Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gotovie_voprosy_3_kurs_ekz_2015.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
360.25 Кб
Скачать

Вопросы к экзамену для студентов 3 курса филологического факультета (2015 г.)

  1. Литература эпохи Возрождения. Гуманизм. Периодизация. Возрождение в Италии. Ф. Петрарка «Канцоньере». Жанр сонета в сборнике.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны из-за неравномерности социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. В развитии культуры Ренессанса обычно выделяют следующие этапы: раннее Возрождение (Петрарка, Бокаччо, Альберти, Донателло, Мазаччо и др.), Высокое Возрождение (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский и др.) и позднее Возрождение (Шекспир, Сервантес). Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания с его основополагающими открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. в различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование бло доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.

Гуманисты в узком значении слова: эти люди, отдававшие все свои силы и всю свою жизнь изучению древнего мира, настолько погружались в изучение обожаемой ими античности, что совершенно пренебрегали своим родным языком и писали исключительно по-латыни. Такого рода космополиты, несмотря на свою образованность, мало содействовали национальному культурному развитию. Это многие итальянские гуманисты 15 в., а также Рейхлин в Германии, ранние французские и английские гуманисты.

Гуманисты в широком значении слова: это люди, которые воспитывались на античных образцах, но видели в них не самоцель, а только подспорье для достижения своей основной цели. В применении к их деятельности слово «гуманизм» приобретало свое основное значение – «человечность», в смысле утверждения свободы и прав человеческой личности. Такими гуманистами являлись все великие писатели позднего Ренессанса, итальянские и иностранные, – Ариосто, Сервантес, Рабле, Шекспир.

Изучение гуманистами трудов античных авторов воспитало привычку к мышлению, к исследовательской, наблюдательской, изучающей работе ума. И новые научные труды вырастали из лучшего понимания ценностей древности и одновременно превосходили их.

Гуманисты считали, что христианские формулы и догматы можно представить миру в чистом стиле античности. Для них сочетание христианских святых и имён языческих богов не казалось странным, это понималось как вопрос формы, а не замены содержания. Гуманисты славили земную красоту в противовес средневековому аскетизму с его утвержджением, что земная жизнь есть жизнь "смрадная", а человеческая плоть жалка и постыдна, и в этом они, конечно же, возрождали идеалы античного мира. Но эпоха Возрождения этим не ограничилась. Если в античном искусстве человек, пусть и прекрасный физически, представлялся лишь игрушкой рока и богов, то эпоха Возрождения возвеличивает человека, возности его на беспримерно высокий пьедестал.

Первый этап итальянского Возрождения приходится на 15 в. Это время отмечено в политической жизни Италии продолжающимся господством свободных городских коммун, которые переживают, однако уже пору своего разложения. Рост капиталистических отношений порождает новые, значительно обостренные, по сравнению с 13 в., формы классовой борьбы между имущими и неимущими слоями городского населения, которые превращаются в эксплуататоров и эксплуатируемых. Страх буржуазии перед начинающимися в городах народно-революционными движениями вызывает переход ряда итальянских городов-государств от республиканского строя к монархическому – к принципату. Такой переход совершается в Милане, Вероне, Ферраре и др. городах. В целом же культурная и литературная жизнь Италии еще связана с городскими коммунами. Это придает особый народно-демократический характер раннему Возрождению.

В деятельности великого предшественника Возрождения Данте и первых итальянских гуманистов Петрарки и Боккаччо народные и ученые элементы переплетаются, причем вторые еще не подавляют и не оттесняют первых. Самое обращение к античности, возникающий у Петрарки культ классической древности являются не прихотью образованных людей, оторванных от народной жизни. Напротив, оно вырастает в качестве ответа на запросы широких кругов итальянского общества, притом вырастает на почве никогда, в сущности, не прерывавшейся в Италии латинской культурной традиции.

В 15 в. общее направление и содержание литературы гуманистов решительно видоизменяются вследствие значительных изменений в социально-политической структуре итальянских городов. Гуманисты 15 в. теряют связь с народным движением, они борются с ранним гуманизмом, связанным с культурой свободных городов и частично еще проникнутым средневековыми традициями. Антидемократические настроения выражаются в пренебрежении к итальянскому языку, заменяемому латинским. Однако прежде всего гуманисты 15 в. гораздо более последовательно отходили от традиций феодального средневековья и присущей ему религиозной идеологии. Они были писателями, более скептически настроенными к христианству, чем Петрарка и Боккаччо. Так в своеобразных условиях итальянской жизни 15 в. развилась и созрела основная идея ренессансного гуманизма – идея раскрепощения автономной человеческой личности. Второй этап. Период высшего расцвета гуманизма, в его новом аспекте, связан с большим ущербом для литературы на национальном языке. В течение значительной части 15 в. господствует литература на латинском языке; античная традиция оттесняет национальную, которая начинает возрождаться лишь в самом конце 15 в. Особое место занимает Флоренция времен Лоренцо Медичи, в которой делается попытка примирить античную и национальную традиции. Главным достижением Лоренцо и его кружка было Возрождение итальянской литературы, значительно обогащенной за счет латинской литературы гуманистов.

Третий этап литературы итальянского Возрождения – 16 в., являющийся началом длительной феодально-католической реакции, обусловленной экономическим и политическим упадком Италии. В обстановке феодально-католической реакции в Италии происходит кризис гуманистической культуры. Литература постепенно теряет свою былую содержательность, свои реалистические устремления; в ней воцаряются формализм и подражательство великим писателям античности и раннего Возрождения. Однако процесс этот происходит далеко не сразу и не прямолинейно.

Весьма существенным явлением культуры итальянского Ренессанса явился пересмотр вопроса о женщине, ее правах, положении в семье и обществе. Женская эмансипация, конечно, была лишь частичной, поскольку речь шла только о приобщении женщины высших классов к культурной жизни, об ее освобождении от средневековых домостроевских рамок; вопрос о социальной эмансипации, о приобщении женщины к политической жизни еще не стоял на очереди. Но даже такая общественно ограниченная эмансипация имела большое историческое значение, ибо она привела к расширению круга образованных людей, дав женщине возможность заняться искусством, наукой и литературой. Уже в середине 15 в. появляется новый тип женщины-гуманистки, свободно владеющей латинским языком, причастной к научной и литературной жизни эпохи.

Сонет возник в XIII в. в Италии. Первый из известных сонетов был написан Якопо да Лентини (годы деятельности 1215 -- 1233) -- нотариусом при дворе короля Сицилии Фридриха II и поэтом «сицилийской школы». Первые итальянские сонеты своим ритмом, строем, перекрёстной схемой рифмы были близки к народной песне. В дальнейшем сонетную форму преобразовали поэты Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя и представители демократической поэтической школы Тосканы. В творчестве первых получил дальнейшее развитие пришедший из поэзии трубадуров культ «возлюбленной». В сонетах женщина обожествляется, разрушаются сословные преграды в любви, исследуется духовный мир человека, совершенствуется поэтический язык.

Франческо Петрарка был главой старшего поколения итальянских гуманистов. Произведением Петрарки, которое получило для него бессмертие, является «Канцоньере», иногда это обычное название у нас переводят – «Книга Песен». Поэт пренебрежительно относился к своим лирическим песням, созданным народным языком. Есть предположения, что сначала Петрарка писал их как тексты для уже готовых мелодий. Лишь со временем он начал воспринимать эти стихи серьезно, много раз их редактируя. Эта работа не прекращалась до последних дней жизни.

Этот сборник Петрарка разделил на две книги: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». Так в самой композиции сборника появился ее эстетичный центр – образ Лауры и художественное время. Он имел другой принцип, чем у Данте, – мадонна Лаура, безусловно, состарилась бы, если бы не ее преждевременная смерть. Любовь Петрарки к мадонне Лауре – реальное земное чувство, как сама она – конкретная женщина, чьей взаимности поэт алкает, хотя дистанция между ним и мадонной Лаурой (мадонна – обращение к госпоже, обязательно замужней женщине) всегда должно сохраняться. В оскорблении Лауры присутствующая определенная аллегоричность, недаром ее имени напоминает о «лавре», т.е. о такой желанной поэтом Славе. Ее имя созвучно и с итальянским словом «лаура», т.е. воздух, который напоминает о внеземном, отражен в самом виде прекрасной дамы.

И при всем этом Лаура конкретна, поэт точно называет дату их первой встречи: он впервые увидел ее 6 апреля 1327 г. в Авиньоне, в церкви Святой Клары, а умерла она в 1348 г. Портрет ее не имеет выразительных очертаний, есть лишь глаза, которым предоставляется целиком исключительное значение, они нередко становятся символом самой Лауры. «Вы не увидите моей измены, – вы, глаза, которые дали мне любовь», – эти строки Петрарка недаром цитирует Фабрицио в «Пармском монастыре» Стендаля: в них не только идея верности любимой женщине, а и отношение к красоте как высшей мудрости, способной научить прекраснейшему на земле чувству.

Концепция любви у Петрарки целиком гуманистическая, так как любовь возникает у него чувством бурным, которое вместе с тем приносит радость и мучения: «Если не любовь, то, что это быть может? А как любовь, то, что такое она? Добро? -Но в ней же сокрушительная скорбь.Зло? – Но мучения же эти сладки, Бог! Гореть хочу? Плакаться негоже. Не хочу? Это напрасное жалоб эхо. Живительная смерть, утеха безумная! Кто твое бремя одолеть поможет?..» (Сонет 132).

Этим гуманистическая любовь принципиально отличается от любви небесной, которая предусматривает лишение радости. Диалектика чувства, изменяемость счастья и боли, представленные как преимущество земной любви над небесной, ведь такая любовь прочна и наслаждение большее; ее мгновенности всегда живут в памяти, они облагораживают человека, рождают поэзию. Отсюда – благословение любви, которая хотя и неразделенная, но обогащает душу, раскрывает красоту мира.

Сонеты на смерть мадонны Лауры канонизируют любимую поэта, как канонизировал Данте свою Беатриче, это была уже традиция. Но у Петрарки другое отношение к Лауре, которая покинула земное бытие, главный смысл не в их будущей встрече на небесах (хотя такая встреча и не выводится), а в земной памяти о Лауре: «Так легко мы заблуждению даемся! Не верилось, что тех глаз светила, Те двое солнц могло потушить хоть что-то. И вдруг их поглотила могила, И убедить в конце концов пришлось: Все тленное здесь – времени одолеть не под силу!» (Сонет 311).

Любимой нет, но все земное продолжает беречь память о ней, вся природа будто продолжает отображать ее подобие. Она нередко является поэту в снах, но не он поднимается к ней на неба, а Лаура сходит к нему на землю. Любовь навсегда остается частью земного бытия и его счастьем.

Политические мотивы в «Канцоньере» отобразились в канцоне «Высокий дух», где воспетый римский трибун К. ди Риенцо, и, особенно, в канцоне «Моя Италия», где поэт обращается к властителям своей родины, призывая их прекратить ссоры и междоусобицы, которые разоряют страну и разрешают «тевтонам» поработить Италию. Патриотизм Петрарки не лишен национальной заносчивости, поэт упоминает о славе Старинного Риму, о том, что германцы – не что другое, как варварские племена, которые не знают культуры, а потому склонны к войны. Культура, по мнению поэта, – противоположность войне, она возможная лишь в условиях мира: «Прошу, моя канцона, Рассудительно и кротко вникай, Так как идти тебе во владетельные люди, У кого полна грудь Спеси, заблуждения и гордости вконец. Им правда – всегда враг. Знай, Ты найдешь отклик и благосклонность искреннюю Лишь в кругу избранников тесном. «Слышите? – скажи ты им. - Я иду и взываю: Мира! Мира! Мира!». В жанре сонета Петрарка открыл чрезвычайно богатые возможности. Формальная строгость сонета (14 строк, скупость на строфы, лейтмотивные рифмы) упорядочивает взволнованные эмоции поэта, создавая глубокую диалектику чувства. Первая строфа – тезис, второй – антитеза, две терцины – синтез мысли и чувство. В катренах – кольцевая рифма, которая считалось тогда признаком ученой поэзии. Схема рифм сонета Петрарки: abba abba cdc dcd.

Стиль «Канцоньере» исследователи определяют как высокий ренессансный, что предусматривает изысканную высокую лексику, простоту синтаксических конструкций и чрезвычайно тонкий поэтический вкус, который нигде не допускает помпезности или искусственной высокопарности. Простота выражений объединяется в «Канцоньере» со взволнованной патетикой, аллегоричность встречается лишь в ранних сонетах, а вообще символика опирается на новые, самым поэтом найденные метафоры, чаще всего взятые с мира природы.

Глубокий лиризм, артистичное совершенство поэзии Петрарки получили признание за его жизнь, породили в Италии течение, названное петраркизмом. К ней принадлежали такие поэты XVI ст., как П. Бембо, А. Наказание, поэтессы В. Колонная и Г. Стампа, влияния петраркизма не избег оригинальный поэт Микеланджело. Влияние Петрарки на итальянскую поэзию протягивался и на представителей маринизма, направления в поэзии XVII ст.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]