Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сесичные.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
84.18 Mб
Скачать

Сант-Иво алла Сапиенца

  1. Творчество Микеланджело Меризи да Караваджо (1570/71-1610) и его влияние на европейскую живопись

Родившийся в окрестностях Бергамо, Караваджо учился в Милане у маньериста Симоне Петерцано, объявившего себя последователем Тициана. В возрасте двадцати лет он обосновался в Риме, где оставался дл 1606 года, когда, случайно убив в драке молодого человека, бежал в Неаполь, затем на остров Мальту и на Сицилию. Он умер тогда, когда, прощенный Римским папой, возвращался в Рим. Его жизнь была бурной и безрадостной; предельное нравственное и религиозное напряжение придет его живописи революционный характер. Реализм Караваджо вырос из религиозной этики, обновленной Карло Борромео в его ломбардской епархии. Он был основан не на наблюдении и копировании природы, а на признании суровой реальности фактов, на пренебрежении условностями, на возможности с максимальной ответственности сказать правду. Это значило, что нужно отказаться от поисков «прекрасного», добиваясь истины, отказаться от вымысла, опираясь на факты, не следовать рабски выработанному идеалу, а нетерпеливо искать идеальный результат в живописной практике, противопоставляя нравственные ценности творчества интеллектуальным ценностям теории. Его реализм противоположен натурализму, а его поиска правды чужды воображению. Они противопоставляют живопись Караваджо живописи Аннибале Карраччи, базирующейся на двуединстве природа-история, на культуре и воображении. Искусство для Караваджо не является продуктов умственной деятельности, оно основано на нравственности и не отделяется от реальности, чтобы изобразить ее, а погружается в реальность и живет в ней, При создании своих произведений он как бы воссоздает и заново переживает события, при этом открываются скрытые мотивы поступков. Аннибале насколько возможно расширяет опыт реального, Караваджо углубляет его и чем дальше, тем больше накапливает и концентрирует. Так Аннибале и Караваджо борются с формализмом римского маньеризма: Аннибале – за большую свободу, Караваджо – за более суровую мораль. Аннибале воспринимает классический мир как поэтический, Караваджо его отвергает именно потому, что он поэтический, отдаляющий от этой единственной реальности, которой является настоящее.

Первые работы Караваджо в Риме понравились даже тем критикам, которые были приверженцами классицизма, так как имели «нежные и чистые» цвета. В них очевидно влияние живописной культуры Ломбардии и Венеции. В «Отдыхе на пути в Египет» Караваджо использует характерный для венецианской живописи мотив – изображает святую сцену в пейзаже, как бы говоря, что нет разницы между чувством реального и чувством божественного.

Караваджо вплотную подходит к проблеме истории в картинных Капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези («Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», 1599=1600, 1602) и Капелла Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо («Распятие апостола Петра», «Обращение апостола Павла», 1600-1600 . Первая картина для Капеллы Контарелли – «Святой Матфей с ангелом» - была написана для алтаря (находилась в Берлинском музее, погибла во время последней войны) и была отвергнута духовенством как слишком реалистическая, хотя в ней художник использовал образную систему Рафаэля (его «Зевс с Ганимедом» из росписи виллы Фарнезина). Рафаэль был признан художником идеальной красоты, и из его идеального мотива Караваджо извлекает образ, кажущийся слишком реалистичным.

Тема события, свершившегося навсегда, безвозвратно, - основная в поэтике Караваджо и связана со смертью. Караваджо прокладывает дорогу жанровой живописи, в частности к натюрморту. Он сам утверждал, что не видит разницы в том, что писать – цветы или людей. Натюрморт связан у него с мыслью о смерти: это существование вещей без человека или после его смерти.

Художник стремится передать тревогу и беспокойство собственного внутреннего мира и ответить на вопросы о том, кто он, каков смысл его бытия и что произойдет, когда его не станет.

Вопросы, поставленные Караваджо, могут показаться в большой и пестрой картине искусства барокко случайными, но, наоборот, они найдут продолжение и отражение в творчестве отличных друг дот друга крупнейших представителей художественной европейской культуры XVII века: Рембрандта в Голландии и Веласкеса в Испании. Не нужно забывать, что развитие изобразительного искусства барокко начинается после смерти Караваджо и что один из величайших создателей этой культуры, фламандец Рубенс, жил в Риме в первые годы века, знал и восхищался творчеством Караваджо.