- •Вопрос 1. Использование системы показателей экономического показателя.
- •Вопрос 2. Анализ состояния и движения ос. Эффективность их использования.
- •Вопрос 3. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов предприятия.
- •Вопрос 4. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью.
- •Вопрос 5. Себестоимость. Планирование себестоимости.
- •Вопрос 6. Прибыль предприятия. Экономическое содержание. Факторы, влияющие на величину прибыли.
- •Вопрос 7. Оценка оборачиваемости активов предприятия. Эффективность использования оборотных средств.
- •Вопрос 8. Анализ ликвидности. Текущая и перспективная ликвидность.
- •Вопрос 9. Анализ платежеспособности предприятия.
- •Вопрос 10. Финансовая устойчивость предприятия. Типы устойчивости.
Вопрос 4. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью.
Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции
Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль» (анализ безубыточности) – анализ проведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. Он является инструментом планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать данный инструмент при краткосрочном планировании и оценке альтернатив. С помощью анализа зависимости «затраты – объем производства – прибыль» определяется точка равновесного объема продаж – финансовый рубеж, на котором выручка от реализации в точности соответствует величине суммарных затрат. Для анализа зависимости «затраты – объем производства – прибыль» используется формула:
Р = SUM Зпер + Зпост + Пр,
где Р – реализация в стоимостном выражении; SUM Зпер – суммарные переменные затраты; Зпост – постоянные затраты; Пр – прибыль.
Критическую точку (точку безубыточности) можно представить также путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем дополнительные обозначения: q – объем реализации в натуральном выражении; qкрит – критический объем продаж в натуральных единицах; р – цена единицы продукции; Зпер – переменные затраты на единицу продукции.
Таким образом:
Р = p x q; SUM Зпер = Зпер х q
В точке безубыточности прибыль равна нулю:
p х qкрит = Зпер х qкрит + Зпост
Преобразуя предыдущую формулу, имеем:
qкрит = Зпост/(р - Зпер)
Продолжая аналитические расчеты, можно вычислить:
Критический уровень постоянных затрат: Р = Зпост + SUM Зпер, откуда: Зпост.крит = Р – SUM Зпер х q = q (p – Зпер)
Критическую, продажную цену: Ккрит = Зпост/q + Зпер
Уровень минимального маржинального дохода.
Маржинальный доход – финансовый показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и величиной переменных затрат, связанных с суммой продаж, если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки:
МД в % к выручке = Зпост/Р х 100%
Продолжением процесса нахождения точки безубыточности является планирование прибыли. Для определения объема реализации, при котором возможно получение необходимой прибыли: qплан = (Зпост + Прплан)/(р - Зпер), где Прплан – необходимая предприятию прибыль.
Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.
Вопрос 5. Себестоимость. Планирование себестоимости.
Себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Цель планирования себестоимости продукции:
– определить оптимальный уровень затрат на производство и сбыт продукции;
– составить программу рационального использования ресурсов;
– оценить финансовые результаты в плановом периоде.
Типы себестоимости:
Полная себестоимость (средняя) – совокупность полных издержек (с включением коммерческих затрат)
Предельная себестоимость – себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции.
Виды себестоимости:
Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг
Производственная – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов
Полная – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т.е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.
Методы планирования себестоимости:
Нормативный – при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы по всем ресурсам
Планирование по технико-экономическим показателям. При этом методе учитываются факторы:
- технические (внедрение в плановом периоде новой технологии и техники)
- организационные (совершенствование организационной структуры управления предприятием, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы организации труда)
- изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции
- уровень инфляции в плановом периоде
