От Клузевица к Ленину:
Классическое понятие политического 18-19 веков = государство европейского международного права. В 20 веке начинается гражданская война партий.
Маркс и Энгельс (особенно Энгельс, написавший множество работ по теории и истории войн) считали, что новая революционная война не будет войной старого типа, войной баррикад. Энгельс считал возможным, что с расширения буржуазно-демократических прав на пролетариат предоставит последнему большинство в парламенте, а значит, «легально переведёт буржуазный общественный порядок в бесклассовое общество». Шмитт называет это «непартизанским ревизионизмом». Различие между Лениным и Бернштейном.
Ленин, развивая мысли классиков, напротив, считал насилие неизбежным и был первым сторонником партизанской революционной гражданской войны, где главное действующее лицо – партизан, ведомый с.-д. партией. Ленинские идеи по поводу партизана изложены в работе «Партизанская война» от 30.09/13.10 1906 года. Статья была напечатана в газете «Пролетарий» в период ПРР. Стр. 79-80-81
Новые особенности Ленина:
Война, настоящая, есть революционная, гражданская, классовая война. Она и есть партизанская война. Абсолютизация врага. Партизан иррегулярен и полностью отрицает врага, а значит, это единственно верный путь. Абсолютная вражда, дозируемая партией и идеями. Единственная легитимность партизана как защитника собственной земли, пропадает. Стр. 281-283.
Классическая война государств – не более чем политическая игра, дуэль. 82-83 Дозированная вражда и оберегаемая война. Враг пока остаётся только действительным врагом. Перестаёт им быть как только покидает Родину.
Ленин обогащает теорию партизана новой политической философией, партизан должен ставить под сомнение само здание социального и политического порядка, стремится изменить его. Союз философии и партизана становится новой, взрывной смесью.
Вооружённая партизанская борьба по Ленину:
Убийство, уничтожение отдельных лиц, начальников, полицейских
Экспроприация ценностей в пользу дальнейшей борьбы
Партизан – новый метод борьбы, идущий от народных масс как ответ
Жозеф Мари де Местр – в период Наполеоновских войн – посланник Сардинии в России. Основоположник классического политического консерватизма. Быстро разочаровавшись во Французской революции, эмигрировал. В своей теории считал, что Революция ниспослана Господом за грехи аристократии и духовенства, предавших монархию в угоду идеям просвещения. Задача революции состоит в уничтожении этих элементов. Война – прогрессивный фактор, т.к. она очищает народы от бесполезных элементов.
Шмитт пересказывает ряд мыслей де Местра, который писал в 1811 году, что Россия готова для революции, но эта революция будет естественной, а не просвещенческо-европейской. Больше всего де Местр боялся «просвещённого Пугачёва», который бы вызвал к жизни новые революционные силы союза философии и стихии масс. Реальность оказалась иной: Пугачёв потерпел поражение, а движущими силами декабристов оказалась та же аристократия, которая также потерпела поражение.
Де Местр оказывается провиденциалистом в том, что в будущем именно Ленин, соединив Гегелевскую философию истории с высвобождёнными силами масс, откроет шкатулку абсолютной вражды. В то же время, не смотря на близость, с прусскими офицерами-реформаторами он не был знаком и не знал их идей.
