Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КЭАХД+.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
39.46 Кб
Скачать

Вопрос 4. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью.

Затраты – это стоимостная оценка производственных ресурсов предприятия, израсходованных в процессе производства и реализации готовой продукции

Анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль» (анализ безубыточности) – анализ проведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли. Он является инструментом планирования и контроля. Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать данный инструмент при краткосрочном планировании и оценке альтернатив. С помощью анализа зависимости «затраты – объем производства – прибыль» определяется точка равновесного объема продаж – финансовый рубеж, на котором выручка от реализации в точности соответствует величине суммарных затрат. Для анализа зависимости «затраты – объем производства – прибыль» используется формула:

Р = SUM Зпер + Зпост + Пр,

где Р – реализация в стоимостном выражении; SUM Зпер – суммарные переменные затраты; Зпост – постоянные затраты; Пр – прибыль.

Критическую точку (точку безубыточности) можно представить также путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем дополнительные обозначения: q – объем реализации в натуральном выражении; qкрит – критический объем продаж в натуральных единицах; р – цена единицы продукции; Зпер – переменные затраты на единицу продукции.

Таким образом:

Р = p x q; SUM Зпер = Зпер х q

В точке безубыточности прибыль равна нулю:

p х qкрит = Зпер х qкрит + Зпост

Преобразуя предыдущую формулу, имеем:

qкрит = Зпост/(р - Зпер)

Продолжая аналитические расчеты, можно вычислить:

  1. Критический уровень постоянных затрат: Р = Зпост + SUM Зпер, откуда: Зпост.крит = Р – SUM Зпер х q = q (p – Зпер)

  2. Критическую, продажную цену: Ккрит = Зпост/q + Зпер

Уровень минимального маржинального дохода.

Маржинальный доход – финансовый показатель, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и величиной переменных затрат, связанных с суммой продаж, если известны величина постоянных расходов и ожидаемая величина выручки:

МД в % к выручке = Зпост/Р х 100%

Продолжением процесса нахождения точки безубыточности является планирование прибыли. Для определения объема реализации, при котором возможно получение необходимой прибыли: qплан = (Зпост + Прплан)/(р - Зпер), где Прплан – необходимая предприятию прибыль.

Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.

Вопрос 5. Себестоимость. Планирование себестоимости.

Себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Цель планирования себестоимости продукции:

– определить оптимальный уровень затрат на производство и сбыт продукции;

– составить программу рационального использования ресурсов;

– оценить финансовые результаты в плановом периоде.

Типы себестоимости:

  1. Полная себестоимость (средняя) – совокупность полных издержек (с включением коммерческих затрат)

  2. Предельная себестоимость – себестоимость каждой последующей произведенной единицы продукции.

Виды себестоимости:

  1. Цеховая – представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг

  2. Производственная – определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов

  3. Полная – включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т.е. поставку на рынок конечных товаров и услуг.

Методы планирования себестоимости:

  1. Нормативный – при планировании себестоимости применяются нормы и нормативы по всем ресурсам

  2. Планирование по технико-экономическим показателям. При этом методе учитываются факторы:

- технические (внедрение в плановом периоде новой технологии и техники)

- организационные (совершенствование организационной структуры управления предприятием, углубление специализации и кооперирования, внедрение бригадной формы организации труда)

- изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции

- уровень инфляции в плановом периоде