Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. Смутное время.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.33 Mб
Скачать

Вопросы и задания:

1. Почему врангелевцам не удалось привлечь на свою сторону Н.Махно? Почему известный атаман был готов скорее поддержать красных, чем белых?

2. Какие кардинальные изменения произошли в политике Врангеля по национальному вопросу по сравнению с программой руководителей белого движения 1918-1919 годов и почему?

3. Почему для врангелевских властей имел особое значение союз с украинским национальным движением?

4. Какие украинские группы и течения были представлены на съезде национально-демократического блока в Севастополе в октябре 1920 года? С какими из них прежде всего готово было пойти на контакт врангелевское правительство и почему? Какие решения принял съезд национально-демократического блока?

§ 7. Исход

1. План эвакуации

В дни штурма Перекопа П.Н.Врангель отдает распоряжение о срочной подготовке судов в Севастополе, Керчи, Феодосии, Ялте, Евпатории. Планируется эвакуировать 70-75 тыс. человек: отходящие войска, раненых и больных, мирных жителей. Огромную работу предстояло выполнить назначенному после смерти адмирала М.П.Саблина новому командующему Черноморским флотом адмиралу М.А.Кедрову, начальнику штаба Черноморского флота Н.Н.Машукову. В экстренной обстановке и на посту Таврического губернатора, начальника гражданского управления и командующего войсками армейского тылового района понадобился более энергичный руководитель. Им был назначен генерал М.Н.Скалой, до этого командовавший 3-м корпусом. В ночь с 9 на 10 ноября Главнокомандующий в Джанкое имел продолжительное совещание с генералом Кутеповым. По возвращению в Севастополь Врангель распорядился занять войсками главнейшие учреждения, почту, телеграф, выставить караулы на пристанях и вокзале. Дал указания разработать порядок погрузки тыловых учреждений, раненых и больных, а также продовольственных запасов.

Кедров Михаил Александрович (1878-1945). Окончил 4-й Морской кадетский корпус (1899), Михайловскую артиллерийскую академию (1907). Участник русско-японской и 1-й мировой войны. Контр-адмирал (1916). В 1917 — помощник морского министра, командир бригады линейных кораблей ЧФ. В белом движении: уполномоченный Верховным Правителем России адмиралом Колчаком по делам военно-морских агентов (атташе) в Европе (1919-1920). С 17.10.1920 — командующий ЧФ, обеспечил эвакуацию армии Врангеля и беженцев из Крыма. Вице-адмирал (4.11.1920). Возглавлял русскую эскадру, переведенную в Бизерту (Тунис). В конце 1920 убыл в Париж, где возглавил Русский морской офицерский корпус. В 1937-1938 возглавлял РОВС. Умер в Париже.

Машуков Николай Николаевич (1889-1968). Окончил Морской корпус (1908), Михайловскую артиллерийскую академию. Старший лейтенант. В белом движении с осени 1918: старший офицер транспорта «Ольга», командир вспомогательного крейсера «Цесаревич Георгий». Капитан 2-го ранга (1919). Командир крейсера «Алмаз», начальник отряда судов Азовского моря, организатор и командир Азовской флотилии. Капитан 1-го ранга; контр-адмирал (1920). Начальник штаба ЧФ с 12.10.1929. Награжден орденом Св. Николая Чудотворца. Эвакуирован с флотом в Бизерту. С 1921 жил во Франции. Умер в Париже.

11 ноября из Константинополя прибыл французский линкор «Вальдек-Руссо» с временно командующим французской экспедиционной эскадрой адмиралом Дюменилем на борту. Вместе с представителем Франции на Юге России графом де Мартелем адмирал посетил Главнокомандующего. Врангель через них передал просьбу в адрес французского правительства о предоставлении помощи в эвакуации транспортами и кораблями прикрытия, а также финансовой поддержке для многих тысяч военных и гражданских беженцев. В качестве компенсации за расходы французской стороне предлагались корабли Черноморского флота и коммерческий флот. В этот же день Врангель отдал следующий приказ:

«Русские люди!

Оставшаяся одна в борьбе с насильниками, Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существуют право и правда.

В сознании лежащей на мне ответственности, я обязан заблаговременно предвидеть все случайности. По моему приказанию уже приступлено к эвакуации и посадке на суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага.

Армия прикроет посадку, памятуя, что необходимые для ее эвакуации суда также стоят в полной готовности в портах, согласно установленному расписанию. Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих. Дальнейшие наши пути полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлет Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье».