- •1.1. О принципах социологической интерпретации по данным погребальной обрядности
- •1.2. Социологическая интерпретация памятников ямной культуры
- •Глава 2. Погребальные памятники ямной культурно-историчЕскОй общности северо-западного причерноморья и методика их социологичЕскОй интерпретации
- •2.1. Устройство могилы
- •2.2. Способ погребения
- •2.3. Погребальный инвентарь
- •2.4. Методика исследования
- •4.3. Социальное устройство ямного общества Северо-Западного Причерноморья
- •Глава 4. Социальное устройство ямного общества северо-западного причерноморья
- •4.1. Хозяйственно-экономический уклад
- •4.2. Половозрастная дифференциация
- •4.3. Социальное устройство ямного общества Северо-Западного Причерноморья
Глава 4. Социальное устройство ямного общества северо-западного причерноморья
4.1. Хозяйственно-экономический уклад
Не все вопросы этого направления решены к настоящему времени однозначно, что определяется, в частности, и отсутствием единого мнения о времени и причинах возникновения кочевого скотоводства. Основные теории освещены в работе Л.С. Клейна (1980). Отметим мнение В.П. Шилова, который наметил некоторые модели хозяйства, обусловленные природно-географическими условиями (Шилов, 1975; 1985). В регионах с долговременными поселениями, по его мнению, было развито пастушеское скотоводство, в основе которого - крупный рогатый скот; в других регионах появляются элементы кочевого склада. Кочевниками считают ямные племена Северо-Западного Причерноморья Н.М. Шмаглий и И.Т. Черняков (1970), Е.В. Яровой (1985). Исследования последнего десятилетия позволили предположить другую модель хозяйственного уклада - подвижное скотоводство (возможно, отгонного характера), сочетающееся с земледелием (Кузьминова, Петренко, 1989; Яровой, 1991).
Финал Триполья (вместе с Усатово) совпал с похолоданием времен хаджибейской регрессии Черного моря, началом очередной засушливой фазы, уже на фоне которой развивалась Ямная общность (Петренко, 1989, с.117). Большинство памятников ямной культуры в Северо-Западном Причерноморье тянутся цепочкой вдоль рек и лиманов. Микроклимат пойм обеспечивал благоприятные условия для развития животноводства даже в засушливое время. Тем не менее, пастбищные ресурсы не безграничны, что заставляло население вести подвижный образ жизни, возможно, кроме зимнего периода.
Исследователи отмечают, что основной отраслью скотоводства региона было разведение овец и лошадей (Збенович, 1974. - С. 111; Яровой, 1985, с. 110). Судя по находкам костей в курганах, состав стада ямных племен практически совпадает с усатовским (овца, коза, лошадь, крупный рогатый скот). Известны находки скелетов собаки (Баштановка 7/16, Нерушай 9/9, Плавни 12/2). Об охотничьем промысле свидетельствуют находки костей птиц, рогов благородного оленя (Раскаецы 1/20, Оланешты 8/7, Новоселица 19/19), черепов оленя, тура (Лиман, К. - 2). Рога оленя использовались для изготовления мотыг, известны подвески из зубов оленя, волка (?).
Палеоботанические и палинологические исследования позволили поставить вопрос о земледелии у ямных племен региона более широко и определенно, нежели ранее. На керамической посуде из погребений найдены отпечатки зерен, вилочек, остатков обмолотов культурных злаков (Кузьминова, Петренко, 1989), зафиксированы остатки мякины (Кузьминова, 1990, с. 261). Отмечают, что просо занимает первое место по числу отпечатков на керамике; оно является засухоустойчивой культурой и было излюбленным злаком именно у скотоводческих народов.
Что касается хозяйственной деятельности ямных племен, отметим, что большинство ее видов в той или иной степени связаны с основным направлением - скотоводством. Выпас скота, уход за ним так или иначе определяли характер быта, образ жизни, ведение хозяйства. С утилизацией туш животных могут быть связаны основные орудия труда, найденные в захоронениях: ножи, скребки, лощила, костяные проколки, шилья (Субботин, 1993). Сам факт находок многочисленных орудий из кремня свидетельствует о довольно развитой кремнеобработке, то же можно сказать и о обработке кости (в том числе - для украшений). В процессе изготовления каменных артефактов использовалась техника сверления, шлифовки. Перекрытие погребений из каменных обработанных плит и деревянных плах, антропоморфные стелы и деревянные повозки свидетельствуют о навыках работы с камнем и деревом. Развито было гончарство, плетение, ткачество.
Полагают, что металлообработка у ямных племен связана с системой Циркумпонтийской металлургической провинции (Ольговский, 1988, Орловская, 1990). Известны изделия из “чистой” меди, мышьяковой бронзы, свинцово-мышьяковой бронзы; “чистая” медь тяготеет к Карпатскому бассейну, а мышьяковый металл - к балканской меди. Не исключено присутствие кавказской меди, а также металла с месторождений Южного Урала (Орловская, 1990, с. 224). В изделиях из серебра отмечается повышенная концентрация меди, которая могла добавляться для более экономного расходования ценного металла (Ольговский, 1988, с. 177). При изготовлении изделий применялись различные режимы кузнечной обработки и литья; исследователи отмечают близость к усатовской технологической схеме металлообработки (каменский, 1990, с. 252-253).
В целом, можно отметить, что экономический, хозяйственно-производительный уровень ямных племен не уступал иным общностям эпохи ранн ей бронзы, основой экономики которых было мобильное скотоводство.
