- •Глава I
- •1.1. Кости, суставы и капсульно-связочный аппарат
- •1.2. Связки и мышцы
- •1.3. Позвоночный канал, его содержимое и спинномозговые нервы краниовертебральной области
- •1.4. Кровоснабжение тканей шейно-затылочного перехода
- •1.6. Результаты экспериментального исследования движений в атлантоаксиальных суставах
Глава I
Анатомия краниовертебральных образований и движения в этой области
1.1. Кости, суставы и капсульно-связочный аппарат
У эмбриона человека, имеющего длину 10—11 мм, уже появляются отличительные признаки двух верхних позвонков.
Первый и второй шейные позвонки, как и затылочная кость, формируются из спинальной струны (chorda dorsalis). Они проходят три стадии развития: а) перепончатая стадия, когда они состоят из эмбриональной соединительной ткани; б) стадия хрящевого скелета, которая начинается на 5-й нед внутриутробной жизни; в) стадия костного скелета — с конца 2-го месяца. Постепенное замещение хрящевых позвонков на костные происходит из точек окостенения, начиная с того периода, когда длина плода составляет 7—8 мм. Одна из точек окостенения атланта находится в его передней дуге, другая — в задней дуге, а две другие — в боковых (суставных) массах [А.И. Стру-ков, 1936; В.А. Дьяченко, 1954]. Слияние точек окостенения атланта происходит только в возрасте 5—9 лет [А.Е. Рубашёва, 1961], что чрезвычайно важно учитывать при рентгенодиагностике патологии этого позвонка.
Второй шейный позвонок (эпистрофой или осевой) формируется из пяти точек окостенения. Одна из них находится в теле позвонка, две — в дуге и ещё две — в зубовидном отростке (В.А. Дьяченко, 1954].
Зубовидный отросток на ранних стадиях филогенеза служил телом атланта, а его верхушка принадлежала нижнему сегменту затылочной кости. Например, у рептилий ещё имелось тело атланта. У млекопитающих тела первого и второго позвонков уже сливаются в единое целое, а рудимент тела атланта формирует зубовидный отросток эпистрофея (аксиса). Таким образом, атлант постепенно лишается тела, вместо него формируется передняя дуга атланта с бугорком на передней его поверхности. Наличие в зубовидном отростке двух самостоятельных точек окостенения является дополнительным доказательством того, что на ранних стадиях филогенеза он не принадлежал аксису.
Клиницистам важно знать, что точки окостенения зубовидного отростка сливаются с телом аксиса только на четвёртом — шестом годах жизни, а его верхушка прирастает только в возрасте 8—10 лет [А.Е. Рубашёва, 1961]. Это обстоятельство также надо учитывать при рентгенодиагностике, чтобы не принять нормальную щель эпифизар-ного хряща за линию перелома зубовидного отростка.
Указанные особенности формирования зубовидного отростка облегчают понимание того, что здесь часто формируются различные аномалии, которые могут облегчать травматическую дислокацию атланта или имеют самостоятельное клиническое значение. Нередко зубовидный отросток не прирастает к телу аксиса. Такая аномалия называется зубовидной костью (os odontoideum), так как отсутствие жёсткой связи зубовидного отростка с аксисом способствует патологическому смещению атланта вместе с самостоятельной зубовидной костью при незначительном механическом воздействии на шейно-затылочную область.
Кроме того, возможно врождённое несращение верхушки зубовидного отростка с основной его массой, а также врождённая слабость или даже отсутствие поперечной и крыловидных связок атланта. При такой аномалии, как и при "зубовидной кости", могут происходить патологические смещения первого позвонка вместе с головой.
В шейно-затылочном переходе наблюдаются и другие дефекты эмбрионального развития. Нередко формируется ассимиляция атланта — частичное или полное его слияние с нижним метамером затылочной кости. От затылочной кости, наоборот, могут отделяться некоторые элементы, формируя проатлант, т.е. дополнительный позвонок. В таких случаях обычно не происходит полного отделения этих элементов от затылочной кости, формируются лишь дополнительные костные выступы, весьма отдаленно напоминающие дополнительный позвонок.
Реже встречается несращение половин задней дуги атланта (spina bifida posterior occulta) или несращение задней дуги с боковыми массами (spondilolisis). Могут формироваться добавочные суставные площадки для сочленения с затылочной костью [Т.А. Ястребова, 1954]. Описаны случаи незаращения передней дуги атланта (spina bifida atlantis anterior) и даже отсутствия задней дуги атланта [Treffiz, Bemhard, 1963].
Бывают врождённые изменения формы зубовидного отростка. Он может быть чрезмерно больших размеров, когда формируется дополнительное сочленение между ним и передним краем большого затылочного отверстия. Зубовидный отросток может быть укороченным или даже полностью отсутствовать (агенезия зубовидного отростка).
Два верхних позвонка существенно отличаются от других шейных позвонков как по строению, так и функционально. Это послужило поводом называть их вращательными, так как на атлантоаксиальный позвоночный двигательный сегмент приходится половина объёма ротации шеи.
Первый шейный позвонок (как мифический Атлант) принимает на себя всю тяжесть головы, располагаясь между черепом и аксисом. Он напоминает кольцо, образованное передней и задней дугами, соединяющимися с боковыми (суставными) массами атланта (рис. 1.1).
На передней поверхности передней дуги атланта имеется "передний бугорок". На задней поверхности этой дуги видна суставная фасетка в виде углубления (fovea dentalis seu sinus atlantis), которая вместе с зубовидным отростком формирует атлантозубовидный сустав Крю-велье. Костно-связочный сустав образуется между задней поверхнос-
Рис. 1.1. Первый шейный позвонок (вид сверху) и его взаимоотношение с зубовидным отростком аксиса.
/ — передняя дуга; 2 — передний бугорок; 3 — задняя дуга; 4 — задний бугорок; S — поперечная связка атланта; 6 — рёберно-поперечный отросток с отверстиями для позвоночных артерий; 7 — верхние и нижние суставные отростки, образующие единую боковую массу атланта; 8 — суставная поверхность для сочленения с зубовидным отростком на задней поверхности передней дуги атланта; 9 — позвоночное отверстие.
тью зубовидного отростка и поперечной связкой атланта. Таким образом, зубовидный отросток заключён в замкнутое кольцо, образованное спереди передней дугой атланта, а сзади — поперечной связкой. Это обеспечивает большой объём ротационного движения атланта с центром вращения вокруг зубовидного отростка. Зубовидный отросток препятствует соскальзыванию атланта вперёд, упираясь в прочную поперечную связку, и назад, упираясь в переднюю дугу атланта. Сразу кзади и медиально от боковых масс атланта формируются борозды для позвоночных артерий на верхних поверхностях задних дуг атланта (sulcus arteriae vertebralis). В некоторых случаях над этой бороздой от верхнезадней части боковой массы (верхнего суставного отростка) к задней дуге перебрасывается костный мостик (ponticulus atlantis medialis). Тогда борозда позвоночной артерии превращается в аномальное кольцо, которое может вызывать дисфункцию этой артерии [А.А. Луцик, 1977]. Аналогичное аномальное костное кольцо для позвоночной артерии может формироваться при образовании костного мостика между латеральной поверхностью верхнего суставного отростка атланта и рёберно-поперечным отростком (ponticulus atlantis lateralis).
Боковые массы несут на своих верхней и задней поверхностях суставные площадки. На верхней поверхности формируются верхние суставные ямки (fossa articularis superior). Они вытянуты спереди назад и
имеют овальную форму со значительным углублением, конвергируя в вентральном направлении. Эти верхние суставные отростки атланта предназначены для сочленения с мыщелками затылочной кости.
На нижней поверхности боковых масс располагаются нижние суставные поверхности (facies articularis inferior), которые имеют плоскую поверхность; наклонены вниз, медиально и кзади. На внутренних поверхностях боковых масс имеются шероховатые бугристости (tubirositas atlantis) — места прикрепления очень прочной поперечной связки.
Рёберно-поперечные отростки атланта выступают латерально от боковых масс примерно на 1,5 см. Как и другие шейные позвонки, они состоят из двух корешков: переднего, представляющего собой рудимент ребра, и заднего — собственно поперечного отростка. Сливаясь, они образуют отверстие для позвоночной артерии, сопровождающих её одноименных вен, нервных сплетений и клетчатки. В отличие от других шейных позвонков, рёберно-поперечные отростки атланта не имеют переднего и заднего бугорков и не образуют борозду для корешков спинномозговых нервов.
Кольцо атланта в норме имеет внутренний сагиттальный размер 30—30,9 см, а в поперечном направлении — 25—29,5 мм.
Второй шейный позвонок называется осевым (axis — ось) или эпи-строфеем (epistropho — вращаю). На нём атлант главным образом совершает вращательные движения. Этот позвонок имеет более массивные тело, дугу, суставные отростки и остистый отросток (рис. 1.2). Тело осевого позвонка на своей верхней поверхности несёт зубовидный отросток (dens epistrophei). Между основанием зубовидного отростка и
Рис. 1.2. Второй шейный позвонок (вид сбоку и сзади).
1 — тело позвонка; 2 — зубовидный отросток; 3 — верхние суставные отростки; 4 — дуга позвонка; 5 — остистый отросток; 6 — рёберно-поперечный отросток; 7 — отверстие для позвоночной артерии; 8 — задняя суставная поверхность зубовидного отростка.
ножками дуг позвонка, непосредственно на верхней поверхности тела расположены верхние суставные поверхности (facies articularis superior). Эти суставные поверхности имеют округлую форму, лежат почти в горизонтальной плоскости и сочленяются с нижними суставными отростками атланта. Нижняя поверхность тела эпистрофея (аксиса) слегка вогнута в переднезаднем направлении.
Дуга аксиса отходит от задненаружной поверхности тела. Кзади от верхнего суставного отростка на верхней поверхности ножки дуги имеется борозда второго спинномозгового нерва (sulcus 2 n. spinalis). На нижней поверхности ножки дуги имеется нижний суставной отросток для сочленения с верхним суставным отростком третьего шейного позвонка. Между верхним и нижним суставными отростками аксиса формируется отчётливая "талия", через которую нередко проходит линия перелома при локальной травме шейно-затылочной области. Такой вид повреждения называют переломом палача или травматическим спондилолизом аксиса. При таком разобщении верхнего и нижнего суставов нередко происходит соскальзывание (спондилолистез) тела второго шейного позвонка вместе с атлантом и головой вперёд.
От средней части дуги аксиса отходит кзади массивный остистый отросток с раздвоенным концом. Он может служить основой при шейно-затылочной стабилизации, т.е. при ркципитоспондилодезе или ат-лантоаксиальном спондилодезе.
Задняя поверхность тела вместе с внутренней поверхностью дуги формируют позвоночное отверстие аксиса, которое вместе с позвоночными отверстиями других позвонков образует позвоночный канал.
Зубовидный отросток аксиса располагается вертикально на верхней поверхности тела. Он имеет лёгкий наклон кзади в соответствии с шейным лордозом. В отростке выделяют верхушку, головку и шейку. На передней поверхности головки зубовидного отростка имеется округлой формы суставная поверхность для сочленения с "ямкой зуба" на задней поверхности передней дуги атланта. На задней поверхности зубовидного отростка имеется задняя суставная поверхность для сочленения с поперечной связкой атланта и формирования зубовидно-связочного сустава.
Атлантозатылочные суставы (articutio atlantooccipitalis) образованы верхними суставными поверхностями атланта и мыщелков затылочной кости. Суставная сумка этого сустава натянута слабо. Она прикрепляется по краям суставных хрящей к мыщелкам затылочной кости и боковым массам атланта. На рис. 1.3 представлены связки, укрепляющие эти и другие суставы шейно-затылочного перехода.
Первый и второй шейные позвонки кроме боковых атлантоак-сиальных суставов (между нижними суставными поверхностями атланта и верхними суставными отростками аксиса) имеют ещё два упомянутых выше сустава. Один из них (сустав Крювелье) образован задней суставной поверхностью передней дуги атланта и зубовидным отростком, другой — между поперечной связкой атланта и задней суставной поверхностью зубовидного отростка.
Боковые (парные) атлантоаксиальные суставы образуются выпуклыми суставными поверхностями, что вместе с почти горизонтальным их расположением обеспечивает большой объём движений. Взаимная выпуклость этих суставных поверхностей преобладает в сагиттальном сечении. Поэтому "гребень соприкосновения" суставных поверхностей находится преимущественно во фронтальной плоскости. Кпереди и кзади от соприкасающихся суставных поверхностей образуется зияние, заполненное синовиальной жидкостью. Во фронтальном сечении соприкасающаяся нижняя суставная поверхность атланта слегка вогнута, а верхняя поверхность эпистрофея, наоборот, выпукла. Капсула бокового атлантоаксиального сустава прикрепляется спереди, на 0,3— 0,4 см отступя от края суставного хряща, а сзади — по краю его. Многие авторы подчёркивают, что капсула этого сустава натянута слабо, тонкая и очень растяжимая.
Атлантозубовидный сустав Крювелье также имеет слабую и растяжимую капсулу. Передняя суставная поверхность зубовидного отростка несколько выпуклая, имеет форму отрезка цилиндра, охватывая его переднюю половину полукольцом. Суставная поверхность передней дуги атланта конгруэнтна суставной поверхности зуба, имеет небольшое
углубление.
Сустав между задней суставной поверхностью зубовидного отростка и средней частью поперечной связки атланта замыкается также слабой и растяжимой капсулой.
