Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция №22.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
45.65 Кб
Скачать

Лекция №22. Споры между Малоазийскими и Римскими Церквами.

Пасха (Пе́сах) у евреев празднуется в честь Исхода из Египт. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх.12:1-28, Чис.9:1-14). После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки.

Раннее христианство

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье — днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. Епифаний Кипрский полагал, что Пасха особым образом праздновалась у коринфян, так как апостол Павел писал им: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать (έοσταζωμεν) не со старою закваскою…» (1Кор.5:7).

В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 — PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского[2], в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная», она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние, названные четыренадесятниками или квадродециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.[4] Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 160 году Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы «иудействующие» отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради обычаев нарушать братское единство[5].

В итоге для решения проблемы о составлении новой Пасхалии для всей христианской ойкумены Константин Великий созывает в 325 году собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским[6]: Отцы 1 Вселенского Собора пытались унифицировать день празднования Пасхи. Хотя подлинный текст соборного решения до нас не дошел, основные принципы его можно уяснить из других документов. Было признано необходимым принять общий день праздника для всей Церкви, следуя александрийской традиции: Правило звучит так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия (наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное).

Расчеты осложнило требование, чтобы новозаветная Пасха не зависела по сроку от иудейской (Деяния Вселенских Соборов. Т. 1, с. 181). В Средние века это требование истолковали в том смысле, что праздники не должны совпадать ни при каких обстоятельствах.

На этом Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную.

Евсевий в «Церковной истории» отмечает, что некоторая часть малоазийских церквей всё же не переменили древний обычай. Поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил «иудействовавших» от церкви как еретиков.

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Только в V веке, название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздник».

Дата Пасхи может попадать в период от 22 марта до 25 апреля по ст. стилю. (это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. стилю).

Устройство и управление Церкви. Клир и миряне. Иерархия.

Клир и миряне

Начало разграничению членов Церкви на клир и мирян положено было Самим Основателем Церкви. Цель такого учреждения состоит в продолжении совершенного Им дела спасение людей, через умножение и нравственное усовершенствование членов Церкви. Апостолы, а в лице их и их преемники, предназначены были Спасителем именно для этой цели. Согласно с таким предначертанием, Спаситель всегда отличал Своих ближайших учеников, апостолов, от прочих уверовавших в Него лиц и ясно показывал, что они и их преемники должны занимать в Его Церкви особое положение. Так, приготовляя апостолов к их будущему служению:

1) Он учил их отдельно от других верующих, открывая по преимуществу им одним

тайны Царства Божия,

2) Ещё прежде сошествия Святого Духа на них Христос сообщил им благодатную силу

и власть, когда сказал: "Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому

простятся; на ком оставите, на том остануться" (Ин. 20, 22-23).

3) Только им одним Спаситель дал право учить верующих, священнодействовать и

управлять Церковью. Он заповедовал им: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю

вас; идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа"

(Мф.28,19), "что вы свяжете на земле, то будет связано на небе" (Мф.18,18),

"Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергается" (Лк.10.16).

По вознесении Спасителя на небо Его Церковь в иерархическом отношении устроилась согласно Его предначертаниям:

1. С одной стороны, мы видим в ней разряд членов, обличённых правом учительства,

священнодействия и управления. Это апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и

учители. Апостол Павел ясно определяет значение этих лиц в Церкви, называя их

соработниками у Бога, служителями Христовыми и домостроителями тайн Божих,

назначенными для созидания тела Христова, т.е. Церкви (Еф. 4,12; 1 Кор. 3,9;

4,1).

2. С другой стороны, мы видим разряд простых верующих, по выражению апостола

Павла, ниву Божию (1 Кор. 3,9), которые внимают учению пастырей, принимают от

них таинства и повинуются им.

Первые составляли в Церкви иерархию или, по церковному словоупотреблению, клир (наследие Божие), вторые - народ, мирян. Но такое разграничение членов Церкви на два разряда ни как не вело за собой разрыва между ними. Клир и миряне составляли одну Христову Церковь, имели одного главу - Христа и действовали согласно между собой. Лица, составляющие клир, были руководителями и пастырями, миряне - руководимыми и пасомыми. Клир был далёк от всяких притязаний на начальственное, в обыкновенном смысле, отношение к мирянам и вообще проводил своё служение в духе братской любви, равно и миряне были далеки от того, чтобы давать приказания своим руководителям - пастырям. Общение между мирянами и клиром было полное: клир управлял, учил и совершал богослужение, миряне принимали участие в избрании

членов клира и управлении церковными делами.

Чрезвычайные проповедники Слова Божия в апостольский век

Распространение христианства и устроение Церкви требовало особых благодатных средств, и Господь щедро наделял ими Своих служителей. Ближайшие ученики Господа, основывая Церкви, поставляли в них иерархических лиц, которые постоянно пребывали в одной общине. Их священные обязанности состояли в продолжение дела святых апостолов: совершении богослужения, в учении истинам веры и руководстве христианской нравственностью членов общин. Эти лица составляли постоянную церковную трёхстепенную иерархию. Но, помня их, в апостольское время, дело проповеди Слова Божия совершалось также чрезвычайными служителями или харизматиками. Такими были апостолы, пророки и учители. Сведения о них находятся в книге Деяний Апостольских, посланиях апостольских, в древнем сочинении "Учение

Двенадцати Апостолов", в церковной истории епископа Евсевия и в некоторых других древних сочинениях.

Апостолы. Кроме двенадцати ближайших учеников Христа Спасителя и семидесяти Его учеников, в древней Церкви были странствующие проповедники. Они также назывались апостолами (посланниками, служителями Слова, или евангелистами), т.е. благовестниками. Свои благодатные дарования для проповедованя слова Божия они получали непосредственно от Самого Бога через откровение Святого Духа. Апостолы имели дар языков. Учение их, полученное в откровении непосредственно от Бога, имело непререкаемый авторитет. Они принадлежали всей Церкви, а не отдельной общине и были свободны в выборе места и темы проповеди. Основными их приметами были постоянные странствования и бескорыстие.

Пророки. Это были лица, обладавшие особыми благодатными дарованиями. Они открывали будущие судьбы Церкви и отдельных лиц; они глубоко понимали смысл апостольского учения и объявляли его верующим для руководства нравственной жизнью христианской общины. Их призвание совершалоь также непосредственно Духом Божиим. Характерными признаками пророков были аскетизм и проповедь в духе, т.е. особенное состояние религиозного воодушевления. Они пользовались исключительным правом произносить благодарственную молитву после Евхаристии, помогали в управлении общиной, руководили христианской жинью и помогали бедным.

Учители (дидаскалы). Это были также благодатные проповедники Слова Божия. Но они отличались от апостолов и пророков тем, что могли жить постоянно в одной общине и произносить свои проповеди в спокойной рассудочной форме. Признаком истинного учителя было согласие его учения с учением, которое проповедовали и записали святые апостолы, и личная нравственная жизнь.

Эти чрезвычайные служители Слова существовали в христианской общине наряду с постоянными иерархическими служителями Церкви. Они помогали епископам и пресвитерам в устроении церковной жизни. Однако заменить священослужителей они не могли, т.к. имели цель и благодать проповедничества, но не священства.

Постепенно чрезвычайное служение в Церкви прекратилось по двум причинам: 1. С устроением Церкви отпала нужда в особых странствующих проповедниках. 2. С увеличением количества священнослужителей и училищ дело проповеди перешло всецело к ним.