Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Psikhokorrektsia_lichnostnykh_narusheny_v_doshk...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
650.75 Кб
Скачать

Литература Базовая

* 1. Психология и психиатрия детского и подросткового возраста. С.Пб. 1999.

* 2. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1996.

Дополнительная

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. М., 1995.

4. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

5. Спиваковская А.С. Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов. М., 1989.

6. Бихевиоральная терапия (учебно-методическое пособие). Н., 1996.

7. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

8. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М., 1993.

9. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.

10. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

11. Зейгарник Б.Ф., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

12. Божович Л.И. Избр.психол.труды. Проблемы формирования личности. М., 1995.

13. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998.

__________________________________________________________________________________________________

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.

Тематический обзор

(Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании)

1. Понятие нормы и отклонения в развитии личности ребенка

1.1. Понятие нормы и отклонения в развитии человека

Первый вопрос, который встает перед психологом-консультантом, занимающимся психокоррекцией личностных нарушений у детей - это проблема диагностики и дифференциации нормы и патологии с целью определения адекватности запроса родителей ребенка.

В целом понятие нормы – это термин, используемый для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения). В психологии корректное обращение к понятию нормы пред­полагает также дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, этнической, культурной принадлежности субъекта и т. д.

Существует три точки зрения на определение психологической нормы:

1) психологическая норма - это не­кая среднестатистическая величина всех известных и мыслимых пси­хологических параметров;

2) нормой является гомеостазис, оптимальная адаптация человека к окружающему миру;

3) отрицающий, негативный кри­терий — если человек психически не болен, значит он психически здоров.

Как отмечает Б.С.Братусь, если внимательно приглядеться к этим критериям, то нетрудно обнаружить, что их исходные основания лежат не в психологии, а в иных областях, прежде всего естественнонаучных. В самом деле, среднеарифметический взгляд на норму идет от статистики, адапта­ционный — от биологических представлений о гомеостазисе, негатив­ный критерий - от медицины и т.п. Образно говоря, критерии нор­мы как бы ускользают, уходят из психологии, обнаруживая себя на других территориях науки. Что касается наиболее расхожих адаптационных и среднестатистических критериев, идущих от естественнонаучного подхода, то их недоста­точность интуитивно заставляла даже психиатров, для которых эти критерии были основой их профессии, относиться к ним с плохо скрываемым раздражением.

Однако такие общие определения не отвечают основному запросу психолога-практика. Одно из наиболее удачных в современной психологии, функциональное определение психологической нормы описано в трудах Б.С.Братуся. С его точки зрения, нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет чело­века к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и одновременно критериями этого развития являются отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяю­щему в себе бесконечные потенции рода “человек” (центральное и системообразующее отношение); способность к децентрации, са­моотдаче и любви как способу реализации этого отношения; твор­ческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению, возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению об­щего сквозного смысла своей жизни.

Напомним, что речь идет о развитии чело­века, признаках его нормального бытия, тогда как личность, соглас­но пониманию Б.С.Братуся, - специфический инструмент, орудие этого развития и в качестве такового оценивается в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или нет приобще­нию человека к его сущности. В свою очередь, личность необходимо разводить с “психическим”, на чем настаивал А.Н.Леонтьев, говоря о “личностном” как особом “измерении”. Поэто­му человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запо­минать и мыслить, ставить сложные цели, находить к ним верные пути, быть деятельным, успешным, самодовольным и т.п.) и одно­временно личностно ущербным, больным: не координировать, не на­правлять свою жизнь к достижению человеческой сущности (религи­озный мыслитель сказал бы - к Образу Божьему в человеке), удов­летворяться суррогатными ценностями и т.п. Кстати, если говорить о тенденциях современного общества, то приходится с горечью при­знать, что для все большего количества людей становится характер­ным именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.

Если при этом понимать личность как инструмент достижения человеком своего понятия, сущности, то оказывается, что психология исследует пути к некоему едино с эти­кой понимаемому благу (равно как и законы и последствия отклоне­ний от этих путей). Этика тогда по отношению к психологии оказы­вается не только нормативной, абстрактно принудительной, но раз­рабатывающей, указующей те же вектора, которые в основном и главном совпадают с предельной ориентацией, векторами нормаль­ного психологического развития.

То, что нравственная ориентация не есть лишь внешнее давле­ние, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, яв­ляется критерием и отражением личностного здоровья, можно пока­зать не только в теоретических рассуждениях, но и на конкретно-психологических, клинических данных. Еще у русского психолога А.Ф. Лазурского находим мы основанный на тщательных наблюде­ниях вывод, что здоровье личности в наибольшей степени обеспечи­вает идеал бескорыстного служения другому. “Альтруизм, — писал он, — в том или ином виде представляется формой, и средством, и по­казателем наилучшей гармонии между личностью и средой. Здесь извращенных нет”. Современные авторы, используя другую терми­нологию, приходили к сходным выводам. Данные Б.С.Братуся пока­зывают, что отклонения личности, невротическое развитие тесно связаны с эгоцентрической ориентацией человека, в то время как наиболее благоприятные условия для развития личности создает противоположная эгоцентрической просоциальная ориентация.

1.2. Общие вопросы методологии и методики статистической оценки распространения нарушений развития личности. Клинико-нозологическое направление в современной классификации нарушений развития личности ребенка

Уровни нарушений психической деятельности могут анализироваться с различных точек зрения – философской, социальной, психологической, эволюционной, патогенетической, клинической и т.д.

Личностные нарушения – нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающиеся в изменении поведения, в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки и др.

Исторически сложилось, что описание личностных нарушений основывалось на статистической оценке их распространения. Знание о нарушениях развития личности накапливалось в медицине столетиями, и в конце прошлого века было переработано с точки зрения психологической науки. Однако методология статистической оценки распространения нарушений развития личности (МКБ-10) до сих пор является основополагающей. В современной классификации болезней личностные нарушения относятся к пятой главе. Систематика в МКБ-10 представлена десятью разделами, которые объединяют расстройства общего происхождения или со сходными проявлениями.

Первый раздел (FO) объединяет все ор­ганические, включая симптоматические, психические расстройства. Здесь выделя­ются деменции. Вся остальная органически обусловленная па­тология (за исключением токсикоманий и алкоголизма) представлена синдромологически: делирий (в широком понимании), эндоформные психозы, личностные изме­нения.

Второй раздел (F1) объединяет психи­ческие нарушения в результате употреб­ления алкоголя и психоактивных веществ (главным образом, наркотиков).

В третьем разделе (F2) кодируются функциональные психозы: шизофрения, бредовые (острые и хронические), шизоаффективные и индуцированные бредовые расстройства. Кроме того, сюда помещено шизотипическое расстройство, которое, в отличие от американской систематики, не относится к расстройствам личности, а предполагается входящим в “шизофре­нический спектр”.

В четвертом разделе (F3) объединены практически все аффективные расстрой­ства, которые классифицированы в зави­симости от фактора полярности аффекта и степени тяжести.

Пятый раздел (F4) включает рубрики, соответствующие традиционной группе неврозов: фобического, тревожного, на­вязчивых состояний, истерического (диссоциативного), астенического. К этому разделу отнесены и соматоформные рас­стройства, включающие расстройство соматизации, при котором речь идет об ими­тации соматической патологии с выражен­ными сенестопатиями, ипохондрическое расстройство (сверхценная ипохондрия), соматоформную вегетативную дисфунк­цию (органные неврозы), хроническое бо­левое соматоформное расстройство.

В шестом разделе (F5) объединены расстройства физиологических функций:

питания (анорексия и булимия), сна, сек­суального функционирования. Кроме того, сюда относятся случаи злоупотребления препаратами, не вызывающими зависимо­сти (слабительными, анальгетиками, вита­минами и пр.).

В седьмой раздел (F6) помещены расстройства личности (психо­патии) и половые извращения. Представляет интерес рубрика эмоционально нестабильных личностей, склонных к импульсивности, агрессив­ности, эксплозивности. Помимо импуль­сивного подтипа, здесь выделяется подтип, при котором, наряду с эмоциональной не­стабильностью, имеют место нарушение образа “Я”, хроническое ощущение душев­ной пустоты, нестабильность межличност­ных отношений, суицидальные угрозы и самоповреждения (пограничное расстрой­ство/синдром).

Восьмой раздел — олигофрении (F7), которые, как и прежде, дифференцируются по степени тяжести интеллектуального де­фекта. Кроме того, учитывается наличие или отсутствие нарушений поведения.

Девятый (F8 — расстройства психо­логического развития) и десятый (F9 — поведенческие и эмоциональные расст­ройства, начинающиеся в детском и под­ростковом возрасте) разделы должны ис­пользоваться при невозможности отнесе­ния расстройства к вышеперечисленным рубрикам. В восьмом разделе содержатся рубрики специфических нарушений разви­тия речи (расстройство речевой арти­куляции, нарушения экспрессивной и импрессивной речи и др.), специфических на­рушений развития школьных навыков (чтения, письма, счета). Большое место в этом разделе занимают так называемые об­щие нарушения развития, к которым отно­сятся детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, дезинтегративное рас­стройство детского возраста (синдром Геллера), гиперактивность с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями, синдром Аспергера.

В заключительном разделе (F9) поме­щены: гиперкинетическое расстройство, при котором нарушения активности и вни­мания различаются в различных условиях (домашних, школьных) и при непо­средственном наблюдении; нарушение по­ведения, при котором на протяжении ми­нимум полугода отмечаются по меньшей мере два признака из приводимого перечня (такие как лживость, воровство и др.). Среди эмоциональных расстройств пред­ставлены сепарационное тревожное рас­стройство (страх разлуки с близким чело­веком) детского возраста, фобическое тревожное расстройство детского возраста (соответствующий фазе развития, но не адекватный по интенсивности страх, сопровождающийся заметным нарушением социального поведения) и социальное расстройство (социальная сенситивность, а также расстройство сиблингового соперничества (анормально негативное отношение к младшему сиблингу, сопровождающееся эмоциональными нарушениями). К расстройствам социального функционирования в этом разделе отнесены элективный мутизм и нарушения при­вязанностей (социального реагирования в возрасте до 5 лет). Кроме того, в одной из рубрик этого раздела сгруппированы неорганические энурез и энкопрез, нарушения питания, поедания несъедобного (пика), стереотипное двигательное расстройство, заикание и речь взахлеб.