Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
налоговому праву ответы на билеты по.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
649 Кб
Скачать
☆

1.4.2. Основание для освобождения

Основанием для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика является условие, согласно которому выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Глава 21 Налогового кодекса рф не содержит определения "выручки от реализации".

Вместе с тем, в п.2.2 Методических рекомендаций даны следующие разъяснения.

Во-первых, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с учетной политикой для целей исчисления НДС ("по отгрузке" или "по оплате").

Во-вторых, при подсчете выручки учитывается выручка от реализации как облагаемых (в том числе по налоговой ставке 0 процентов), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ (в соответствии со ст.147 и ст.148 НК РФ).

В-третьих, при определении выручки от реализации не учитываются:

- выручка, полученная по операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности;

- суммы денежных средств, перечисленные в ст.162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);

- реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

- операции, перечисленные в подп.2-4 п.1 и п.2 ст.146 Налогового кодекса РФ;

- операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст.161 Налогового кодекса РФ.

1.4.3. Порядок освобождения

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующее уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Например, организация желает получить освобождение, начиная с марта месяца. Для этого она должна подать заявление и соответствующие документы не позднее 20 марта. При этом исчисленная в установленном порядке выручка от реализации за декабрь, январь и февраль не должна превышать 1 миллиона рублей.

Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена приказом МНС РФ от 04.07.2002 г. N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса РФ".

Перечень документов, необходимых для предъявления в налоговые органы закреплен в п.6 ст.145 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой индивидуальные предприниматели предоставляют:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (за предшествующие три месяца);

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

Организации представляют следующие документы:

- выписку из книги продаж (за предшествующие три месяца);

- выписку из бухгалтерского баланса;

- копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур (за предшествующие три месяца).

При этом необходимо отметить, что Налоговый кодекс РФ не уточняет какую именно выписку из бухгалтерского баланса и за какой период должны предоставлять организации.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться индивидуальными предпринимателями и организациями непосредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом. В последнем случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

Таким образом, начиная с 1 июля 2002 года (вступление в силу ст.145 НК РФ в ред. Закона от 29.05.2002 г.) разрешительный характер получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика сменился на уведомительный.

Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель представят соответствующее уведомление и документы будут соответствовать критериям, указанным в ст.145 Налогового кодекса РФ, то они автоматически пользуются освобождением. Все требования со стороны налоговых органов о предоставлении каких-либо иных документов для получения освобождения не обоснованы.

Камеральная проверка с возможным истребованием иных документов будет проводиться по прошествии периода, в течение которого данное освобождение применялось.