- •93. Производство в третейских судах в России
- •Особенности третейского разбирательства
- •4) Наличие особых принципов третейского разбирательства
- •2) Конфиденциальности,
- •1) Соглашение о передаче в третейский суд споров, которые могут возникнуть в будущем (третейский договор);
- •2) Соглашение о передаче в третейский суд уже возникшего спора (третейская запись).
- •3) Правовые последствия заключения третейского соглашения
- •1. Критерий - срок действия третейского суда:
- •2. Критерий - пределы усмотрения заинтересованных сторон:
- •3. Критерий - наличие/отсутствие правил формирования суда
- •4. Критерий: наличие/отсутствие фиксированных ставок гонораров третейских судей
- •5. Критерий: наличие/отсутствие места нахождения
- •Собственно ход третейского разбирательства (в предельно общем виде):
- •1. Формирование состава суда
- •2. Теперь очень кратко - положения фз о третейских судах в рф, посвященные третейскому разбирательству
93. Производство в третейских судах в России
Правовая база:
ФЗ от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации"
Третейский процесс (Курочкин С.А.) - совокупность норм, установленных как законодательством, так и соглашением сторон и направленных на урегулирование процедуры рассмотрения и разрешения гражданско-правового спора третейским судом.
То обстоятельство, что третейский суд не входит в судебную систему России, а правоприменение осуществляется частным порядком без участия государства, обусловило значительные отличия третейского разбирательства от государственного судопроизводства.
Особенности третейского разбирательства
1) превалирование частных способов регулирования (в регламенте третейского суда и в соглашении сторон) над законодательным регулированием
2) усеченный состав участников третейского разбирательства: общее правило состоит в том, что участниками третейского разбирательства являются его стороны; участие иных лиц д/б обосновано прямым указанием в законе или соглашением сторон;
влияние соглашения сторон на третейское разбирательство является настолько определяющим, что это делает невозможным участие в нем так называемых процессуальных истцов и лиц, выступающих в чужих интересах
Субъектами третейского разбирательства могут быть:
- третейские судьи (состав суда);
- стороны и третьи лица (при определенных условиях: участие в третейском процессе третьих лиц возможно, но их вступление в процесс обусловлено согласием на это как сторон третейского разбирательства, так и самих третьих лиц);
- свидетели, эксперты, переводчики.
3) На характер взаимоотношений субъектов третейского разбирательства важное влияние оказывает природа происхождения полномочий третейского суда.
- Определяющим фактором возникновения компетенции третейского суда является воля сторон. Государство определяет лишь рамки, в которых может проявляться эта воля.
- Характер отношений третейского суда и участников третейского разбирательства нельзя описать через отношения власти-подчинения, характерные для государственного правосудия.
Однако и вывод о полном подчинении третейского суда сторонам также не будет правильным, т.к. в ходе третейского разбирательства третейский суд руководствуется императивными нормами закона и компетенцией, установленной сторонами.
4) Наличие особых принципов третейского разбирательства
перечислены в ст.18 Закона о третейских судах.
Статья 18. Принципы третейского разбирательства
Третейское разбирательство осуществляется на основе принципов:
1) законности,
2) Конфиденциальности,
3) независимости и беспристрастности третейских судей,
4) диспозитивности,
5) состязательности и равноправия сторон.
+
Ряд принципов третейского процесса не указан законодателем в качестве таковых, однако они закреплены в законодательстве "в виде простых норм" (например, принцип компетенции, принцип автономности третейского соглашения).
Подробнее по специфическим принципам третейского разбирательства:
1. Принцип конфиденциальности |
Принцип гласности (открытости, публичности), с одной стороны, и принцип конфиденциальности (закрытости), с другой стороны, на которых может основываться судебный процесс, являются противостоящими принципами. Требование публичности служит своего рода гарантией справедливости и законности решений, принимаемых судами + транспарентность, открытость государственной судебной системы выступает в качестве обеспечительного механизма доступности правосудия.
В то же время, регулируя третейское (арбитражное, коммерческое) разбирательство, т.е. судопроизводство, осуществляемое частными лицами, законодательство практически всех развитых государств фиксирует в качестве одного из основополагающих начал его деятельности принцип конфиденциальности.
С одной стороны, лицо (главным образом это коммерсант, предприниматель) заинтересовано в сохранении своего спора в секрете, закрытии от доступа третьих лиц, и особенно от взоров широких кругов общественности. Это диктуется как соображениями этического характера, так и прагматическими нуждами сохранения коммерческой тайны. С другой стороны, конфиденциальность третейского разбирательства базируется на особом доверии к избранному сторонами третейскому суду, поскольку "отношения конфиденциальности между сторонами и судьей (судьями) создают условия для более полного и всестороннего разрешения судебного конфликта".
Во-первых, конфиденциальность по общему правилу исключает гласность третейского разбирательства. Это означает, что, если стороны не предусмотрят иного, третейское разбирательство в силу закона должно быть закрытым. - Никакие третьи лица (включая журналистов, представителей общественности и т.п.) не вправе требовать обеспечения их присутствия на заседании третейского суда или доступа к материалам разбираемого третейским судом дела.
Во-вторых, в силу конфиденциальности третейские судьи и работники третейского суда не вправе разглашать сведения, которые стали доступны им в ходе разбирательства спора, переданного на рассмотрение третейского суда.
Принцип конфиденциальности находит свое проявление и в иных моментах, в частности: - в правомерности истребования арбитражным судом или судом общей юрисдикции при подготовке к судебному разбирательству дела об оспаривании решения третейского суда материалов дела из третейского суда исключительно по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства (ч. 2 ст. 232 АПК РФ, ч. 2 ст. 420 ГПК РФ).
Какие с принципом конфиденциальности связаны проблемы: 1. проблема участия третьих лиц в третейском разбирательстве 2. проблема правопреемства в третейском разбирательстве, связанная с переменой лиц в гражданском обязательстве. - Процессуальное правопреемство вызывается переменой лиц в материальном правоотношении, произошедшем в результате сделки или в силу закона. Допустима ли перемена лиц и правопреемство в третейском разбирательстве? 2 т/з: НЕТ, не допустима: правопреемник оказался бы связанным третейским соглашением, которого не заключал ДА, допустима: В соответствии со ст. 384 ГК РФ право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том же объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права, если иное не предусмотрено законом или договором. Соответственно, если заключенный между сторонами договор уступки прав не устанавливает ограничений, на нового кредитора распространяется весь правовой режим, которому подчиняется договор, в том числе все права, которыми обладал первоначальный кредитор.
|
2. Принцип "компетенции" |
- доктрина (принцип "компетенции компетенции") применяется в целях определения компетенции третейского суда: В соответствии с данным принципом третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.
Принцип "компетенции компетенции" препятствует рассмотрению государственными судами вопроса о компетенции третейского суда до того момента, пока об этом не принято решение составом третейского суда, ограничивая тем самым роль государственных юрисдикционных органов в частном правоприменительном процессе.
Принцип "компетенции компетенции" нашел свое нормативное закрепление в п. 1 ст. 17 Закона о третейских судах, а также в п. 1 и 3 ст. 16 Закона о международном коммерческом арбитраже.
п.1 ст.17 Закона о третейских судах: Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.
Основное значение принципа "компетенции компетенции" состоит в том, что он позволяет составу третейского суда продолжать рассмотрение дела по существу даже тогда, когда одной из сторон заявлен спор по вопросам, связанным с наличием и действительностью арбитражного соглашения (как основания для наделения арбитража компетенцией на разрешение спора).
Доктрина "компетенции компетенции" является косвенным следствием принципа автономности третейского соглашения.
|
3. принцип автономности третейского соглашения |
Третейское соглашение неразрывно связано с основным правоотношением, распространяет свою силу только на споры, которые возникли или могут возникнуть в связи с ним. Вместе с тем по своей правовой природе оно существенно отличается от основного материального правоотношения, отделяется от него и приобретает автономный характер.
В теории автономность арбитражного (третейского) соглашения рассматривается в двух основных аспектах - автономности от основного договора и автономности от национального законодательства. Во внутреннем третейском разбирательстве второй аспект не столь актуален.
Для признания автономности (отделимости) третейского соглашения законодателем была введена юридическая фикция: фактически заключая один договор, юридически стороны заключают два - основной договор материально-правового характера и третейское (арбитражное) соглашение в форме оговорки.
Данная фикция позволяет разрешить проблему действительности арбитражной оговорки, даже если при рассмотрении дела основной договор будет признан недействительным, третейская оговорка, включенная в текст договора, сохраняет свою силу. Тем не менее, в ряде случаев третейская оговорка следует судьбе недействительного договора. Не может автономность быть критерием действительности тогда, когда договор подписывался неуполномоченным или недееспособным лицом, под влиянием обмана, заблуждения или угроз, с целью прикрыть другую сделку и т.д.
п.1 ст.17 ФЗ о третейских судах: ... Третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
Практическая значимость принципа автономности третейского соглашения определяется его прямым и косвенным следствиями. Прямое следствие автономности - действительность основного договора - не влияет на действительность третейского соглашения. Косвенным следствием автономности третейского соглашения является принцип "компетенции компетенции". |
Третейское соглашение
Законодателем третейское соглашение определяется как соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (ст. 2 Закона о третейских судах).
Виды третейских соглашений
1. В зависимости от формы:
1) третейская оговорка - включенное в гражданско-правовой договор условие о передаче в третейский суд всех или определенных споров, которые могут возникнуть в связи с конкретным правоотношением, оформленным договором;
2) третейское соглашение - составленное в виде отдельного документа соглашение о передаче в третейский суд всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорный характер или нет;
3) соглашение, которое заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
2. В зависимости от времени заключения (по отношению к моменту возникновения спора) принято различать:
