- •Литература Древней Руси: закономерности литературного развития, стилевые и жанровые предпочтения.
- •Русская литература XVIII века: типология направлений и жанров.
- •Литературный процесс России первой трети XIX века.
- •Идейная борьба и литературный процесс России 40-60-х гг. XIX века.
- •Специфика литературного процесса России последней трети XIX века.
- •Литературно-художественные направления, течения, школы в русской литературе конца XIX – начала XX века.
- •Важнейшие вехи литературного процесса России первой половины XX века (1917 - начало 1950-х гг.)
- •Феномен «оттепели» в русской литературе.
- •Литература русского зарубежья как исторический и эстетический феномен.
- •Перестройка в истории русской литературы.
- •Важнейшие тенденции современного литературного процесса России.
- •Жанрово-стилистическое своеобразие памятников древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», «Житие протопопа Аввакума».
- •Творчество м. В. Ломоносова и г. Р. Державина, их место и значение в истории русской литературы.
- •Эволюция русского романтизма в творчестве а. С. Пушкина, м. Ю. Лермонтова, н. В. Гоголя.
- •Своеобразие русского реализма в творчестве и. С. Тургенева, и. А. Гончарова, н. С. Лескова, н. А. Некрасова.
- •Жанр романа в творчестве л. Н. Толстого и ф. М. Достоевского.
- •Русский реализм на рубеже XIX-XX вв.: а. П. Чехов, и. А. Бунин, а. И. Куприн, м. Горький, л. Андреев.
- •Творчество а. Блока как вершина русского модернизма.
- •Социалистический реализм: теория и практика (на материале творчества 2-3 авторов по выбору).
- •Своеобразие русского литературного постмодернизма (на материале творчества 2-3 авторов по выбору).
- •1. Судьба реалистической традиции в современной русской литературе
- •2. Феномен неонатурализма в русской литературе
- •3. Сентиментальный (нео)натурализм
- •Тема революции и гражданской войны в русской литературе 20 века
Литературный процесс России первой трети XIX века.
Самое лаконичное объяснение сути литературного процесса первой трети XIX века появляется тогда, когда эту эпоху называют “литературой русского романтизма”. Однако это определение неточно — одним лишь романтизмом эта эпоха не исчерпывается.
Эта версия, часто встречавшаяся в статьях и учебниках, более подробно выглядит так: на смену сентиментализму во главе с Н. М. Карамзиным приходит романтизм (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, ранний А.С.Пушкин, поэты пушкинского круга, поэты-декабристы, М.Ю.Лермонтов), а затем на смену романтизма является реализм, признаки которого заметны в позднем творчестве А.С.Пушкина и у Н.В.Гоголя. Авторы такой версии дают объяснение литературной борьбе начала XIX века: с одной стороны — лагерь устаревшего классицизма, “классики”, объединившиеся в литературное общество “Беседа любителей русского слова”, с другой стороны — “романтики”, представители зарождающегося романтизма, продолжатели реформ Н.М.Карамзина, объединившиеся в литературное общество “Арзамас”. Последние, естественно, победили, так как из “Арзамаса” вышел А.С.Пушкин, за ним на сцене литературной жизни появляется целый круг поэтов, поэты-декабристы, наконец, проза зрелого Пушкина выводит литературу на пути реализма.
В этой схеме литературного процесса всё так стройно, упорядоченно, красиво, что с ней трудно не согласиться. Однако такая схема предполагает огромное количество исключений и допущений. Вот некоторые из них. Г.Р.Державин, преодолевший каноны классицизма, заметивший и одобривший молодого А.С.Пушкина (“Старик Державин нас заметил / И в гроб сходя благословил”) почему-то входил в “Беседу...”, то есть принадлежал числу противников тех самых поэтов, которые организовали “Арзамас”, вырастили романтизм и вместе с ним А.С.Пушкина. “Беседчик” Державин благословил “арзамасца” Пушкина. Или другой пример: “романтик” Батюшков в своей сатире “Видение на берегах Леты” “утопил” в реке забвения всех поэтов, кроме И.А.Крылова, “классика”, участника “Беседы...”. Исключениями являются и упрёки романтиков Жуковскому, обвинявших его в неопределённости, туманности поэзии, в пристрастии к фантастическому, таинственному, к жанру баллады — романтики упрекали Жуковского за то же, за что его упрекали и классики. Подобных “исключений” чрезвычайно много и если с ними знакомиться и дальше, то привычная схема покажется не только противоречивой, но даже бесполезной или вредной, мешающей пониманию литературного процесса.
Однако категорически отвергать привычные версии истории литературы начала XIX века тоже нельзя. Русский сентиментализм действительно существовал и Н.М.Карамзин имеет самое прямое отношение к этому литературному направлению; существовал и русский романтизм — баллады В.А.Жуковского, элегии К.Н.Батюшкова, “южные” поэмы А.С.Пушкина и др. Однако при этом следует учитывать, что Н.М.Карамзин переживал процесс творческой эволюции и мог перерасти собственный сентиментализм, прийти к новым философским идеям и эстетическим взглядам. Следует учитывать и то, что сентиментализм был в русской литературе господствующим направлением, но отнюдь не единственным; кроме того, сам сентиментализм был неоднородным, состоял из разных литературных движений и школ. Не было чёткости в терминологии, многие понятия “были принесены извне и только прилагались к определённым явлениям... Под “романтизмом” разумели иногда немецкое или английское влияние вообще, шедшее на смену французскому, причём “романтическими” были имена Шиллера, Гёте и даже Лессинга”. Наконец, если романтизм появился после сентиментализма, то это ещё не значит из сентиментализма.
Так обстоит дело с литературой первой трети XIX века. Однако совсем отказаться от европейских аналогий не удастся, так как начавшийся в XVIII веке процесс европеизации русской культуры ещё не завершился. Кроме того, многие произведения первой трети XIX века являются переводами из Байрона, Томаса Грея, Парни, Мильвуа, в прозе русские романтики спорят с Гердером, братьями Шлегель, Шеллингом. Таким образом, пользуясь европейскими терминами “романтизм”, “классицизм”, “сентиментализм” и т.п. следует помнить об их русском своеобразии.
