Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. Смутное время.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.33 Mб
Скачать

6. Новые назначения

18 июля Временное правительство назначило на должность командующего Черноморским флотом А.В.Немитца с производством его в контр-адмиралы. Сам Немитц позже вспоминал: «Адмирал А.В.Колчак, уезжая с заданием Временного правительства в Америку, указал на меня, как своего заместителя в Черном море. Поставив меня в известность о таком предложении, А.Ф.Керенский пригласил проехать с ним в Ставку верховного главнокомандующего... Я в беседе с А.Ф.Керенским интересовался только одним вопросом, могут ли быть приняты правительством действительные меры для ограждения дисциплины в частях. Ответ на этот вопрос был равносилен ответу на вопрос, «существует или нет власть Временного правительства?».

О совещании в Ставке у вновь назначенного командующего Черноморским флотом осталось сложное впечатление. Дельный доклад о положении на фронте сделал Верховный главнокомандующий генерал А.А.Брусилов. Однако никакого решения принято не было из-за взаимного непонимания руководителей правительства и руководителей армии, а также отсутствия какой-либо программы действий у обеих сторон. Более жесткую позицию занимали два участника совещания — Б.В.Савинков и Л.Г.Корнилов. Они считали, что, прежде всего, необходимо восстановить воинскую дисциплину, не останавливаясь перед самыми суровыми мерами. 18 июля Керенский назначил генерала Корнилова Верховным главнокомандующим вместо Брусилова. Одновременно Савинков стал управляющим военным министерством, хотя формально военным министром продолжал оставаться Керенский.

А.В.Немитца перед его отъездом в Севастополь принял новый Верховный главнокомандующий, имел с ним беседу. Корнилов предложил следующее:

«1) На австро-германском фронте оборона;

2) На Черноморском — наступление и занятие проливов и Константинополя;

3) Твердые меры по ограждению воинской дисциплины;

4) Решив константинопольскую задачу, немедленно — мир с Германией».

Однако ровно месяц спустя надежды на реализацию этой программы рухнули, произошел полный разрыв между генералом Корниловым и правительством Керенского. В конце августа разразились события, названные «корниловским мятежом». В Севастополь пошли телеграммы с распоряжениями, взаимоисключающими друг друга: «не подчиняться Керенскому», «...не подчиняться Корнилову».

Командующий флотом А.В.Немитц, считая, что Черноморский флот, присягавший Временному правительству, не может изменить присяге, отдал приказ: «Черноморский флот был и остается верным Временному правительству — единственной верховной власти в России». Эту позицию поддержал Севастопольский Совет и направил телеграмму ЦИК Совета и Керенскому, в которой заявил «о своей твердой готовности до конца стоять на страже завоеваний революции», а выступление Корнилова назвал «предательством Родины и Революции».

Корнилов Лавр Георгиевич (1870-1918). Из потомственных казаков. Окончил Михайловское артиллерийское училище и Академию Генштаба. Участник русско-японской войны, был военным атташе в Китае в 1907-1911. Во время Первой мировой войны командовал пехотной дивизией. Попал в плен в апр. 1915, откуда сумел бежать в июле 1916. В марте-апр. 1917 командовал войсками петроградского военного округа, в мае-июне — 8-й армией и Юго-Западным фронтом.

Несмотря на твердую позицию, занятую командующим Черноморским флотом по поводу «корниловского мятежа», на «флоте обострилось недоверие и недоброжелательность команд к офицерам», продолжались отстранение офицеров от должностей и их аресты.

Вопиющий случай неподчинения командованию произошел в последнем походе Черноморского флота «демократической» России. 19 октября 12 кораблей вышли к Босфору, где, по имеющимся сведениям, находился крейсер «Бреслау». Не встретив неприятеля, большая часть флота оставалась у турецких берегов еще несколько дней, осуществляя сложное маневрирование. А линкор «Свободная Россия» с двумя эсминцами был отправлен к болгарскому побережью. В виду берега, в районе минных полей, команда предложила командиру линкора прекратить крейсерство и идти в Севастополь. Матросы заявили, что они не желают рисковать своими жизнями ради буржуев и по возвращении в Севастополь еще разберутся, кто и для чего послал корабли к Босфору. Когда командир отказался удовлетворить требования команды, матросы связали его и старшего офицера и привели линкор в Севастополь. Командующий флотом поднял вопрос о немедленном суде над командой «Свободной России», однако натолкнулся на резкий протест матросов и отступил.

Корнилов Лавр Георгиевич с 19 июля по 27 авг. 1917 — Верховный главнокомандующий. Своими методами пытался спасти Россию от развала, остановить революцию. Был арестован в сент. 1917, но 19 нояб. бежал на Дон, где вместе с генералами Алексеевым и Деникиным возглавил Белое движение. 31.03.1918 смертельно ранен под Екатеринодаром осколком снаряда, разорвавшегося в его комнате. Был похоронен в 40 км от города. После занятия местности Красной Армией тело генерала Корнилова было предано надругательству.

Крейсер «Бреслау»: водоизмещение 4570 т; скорость хода 28,2 узла. Артиллерийское вооружение: 12 орудий калибра 105 мм, после 23 июня — 150 мм. Бронирование: борта — 60 мм, палубы — 40 мм, боевых рубок — 100 мм.

Крейсер «Бреслау» погиб 20 янв. 1918 на выходе из пролива Дарданеллы в бою с английскими эсминцами и миноносцами, наскочив по очереди на пять мин подряд.