен помогать воспитанникам пре­одолевать возникающие конфликты конструктивным способом.

2. Условия протекания конфликта.

Характер и осуществление любого разногласия существенно опре­деляется той внешней средой, в которой протекает конфликт. Пока что характеристики среды достаточно полно не классифицированы. Можно выделить важнейшие характеристики условий протекания конфликтов чисто эмпирически, в том числе:

• пространственно-временные: место осуществления противо­речия; время, в течение которого оно должно быть разре­шено, и пр.;

• социально-психологические: климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта;

• социальные: вовлеченность в противоречие интересов различ­ных социальных групп (семейных, клановых, половых, профессио­нальных, этнических, национальных).

—138—

3. Образы конфликтных ситуаций.

Своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением — с другой, выступают образы конфлик­тных ситуаций — своеобразные идеальные модели, которые включа­ют следующие элементы:

• представления участников противоречия о себе (о своих потреб­ностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);

• представления каждого из них о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.);

• представления конфликтующих сторон о среде и условиях, в ко­торых протекает конфликт.

Необходимость анализа образов конфликтной ситуации определя­ется следующими обстоятельствами: 1) именно образы, а не реаль­ные обстоятельства сами по себе непосредственно определяют конф­ликтное поведение; 2) один из путей разрешения конфликта предпо­лагает изменение этих образов, которое осуществляется посредством взаимного воздействия на участников конфликта.

4. Возможные действия участников конфликта.

Этот важнейший элемент структуры противоречий также пока еше недостаточно разработан в социально-психологической теории, однако для практических целей считается достаточным анализ кон­фликтных действий по трем основаниям:

• характер действий (наступательные, оборонительные, нейтраль­ные);

• степень активности в их осуществлении (активно-пассивные, инициативно-ответные);

• направленность этих действий (на оппонента, к третьим лицам, на самого себя).

5. Исходы конфликтных ситуаций.

Любое конфликтное действие (и конфликт в целом) может иметь четыре основных исхода:

• полное или частичное подчинение другого;

• компромисс;

• прерывание конфликтных действий;

• интеграция.

В динамике конфликта (то есть в его протекании как процесса) выделяют четыре основных стадии «жизни» противоречия:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. Естественно, что любой конфликт порождается объективным про­тиворечием, которое традиционно в условном виде представляется следующим образом. «Стороны А и Б оказываются участниками объ­ективной конфликтной ситуации, если стремление А к достижению

139—

некоторого делаемого им состояния В объективно препятствует до­стижению Б делаемого им состояния Г, и наоборот (В и Г могут сов­падать, а А и Б могут быть сторонами одной и той же личности — в этом случае речь будет идти о внутриличностном конфликте, когда душа человека разрывается на части противоположными впечатле­ниями или желаниями). Объективная конфликтная ситуация далеко не всегда сразу же опознается людьми, и эту стадию противоречия называют «стадией потенциального конфликта».

2. Осознание объективной конфликтной ситуации. Именно с осознания противоречия конфликт становится реально­стью, так как только восприятие ситуации как конфликтной порож­дает соответствующее поведение (и потому противоречие может быть не только объективным, реально существующим, но и субъективным, мнимым, только лишь воспринимаемым таковым). Варианты соот­ветствия между объективным и субъективным в конфликтной ситуа­ции: адекватно понятый конфликт, неадекватно понятый, непоня­тый, ложный.

3. Переход к конфликтному поведению.

Осознание объективной конфликтной ситуации, как правило, со­провождается переходом к конфликтному поведению — к действиям, направленным на блокирование достижения противоположной сто­роной ее стремлений, целей и намерений. Здесь важно то, что дейст­вия, предпринимаемые конфликтующими, также должны ими осоз­наваться как именно конфликтные — иначе их поведение нельзя обозначить как конфликтное.

Характерно, что действия по поводу противоречия обязательно выступают следствием осознания объективной конфликтной ситуа­ции — может быть, и тех, что действия А по отношению к Б стано­вятся для А средством снять внутреннее напряжение. И в этом случае внутренний конфликт (внутриличностное противоречие) переходит во внешний, межличностный.

Стадия конфликтного поведения неизбежно связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их де­стабилизацией. Однако действия участников выполняют в то же вре­мя и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и раз­витие конфликта приводят к более глубокому, хотя далеко не всегда более точному пониманию ситуации.

4. Разрешение конфликта.

Исходя из вышеизложенного можно считать, что конфликт разре­шим возможно как за счет изменения объективной конфликтной си­туации, так и за счет преобразования ее образов, которые есть у кон­фликтующих сторон. Разрешение это может быть частичным (когда включаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту ос­тается) или полным (здесь конфликт устраняется и на уровне внеш-

140—

него поведения, и на уровне внутренних побуждений). Возможные варианты разрешения:

• Полное разрешение на объективном уровне за счет преобразова­ния объективной конфликтной ситуации, например пространствен­ное или социальное разведение сторон или предоставление им дефи­цитных ресурсов, отсутствие которых и привело к противоречиям;

• Полное разрешение на субъективном уровне за счет кардиналь­ного изменения образов конфликтной ситуации;

• Частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограни­ченного, но достаточного для временного прекращения изменения образов конфликтной ситуации.

Оптимизация поведения человека в конфликтной ситуации может быть достигнута посредством социально-психологического тренинга, включающего следующие упражнения и задания.

Управление конфликтом. В качестве основы для этого упражне­ния возьмем художественный или публицистический конфликт, ко­торый может быть разыгран двумя участниками. Разногласия между ними разыгрываются по следующей схеме управления конфликтом:

1. Определение необходимости обострения конфликта, которое до­стигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (без обсуждения!):

а) возможно и желательно ли устранение противоречия (как яв­ления прогрессивного в своей основе);

б) если да, то нет ли более мирных, экономных и «чистых» путей его разрешения;

в) если нет, то хватит ли у вас сил на то, чтобы выиграть конф­ликт;

г) если нет, то как долго он может длиться (это нужно для того, чтобы выйти из конфликта с минимальным расходом душевных и физических сил);

2. Полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее.

3. Анализ подлинных причин конфликта, которые конфликтую­щие могут скрывать за причинами мнимыми.

4. Локализация конфликта, то есть установление его четких рамок и максимальное стремление к сужению образа противоречия.

5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешает людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении «противной» стороны.

6. Переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит опровергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены — лучше попытаться «перевести» их на понятный им язык, выделяя опорные смысловые моменты.

141—

7. Достаточная активность, поскольку, даже «отступая по всему фронту», можно сохранить инициативу, задавая:

а) эмоциональный тон отношений («Поговорим спокойно»);

б) тему разговора («Мы немного отклонились, вернемся к тому, с чего начали»);

в) языковой стиль (без грубости);

г) ритм и степень строгости соблюдения правил «игры» («играть» в конфликт, то есть разрешать противоречие в соответствии с огово­ренными ролями и амплуа с противником).

Выполнение упражнения обязательно оценивается и обсуждается по всем семи составляющим алгоритма управления конфликтом.

Третий нелишний. Это упражнение также можно осуществлять на художественном или публицистическом материале. Однако главным действующим лицом выступает здесь не кто-то из «конфликтую­щих», а «третейский судья» — человек, который должен способство­вать разрешению конфликта, используя принципы так называемого «косвенного разрешения конфликта» (предложены А. Б. Доброви-чем):

1. Принцип выхода чувств (то есть предоставление возможности беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то им сделанного, что обычно умиротворяет конф-ликтогена).

2. Принцип эмоционального возмещения (действенного сочувст­вия неправому — а неправы обычно оба, — которое чаще всего по­рождает у него ростки раскаяния).

3. Принцип авторитарного третьего (остающегося тайной для кон­фликтующих) — использование обоюдоизвестного и обоюдоуважае-мого ими лица в качестве «посланца доброй воли».

4. Принцип принудительного слушания (когда третий предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они по­вторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, на­глядно демонстрирует спорящим: они попросту не слышат друг дру­га — и соответственно снижает накал страстей).

5. Принцип обмена позиций (тот же авторитарный третий предла­гает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продол­жать ссору, что позволяет им, возможно, впервые увидеть себя со стороны, глазами другого).

6. Принцип расширения духовного горизонта спорящих (благода­ря записи ссоры на магнитофон и предъявления ее конфликтующим, которые обычно оказываются не просто удивлены, но даже шокиро­ваны тем, что услышали; если нет магнитофона, то два студента группы могут вести стенограмму дискуссии, дословно записывая все высказывания оппонентов).

142—