Сергей Городенский
«ЯНА-НЕСМЕЯНА» (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)
Новогодняя сказка для детей в двух частях, десяти явлениях, и одним счастливым концом. С музыкой и танцами.
ЯНА, царевна
ТИМОХ, скоморох
СОВЕТНИК, важный жулик
ЦАРИЦА, царица
МАРКОВНА, баба Яга на пенсии
ДЕД МОРОЗ, добрый волшебник
ЦАРЬ ГОРОХ, царь
КОРОЛЕВИЧ ЧУМБА, ГРАФ ФОН БУРБОН, они же СТРАЖНИКИ, ПРИДВОРНЫЕ .
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Явление 1
Зимний лес. На опушке появляется Тимох.
ТИМОХ. (поет и на ходу сочиняет) «Маленькой елочке холодно в лесу, маленькую елочку Яне принесу». Не принесу, получается. Почему это не принесу? Принесу, конечно. Яне. Я ли не молодец, не молодец? «Тот, кто с елкой справится, тот и молодец! Принесу красавицу Яне во дворец». Не во дворец? А куда? Вот же имечко у царевны. Яна. Я-на! Нескладное какое-то имя.
С другой стороны опушки медленно идет и затем останавливается Дед Мороз, читая письмо. Он в телогрейке, в очках, на спине мешок.
А если так? (декламирует): Выросла красавица прямо на поляне, я доставлю елочку… прямо в руки … (сталкивается с Дедом Морозом. Тот роняет мешок, из которого высыпаются письма)
Ой! Извини, дедушка. Давай я тебе подсоблю.
ДЕД МОРОЗ. Здравствуй, добрый молодец (потирая ушибленный бок). Чего ж ты по сторонам не смотришь? Поспешишь – людей насмешишь!
ТИМОХ. Так людей смешить моя работа. Звать меня Тимох-скоморох, подобрал меня царь Горох! А сам на войну поехал, меня на хозяйстве оставил! Оп! (Кувыркается) Люблю языком чесать, да стишки писать!
ДЕД МОРОЗ. Ой, говорливый какой! А еще чего любишь?
ТИМОХ. Люблю колбасу, да ковырять в носу. Мне палец в рот не клади! А клади мне конфеты, мармалад, халву, виноград, а еще шоколад...
ДЕД МОРОЗ. Постой, хватит частить. Зачем в лес пожаловал?
ТИМОХ. Ну, уж точно не за грибами. Елка мне нужна, дедушка. По спецзаказу, вот у меня даже чертеж есть.
ДЕД МОРОЗ (рассматривает чертеж). Елки-палки! И кто ж тебе, молодец, такую елку сурьезную заказал?
ТИМОХ. Его умнейшество, главный советник, он же министр всего на свете.
ДЕД МОРОЗ. Что-то не слыхивал я о таком.
ТИМОХ. Ну, правильно, он во дворце без году неделя. Зато ва-а-ажный! Главный распорядитель, ответственный руководитель, и самого царя Гороха заместитель. У него и грамота от царя-батюшки имеется: «Моему заместителю быть у вас советником - на то время, пока из похода не ворочусь. Мое величество Царь Горох»
ДЕД МОРОЗ. Надо же, какой уважаемый человек.
ТИМОХ. Уважаемый и самим собой обожаемый. Ну, а по чести сказать - пройдоха, намного хуже Тимоха. Царицу охмурил, ввел свои распорядки, от ужина до зарядки, все что видит, считает-пересчитывает, от гвоздей до лошадей, но главное - шуток-прибауток не понимает!
ДЕД МОРОЗ. Зато ты веселый молодец, сообразительный.
ТИМОХ (спохватившись) Ой, что-то я разговорился, да видать таким уродился. А ты-то кто такой, дедушка? Писем у тебя миллион. Ты никак почтальон?
ДЕД МОРОЗ. Кому почтальон, кому гость желанный. Ты читать-то умеешь,Тимофей?
ТИМОХ. А то! Нынче неграмотность не в чести, неграмотному только полы мести, да лошадей скрести.
ДЕД МОРОЗ. А вот мы твою грамотность и проверим, ну-ка, помоги мне разобрать, что здесь написано.
ТИМОХ (читает письмо). «Сне-го…» снегоход, что ли? Сне-го-кат! «Дедушка Мороз… привези нам с братом …» Погоди, дедушка, а разве не стыдно тебе в письма чужие заглядывать? Это же письмо Деду Морозу?
ДЕД МОРОЗ. Ага, снегокат заказали мальцы… спасибо, добрый молодец. А письмо это мне адресовано, стало быть, и читать его можно.
ТИМОХ. Ой, с лавки упасть и не попасть, живой Дед Мороз! А я думаю, что еще за старик-лесовик, ёлкин начальник. А где же твоя шуба?
ДЕД МОРОЗ. Я шубу в праздник надену, ты не волнуйся. Скажи-ка лучше, Тимофей, как себя Баба Яга чувствует? Не болеет, не скучает?
ТИМОХ. Ты что, дедушка? Почем мне знать? Баба Яга только в сказках бывает.
ДЕД МОРОЗ. Когда-то в сказках была, а уж двадцать лет как во дворце живет. Глафира Марковна, поди не знаешь!
ТИМОХ. Как не знать Марковну! Я во дворце хоть и первый год, веселю народ, как царь уехал, но вот эта новость –с печки встать и не брякнуться! Нянька нашей царевны! Баба Яга?!
ДЕД МОРОЗ. Баба Яга, да уж. Только давно на пенсии она. Служит царю верой и правдой. Хорошо, что я тебя встретил. (роется в мешке) Как-то написала мне Глафира Марковна, чтобы я отыскал ее тетрадь с рецептами, в старой избушке.
ТИМОХ. Это которая на курьих ножках?
ДЕД МОРОЗ. Она самая. Память у нее к старости дырявая стала. Вот, передай ей с поклоном. Да что ж ты такой любопытный, не открывай.
ТИМОХ. Не буду. А что в тетради?
ДЕД МОРОЗ. Не знаю, не пристало Деду Морозу в чужие записи заглядывать. Снегурка сказывала, что хитрости там кулинарные. Прячь, прячь тетрадь. А я тебе за это дам советов мудрых, и елку правильную подберу. А не палку, как на чертеже твоем.
ТИМОХ. Давай пополам, дедушка. Ёлку мне, а советы тебе.
ДЕД МОРОЗ. Ну, как знаешь, добрый молодец. Иди вот на тот на край поляны, отсчитай пятую елку от кривой березы. Это самая пушистая в лесу красавица. Твоя теперь будет.
ТИМОХ. Ну чудеса. (поет) «Маленькой елочке холодно в снегу. Из лесу елочку …во дворец… дотащить смогу»!
Тимох уходит в лес. Останавливается, озирается, раскрывает тетрадь.
ТИМОХ. Не велел старик в чужие записи смотреть. Но если нельзя, но очень хочется, то можно? Та-ак. (Читает) «Борщи, окрошки, щи», «Расстегаи, кулебяки, пироги», «Кисели, компоты». Ох, что-то есть захотелось. Сейчас бы каравая с молоком, да борща с петухом! «Снадобья от радикулита»…Это для ее величества польза…« Зелья приворотные», «Заговоры на каждый день». Ух ты, заговоры. Слова чудные, непонятные (читает): Клепики-шлепики-елки-моталки-ать-два.
Елки начинают маршировать.
ТИМОХ. Чудо-чудное, диво-дивное. Вот так шлепики, ать-два! Вот тебе и кулинария. Отнесу Марковне и больше открывать не буду.
