Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Государство и право; проблема соотношения.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
73.51 Кб
Скачать

Глава 3. Современные концепции взаимодействия государства и права

В современной научной юридической литературе выделяют три основные концепции взаимодействия государства и права: этатически-тоталитарная; либеральная и прагматическая.

3.1 Этатически-тоталитарная доктрина

Термин «этатистский» происходит от франц. etat – государство. Сторонники данной концепции считают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и реализации права. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает процесс образования права, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

С позиции сторонников этатистской концепции, право есть не что иное, как неуклонное соблюдение всех действующих законов. На первый взгляд, в этом нет ничего плохого. Однако «этатисты» обходят стороной, никоим образом не ставят вопрос о том, каковы эти законы, правовые они или нет, ибо у них право и закон отождествляются.

Этатистское правопонимание приводит к отождествлению прав и обязанностей: право на труд, к примеру, сливается с принудительной (вплоть до тюрьмы за отказ) обязанностью трудиться.

Основные положения современной этатистской доктрины, в основе которой лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу, связаны главным образом с марксистским учением о государстве и могут быть сведены к следующему.

Главная движущая сила общества - борьба классов. Эта борьба должна завершиться победой пролетариата и установлением нового общественного строя - социализма и в конечном счете - коммунизма. Это невозможно будет достичь без уничтожения самого государства, которое есть орудие насилия над человеком. Однако, искусственно такое уничтожение невозможно. Государство будет отмирать постепенно, пока не исчезнут классы. Поэтому новое социалистическое (пролетарское) государство, возникающее после пролетарской революции и должно решить эту задачу постепенной ликвидации классовых различий. Исходя из этой глобальной задачи, новый тип государства рассматривается как важнейший фактор социалистических преобразований, которому должны быть подчинены все и вся в обществе. Государство - первично в обществе, всё остальное - вторично, производно. Человек есть объект государственного воздействия.

Демократия - явление классовое. В демократические процессы включаются не все (буржуазия исключается). Права и свободы соотносятся только с победившим классом - пролетариатом. Об универсальности прав и свобод речи нет. Власть пролетариата, а тем самым его права и свободы могут быть обеспечены только лишь насилием по отношению к тем, кто этого не признает (к "врагам народа"). "Чистой демократии", то есть демократии для всех, нет и не может быть никогда, это все буржуазные выдумки"12.

Маркс и Энгельс без обиняков говорили так: «Что касается права, то мы со многими другими подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в наиболее общей форме – в смысле права человека».

А вот заглавие разделов первой главы "Государство и революция" В. И. Ленина: «Государство – продукт непримиримости классовых противоречий; особые отряды вооруженных людей; тюрьмы и прочее; государство - орудие эксплуатации угнетенного класса». Известное высказывание В. И. Ленина в лекции " О государстве" гласит: " Государство- это есть машина для поддержания господства одного класса над другим."13

Движущая сила общества - не интересы отдельного индивидуума, а интересы классовые. Поэтому "гражданское общество" - враг коммунизма, враг пролетарского, социалистического государства, ибо в гражданском обществе индивид ощущает себя личностью, самостоятельной силой, противостоящей государству. Личность в марксизме - "родовая личность", то есть не индивидуальность, а нечто размытое и включенное в классовое отношение. Отсюда и неприятие понятия "правового государства", которое не может не признавать значение отдельно взятой личности, отдельного человека самого по себе.

Историческим подтверждение написанному служат страницы истории нашей Родины, а точнее государственного строя, установленного партией большевиков и удерживающегося на протяжении семидесяти с небольшим лет, до полного его краха.

Сущность Государства как орудия подавления, учение о политической системе во главе с единственной партией, лозунг

"Вся власть советам" и практика его применения, отрицание разделения властей, ограниченная роль суда, понимание права как системы норм, представление о праве как средстве проведения политики, включение в законодательство подзаконных актов и другие конструкции были направлены на обеспечение и оправдание тоталитарного строя, признающего демократию на словах и отрицающего её на деле. Государство было безразлично по отношению к человеку его правам и интересам. Приоритет общественных интересов перед личными, фактическое бесправие чело- века перед государством, и его аппаратом: государство опиралось своей теорией на учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, многие формулы Сталина, хотя учение К. Маркса и Ф. Энгельса созданы полтора века назад не учитывалось.

История нашей государственности после смерти Ленина свидетельствует о постепенном превращении государства в средства массовых репрессий, полном огосударствлении общественной жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному государству означал изменение терминологии, но не существа дела, всеобщее огосударствление продолжалось, тоталитарная административно – командная система сохранилась. Аппарат подавления, насилия, огромная бюрократия, всё то, что ставило государство над обществом. И служил этот аппарат, вопреки прогнозам Маркса, Энгельса, Ленина не рабочему классу, а верхушке партийно-государственного аппарата.

«Увы, потребовались кровавые уроки, преподанные человечеству тоталитарными режимами (фашистской Германии, советским), когда люди всей земли были поставлены на грань тотальной деградации, мракобесия и самоистребления, увы, "потребовалось" все это, чудовищное и гибельное, чтобы в послевоенное время, в 1950—1960-е годы, произошла вторая "революция в праве", обозначившая коренные, качественные изменения в праве, которые в полной мере и раскрыли его историческое предназначение»14.

Ряд правоведов выделяет две теоретические модели соотношения права и государства внутри этатистского типа правопонимания. Первая – тоталитарная модель, в которой государство доминирует над правом, не связывает себя никакими правовыми нормами, ибо оно само их создает. Вторая модель демонстрирует иное соотношение права и государства. Пусть государство творит право в форме закона, но при этом оно связывает себя, свою деятельность этим самым законом. Такой тип истолкования соотношения права и государства некоторые авторы называют «прагматическим», а такое государство – «государством ограниченной законами бюрократии». Однако в форме законов, которые создает государство и ими же намеревается себя ограничить, оно может творить любой произвол (не случайно позитивистские концепции правового самоограничения государства воспринимаются тоталитарными режимами).