- •Аграрные преобразования в Вилейской области (в контексте аграрных преобразований в Западной Беларуси) в 1939-1941 гг.
- •Глава 1. Аграрные преобразования в Западной Беларуси после
- •Глава 2. Аграрные преобразования в Вилейской области………….10
- •Введение
- •Глава 1. Аграрные преобразования в Западной Беларуси после воссоединение Западной Беларуси с бсср
- •Глава 2. Аграрные преобразования в Вилейской области
- •Заключение
- •Библиография
- •«Временное положение о порядке разрешения спорных вопросов, связанных с землепользованием, в западных областях Белорусской сср», разработанное наркоматом земледелия бсср
- •Из отчетного доклада Дисненского райкома кп(б)б на отчетно-выборном собрании районной организации кп(б)б о задачах по проведению в жизнь государственной земельной политики
- •Постановление бюро Вилейского обкома кп(б)б о политических ошибках руководителей Миорского и Шарковщинского районов в колхозном строительстве г. Вилейка 23 сентября 1940 г.
- •Докладная записка Вилейского обкома кп(б)б в цк кп(б)б о фактах «самораскулачивания» в районах области г. Вилейка 4 апреля 1941 г.
- •Письмо Глубокского райзо в сельхозотдел цк кп(б)б с просьбой дать инструкции, как поступать в случаях добровольного отказа граждан от земли
- •Разъяснение наркомата земледелия бсср сельхозотделу цк кп(б)б по вопросу добровольного отказа крестьян от земли
- •Постановление Вилейского обкома кп(б)б и облисполкома «Об установлении предельных норм землепользования на один крестьянский двор по Вилейской области»
Докладная записка Вилейского обкома кп(б)б в цк кп(б)б о фактах «самораскулачивания» в районах области г. Вилейка 4 апреля 1941 г.
Кулацко-зажиточные хозяйства области до подворного учета земель и вручения обязательств по культсбору стремились землю раздать родственникам, запашникам и другим лицам, произвести фиктивный раздел хозяйства и освободиться от земли путем подачи официальных заявлений в земорганы об отказе от земли, частично или полностью.
После же подворного учета земель и вручения обязательств об уплате культсбора, с целью уклонения от выполнения государственных обязательств, кулацко-зажиточная часть деревни почти во всех районах области начала подавать заявления о вступлении в колхоз, а в отдельных случаях проявляет инициативу в организации колхозов.
Кулацкие хозяйства, которые все время обрабатывали свою землю наемным трудом или сдавали запашникам с половины, сейчас, как правило, ликвидируют хозяйства и сами скрываются или переезжают на другое место жительства. Например:
Кулак Дрейзеров (Дисненский район) имел 45 га земли, 25 коров, 12 лошадей, сейчас хозяйство распродал и выехал на станцию Прозороки.
Кулак Абрамович того же района имел 40 га земли, хозяйство ликвидировал и переехал на жительство в Шарковщинский р-н.
Пузыровский имел 40 га земли, 15 коров, 8 лошадей, хозяйство ликвидировал, оставил себе 1 лошадь, 1 корову, семенной материал разбазарил и засевать свою землю не собирается.
Кулак Бутько [из] Докшицкого района имел 53 га земли, за невыполнение государственных поставок осужден на 5 лет, а его сын бросил хозяйство и скрылся.
В Браславском районе из учтенных 120 кулацких хозяйств, значительная часть их свою землю передали запашникам, а 25 хозяйств подали заявления об отказе от земли. Хозяйство Балаховича из За-рачского сельсовета имело 53 га земли, 26,5 га Балахович оставил себе, остальную отдал запашнику Малаховскому.
Кондратович Константин [из] Опсовского сельсовета имел 33 га, себе оставил 10, а 20 передал запашнику Петровскому. Зеленский имел 60 га земли, себе оставил 36 га, а 24 передал Кукьяну и Малаховскому.
Часть кулацких хозяйств этого района, имея землю, целиком сдавали ее в аренду и своим инвентарем и тягловой силой никогда не обзаводились, к примеру: Челядинский, имея 28 га, сдавал землю запашнику Петкевичу и в 1940 году оставил за собой только 4 га, а остальной землей пользовался запашник Петкевич. Оставшиеся 4 га земли Челядинскому обрабатывал его быв. запашник бесплатно, по существу за то, что получил от него 24 га земли.
Гаврова Анна - жена польского офицера, не вернувшегося из армии, из 35 га оставила себе только 4 га и обрабатывала землю наемным трудом, остальной землей пользовались запашники.
Подача заявлений кулацко-зажиточными хозяйствами об отказе от земли во всех районах приняла довольно большие размеры. После того, как районы отказывали кулакам в их просьбах, они подавали заявления в областные организации. Таких заявлений в настоящее время в облзо было подано больше 65.
К
акие
хозяйства подают заявления об отказе
от земли и сколько они думают оставить
для себя, можно видеть из материалов
Браславского райкома КП(б)Б.
Приложение6
№26
Из докладной записки инструктора ЦК КП(б)Б И.М. Качуро заведующему сельхозотделом ЦК КП(б)Б СМ. Гласову «О состоянии колхозов и дальнейшей коллективизации в Островецком и Поставском районах Вилейской области»
г- Минск 20 декабря 1940 г.
Колхозы, за небольшим исключением, завоевали авторитет среди бедняцко-середняцких единоличных крестьянских хозяйств дружной работой по выполнению с.х. работ и высокой оплатой трудодня колхозников, примерным ведением крупного хозяйства и т. д.
Однако всякие неполадки в колхозах распространяются среди единоличных крестьянских хозяйств далеко за пределами таких колхозов. В беседе о жизни колхозов с крестьянами дер. Игнацово Быстрицкого сельсовета Островецкого района они очень плохо отзывались о колхозе им. Сталина, расположенном от этой деревни на расстоянии более 20 километров. На работу выходить ленятся, сморозили 6 га картофеля, не убрали переданной им осадницкой ржи, клевер убирать отдавали на сторону, а сами колхозники занимались самогоноварением. «Если будет так и во всех колхозах, так мы останемся без хлеба, а поэтому надо годик еще посмотреть, как будут работать колхозы».
Будучи в колхозе им. Сталина, я убедился, что оценка крестьянами состояния колхоза совершенно правильна. На собрании колхозников колхозник Петровский A.C. сказал: «Насчет трудовой дисциплины надо сказать, что мы не можем каждый день ходить на работу, это будет насилие. Надо давать людям отдых. В колхозе должны меньше работать, а тут все требуют работать и работать».
Из переданной колхозу ржи для уборки председатель колхоза самовольно передал около 4 га крестьянам-единоличникам. Всей ржи колхоз не убрал - остался, по заявлению председателя колхоза, один прокос. Переданные колхозу 20 га клевера решили отдать для уборки крестьянам-единоличникам на часть (73). Благодаря отсутствию норм выработки на уборку картофеля и невыход всех на работу, около 6 га картофеля померзло. Рожь сеяли так поздно, что часть пришлось заделывать после первого мороза, и всходы не появились. Общим собранием постановили от 26.08: «Продать колхозного быка колхозникам для сдачи мяса государству». Собрание решило выдавать авансом по 30 коп. на трудодень деньгами. Впоследствии оказалось, что нужно деньги сначала взыскать у тех колхозников, которые мало выработали трудодней, а денег успели получить много. Скот колхозный до моего приезда поился только один раз в сутки. Молотьба еще не окончена. Прекрасный бывш. дом помещика превратили в сарай и т. д.
Колхозники получили аванс зерновых культур по 35 кг, а натур-плата МТС не выполнена: ржи - 39 ц, овса - 122 ц, ячменя -4 ц, льноволокна - 17.
Все эти недостатки в колхозе оказывают большое отрицательное влияние на единоличные крестьянские хозяйства, у многих изних складываются совершенно неправильные представления о жизни в колхозах. С переездом районного центра из м. Ворняны в Островец колхозу стали больше уделять внимания как райком партии, так и земельный отдел.
Единоличники - бедняки и середняки при разговорах с ними о колхозном строительстве, как правило, заявляют, что надо еще годик пожить единоличниками, посмотреть, как будут работать колхозы. Белорусское население более благожелательно настроено к колхозам, и многие крестьяне весной собираются организовать колхозы. Например, из деревни Полуши Островецкого района подано заявление за подписью 5 крестьян об организации колхоза.
Из деревни Коски Поставского района подано в сельсовет 9 индивидуальных заявлений от бедняков с просьбой организовать колхоз. В деревне 18 дворов. Организовать колхоз не согласился зав. райзо т. Хилькевич, потому что эти хозяйства имеют мало земли, а рядом нет земель запасного фонда. К деревне прилегают земли кулаков, и крестьяне хотели организовать колхоз, забрать у них землю. Поскольку организовать колхоз не согласились районные организации, крестьяне недовольны.
Хотя заявлений нет в райзо, но многие крестьяне поговаривают об организации колхозов весной. Во многих деревнях (Русаки, Дубники и др.) имеются инициативные группы по организации колхозов. Если не ослаблять политико-массовой работы на селе, которая проводилась во время подготовки к выборам, то на весну можно будет ожидать значительного движения крестьян за организацию колхозов.
Наряду с положительным настроением крестьян, многие считают, что колхозы разорят хозяйства. Крестьянин Курило из деревни Игнацово Островецкого района говорил: «Я имел кусок хлеба и боюсь его потерять в колхозе». Другой крестьянин из той же деревни - Кручинский - сказал: «Если бы мы знали, что советская власть будет крепкой, то пошли бы в колхозы, а сейчас подумаем, так как идет война и, пока война не окончится, в нашей деревне организовывать колхоз не собираемся». На мое замечание, что советская власть победит, если даже и будет война, поэтому нужно не сомневаться в прочности советской власти, он ответил: «Польские правители тоже говорили, что Польшу никто не победит, а Германия ее за две недели разбила. Поэтому у нас есть опасения. Если прекратится война, мы за один год организуем колхозы».
Таких, по существу антисоветских, разговоров можно много услышать не только от кулаков, но от бедняков и середняков. Наши товарищи на местах недостаточно противопоставляют разъяснительную работу среди населения всякому сумасбродству антисоветских элементов о жизни колхозов и т. д.
Законом советской власти о поставках с.х.продуктов крестьяне довольны. Говорят, что размер сдачи государству с.х.продуктов позволяет им развивать хозяйство. В деревне Койры Поставского района зажиточные крестьяне говорили, что налоги им очень нравятся, налоги можно даже увеличить, только чтобы не было колхозов. Ограничение эксплуататорских тенденций за год советской власти не сказалось сильно и на экономическом положении кулачества. Например, Дрозд Петр [из] Куропольского сельсовета Поставского района имеет 60 га земли. До прихода советской власти имел 25 коров, 4 рабочих лошади, 2 жеребца. Держал постоянных два батрака и до 20 чел[овек] сезонных на время уборки. Все поставки с.х.продуктов выполнил. Уплатил 16 ООО руб. с.х.налога. Сейчас имеет 5 коров, 3 нетели, 2 рабочих лошадей, 1 жеребца. Нанимает сезонную рабочую силу. Скот продал еще до начисления зернопоставок и с.х.налога.
Войтикян Матей имеет 40 га земли. Сам землю не обрабатывал, а всю сдавал в аренду, как раньше, так и в 1940 году. Поставки с.х.продуктов были начислены Войтикяну на 40 га, сельхозналога 6640 руб. Все уплатил. Посмеивается над бедняками и доволен такими налогами. Имея только юридическое право на пользование землей, этот кулак совершенно не работает, получает натуральную абсолютную ренту в таких размерах, что, выполнив государственные обязательства, имеет возможность держать выездную лошадь, 2 коров.
Боровко A.A. имеет 30 га земли. Имел 3 лошади, постоянного батрака. Выполнил государственные обязательства по поставкам с.х.продуктов, 787 руб. с.х.налога. Сейчас имеет 2 лошадей и 3 коров. Он смеялся над бедняками, говоря им: «Налоги такие, что пока сытый ссохнет, так бедняк сдохнет». Кулак Боровко О. говорил беднякам: «Пока колхозов не организовывайте, поживем год-два, а если вам мало земли, то берите часть нашей, мы и семя дадим на эту землю и засеять поможем».
Считаю необходимым на 1941 г. в законах о поставках с.х.про-
90 дуктов предусмотреть увеличение налогов на кулацко-зажиточную часть деревни. Особым решением надо ликвидировать юридическое право на пользование землей тех лиц, которые сами участия в обработке земли не принимают, а всю землю сдают в аренду.
В торговой сети указанных двух районов, и даже в самой Вилейке отсутствуют самые необходимые товары, а именно: шинное железо, подковы и ухнали для подковки лошадей, лемеха, отвалы, нет сковородок, горшков для варки пищи и т. д. Многие крестьяне говорили: «Лес надо возить, а нет железа для ремонта телег, нет подков для ковки лошадей, нет отвалов и лемехов. Что же мы будем делать весной? Надо об этом советской власти подумать, чтобы не допустить до развала наше хозяйство».
Многие крестьяне, имеющие жеребцов-производителей и племенных жеребых конематок, приходили в райзо с просьбой освободить их от вывозки леса, так как сельские советы доводят план вывозки на всех лошадей. Считаю необходимым дать указание райисполкомам, чтобы последние приняли решение об освобождении от тяжелой работы жеребцов-производителей и жеребых конематок.
Считаю также необходимым дать указание райкомам КП(б)Б по вопросу дальнейшей коллективизации в том направлении, чтобы не сдерживать инициативы бедняков и середняков по организации колхозов, всемерно такую инициативу поддерживать, работать с инициаторами колхозного строительства и начать разъяснительную работу среди населения о преимуществе коллективного ведения хозяйства перед хозяйством единоличным - мелким.
Инструктор сельхозотдела ЦК КП(б)Б Качуро
НАРБ, ф.4п, оп.28, д.424, л.22-27.
Приложение7
№28
