Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чеглова. ТЕАТР АРХЕТИПОВ - 5 издание - от 27.02...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
644.1 Кб
Скачать

Порядок работы с методикой театр архетипов

"Узнать больше можно только меняя свою позицию"

Жан Валь, французский философ

Первым этапом работы с методикой является «дизайн сцены», построение своего рода системы координат для «организации и определения границ психических процессов», что и будет осуществляться клиентом при помощи терапевта/тренера на следующих этапах работы.

Рабочее пространство делится таким образом, чтобы в четырех его углах располагались Дома Принца, Воина, Мага, Короля. Шут располагается в центре помещения (рис.1).

Рис. 1. «Дизайн сцены» - организация терапевтического пространства.

Затем клиентам сообщаются основные «рамки» каждого из архетипических Домов: типичные для них образы, смыслы и ценности, способы целеполагания, часто наблюдаемые особенности поведения людей – позно-тонические характеристики, пантомимика, направление внимания, отношения с пространством и временем.

Уточним, что под Домом26 (заглавная буква указывает на переносный смысл и используется исключительно для того, чтобы избежать обиходного толкования этого слова) мы понимаем специально обозначенное место в пространстве, где работаем с ролевыми моделями клиента, соответствующими отдельному архетипу.

Второй этап – диагностический. Он включает выявление ролевых моделей. Клиенту предлагается пойти в рабочем пространстве, руководствуясь внутренним ощущением – в тот Дом, «куда потянет». Затем, пребывая последовательно в каждом из Домов, клиент вспоминает исторических личностей, сказочных персонажей, своих собственных знакомых, которых считает типичными выразителями соответствующего архетипа. И рассказывает, что в них характерного – «принцевского», «воинского», «маговского», «королевского» и «шутовского», а потом можно попросить его «показать», проиграть ситуации, в которых он ведет себя соответствующим образом, объяснив, когда это помогает ему, а когда мешает. И каким образом.

В результате вырисовывается совокупность функциональных ролевых моделей: уникальный личностный профиль, отражающий интеллектуальное и духовное развитие человека, его эмоциональный и творческий потенциал, цели, смыслы и жизненные стратегии. При этом выявляются факторы, способствующие решению жизненных задач. Это успешные стратегии и ресурсные состояния, которые идентифицируются и иллюстрируются примерами, и которые клиент вспоминает и заново переживает в рабочем пространстве. Эти переживания позитивно закрепляются с помощью различных методик («якорения», например).

На этапе диагностики выявляются следующие феномены (дезадаптивные паттерны или динамики):

  • слабость – снижение «доступа» к эмоциональным, интеллектуальным, волевым ресурсам, соответствующим тому или иному архетипу, «непроявленность», отсутствие или недостаточная выраженность функции (роли), необходимой для решения определенного класса жизненных задач. Проявляется тем, что клиент, находясь в соответствующем архетипическом Доме, ощущает слабость, нехватку энергии, иногда страх по отношению к воображаемым фигурам в других Домах.

  • контаминация – «засорение», смещение функций, например, Воин хозяйничает в Доме Мага, корона Короля обнаруживается у Шута, а Принцесса мучительно и безуспешно пытается пахать, размахивать мечом или управлять «государством»;

  • изоляция – прекращение взаимодействия между различными ролевыми моделями, отсутствие коммуникаций между Домами. Например, Король «не видит» Принца, Воина и/или Мага), а если видит, то говорит о воображаемых в этих домах фигурах что-то крайне негативное;

  • одержимость – слияние с той или иной ролевой моделью, в основе которой, по-видимому, лежит невозможность отличить личное содержание от архетипического. Юнг определял одержимость как невозможность видеть по-другому. Например, в ситуации оскорбленного достоинства клиентка во всех архетипических Домах присутствовала как пылающий гневом Воин. Люди, переживающие последствия ранней детской травмы, часто во всех Домах предстают в роли Шута. При этом максимальная выраженность ролевых признаков наблюдается в соответствующем Доме.

  • раздробление – распределение «частей» одной ролевой модели по всем архетипическим Домам, причем выраженность ролевых признаков в соответствующем доме может быть минимальной либо вообще отсутствовать. Так, образно говоря, «вещи, принадлежащие Шуту», могут обнаруживаться во всех других Домах. А собственно Дом Шута может ощущаться клиентом как «пустой».

Таким образом, осознается система психологических защит (регрессия, отказ, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация), а также формы неадаптивного реагирования и «locus minoris resistentiae» – психотравмирующие ситуации и обстоятельства, которые представляют собой факторы риска невротизации и профессионального выгорания (таблица 2).

На третьем – коррекционном – этапе прорабатываются выявленные дезадаптивные паттерны, разрешаются конфликты, реструктурируется опыт, оптимизируется система личностных защит, формируются мотивирующие модели будущего. Последовательно, во всех архетипических Домах, обсуждаются промежуточные задачи и мобилизуются ресурсы для их решения. Применяются техники гештальта, символдрамы, психодрамы, НЛП, телесно-ориентированной психотерапии, системных расстановок, поведенческий тренинг, дыхательная гимнастика, приемы и упражнения психотерапевтической кинезиологии.

Фактически второй и третий этапы работы по времени совпадают. Их разделение в известной степени условно и осуществляется для наглядности.

Таблица 2. Типы поведения, стрессогенные факторы и основные запросы клиентов

Архетип

Поведение (по Томасу)

Стрессогенные факторы

Основные жалобы

Принц

Сотрудничество

«Незамеченность», неблагодарность значимых других, невозможность положительной обратной связи, проблема выбора.

«Не заметили», «не поблагодарили». «Меня оставили, мне плохо, мне больно, мне противно»

Воин

Силовое давление

Неопределенность целей и задач деятельности, условий вознаграждения, произвол руководства

«Не оценили». «Я не знаю, что делать, меня обманывают». «Я в ярости, и не могу с ней справиться»

Король

Полный диапазон:

сотрудничество, силовое давление, компромисс, приспособление, избегание

Отождествление с системой, которую строит и управляет, слабость в случае форсмажора и бунта подчиненных

«Не сложилось», «Дело/семья разваливается, меня предают». «У меня не хватает – времени, ресурсов, влияния, власти, сил»

Маг

Избегание

Недостаток уединения, недоверие значимых других, суета, «информационный шум»

«Не послушали».

Я же их предупреждал(а), а они ко мне враждебны.

Шут

Приспособление

Опасность «переиграть» самого себя

«Кажется, я снова вляпался»

Применяя методику театр архетипов, можно легко и естественно, на эмоциональном и интеллектуальном резонансе решать конкретные жизненные задачи, в первую очередь благодаря способности архетипов аккумулировать различные варианты поведения, включая противоположности, которые осознаются клиентом в виде отдельных ролевых моделей. Например, архетип Короля может включать ролевые модели Диктатора, Демократа и «Пофигиста».

Поэтому при возникновении сопротивления довольно легко найти, из какой ролевой модели оно происходит, и сразу же, с должным уважением и вниманием рассмотреть функцию этой модели и способы ее реализации. Часто при этом удается проработать дисфункциональную защиту, направив аккумулируемую в ней энергию «в мирных целях»: на осознание ситуации, постановку задачи и действия по ее решению.

Юнг считал архетипы «вопросом психической гигиены»27. Он писал: «Если в жизни происходит нечто такое, что соответствует архетипу, то последний активизируется. Тогда возникает неодолимое понуждение, оно подавляет рассудок и волю подобно инстинктивной реакции или же вызывает конфликт, который приводит к патологии, т.е. неврозу». И далее, о формировании дезадаптивных паттернов: «Как правило Я захвачено этой энергией в такой степени, что идентифицирует себя с ним [архетипом – И.Ч.]. … Именно так пробуждаются и страстное томление, и одержимость, и сильнейшая зацикленность на чем-то одном, что в итоге оборачивается серьезной угрозой для психического равновесия.

Таким образом можно сказать, что задача применения нашей методики успешно выполнена, когда клиенту удается «… научиться разграничивать, что есть Я, и что не-Я, т.е коллективная психика... Тем самым энергия этого материала, существовавшая ранее в непригодных и патологических формах, получает возможность обрести свою собственную сферу.»28.