Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чешко Возникновение и развитие горения. Физичес...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.33 Mб
Скачать

5.6. Развитие горения по вертикали

В этом случае практически все решает конвекция. Б.В. Мегорский писал: "распространение конвективных потоков на пожаре подобно стеканию воды, но обратно ей по направлению. Вода стекает сверху вниз, находя для этого малейшие щелочки, а дым, газообразные продукты сгорания точно также стремятся вверх" Это, безусловно верное наблюдение, позволяет сформулировать следующее правило, которым надо руководствоваться при поисках очага: если ищешь очаг - ищи самую нижнюю зону со следами горения.

Если пожар возник, например, на втором этаже здания, он редко, и уж, по крайней мере, далеко не сразу уйдет на первый этаж. Быстрее го­рение проникнет на третий и вышележащие этажи. Это - общее правило. Как и из любого правила, из него бывают исключения. Горящие предметы могут сверху падать вниз, создавать, таким образом, вторичные очаги горения. Но общее правило, тем не менее, остается в силе - в поисках очага следует дви­гаться по следам термических поражений вниз.

Способность конвекции уносить тепло пожара вверх обуславливает ряд важных для дознавателя и эксперта обстоятельств. Вот некоторые из них.

1. В помещении, в котором происходит пожар, наблюдается зонирова­ние температуры газовой фазы по высоте. Соответственно, и конструкции (стены, перекрытия) прогреваются чем выше, тем сильнее. Поэтому терми­ческие поражения стены, мебели должны нарастать снизу вверх.

Если эта закономерность нарушается, если внизу стена на каком-то участке прогрелась или пострадала больше, чем сверху - это подозрительно, значит что-то не так, значит стену что-то грело на локальном участке.

Или, наоборот, если имеется локальный, более холодный (менее деструктированный) участок - значит стену что-то закрывало, экраниро­вало от тепла.

2. По тем же причинам на полу обычно более "холодно", чем в вышерасположенных зонах помещения. Снизу происходит приток свежего холод­ного воздуха, теплые газы уходят вверх. Поэтому признаки очага и другие характерные термические поражения конструкций, вещественные доказательства лучше сохраняются в нижней зоне, на уровне пола. Так, например, замечено, что если электрокипятильник, приведший к пожару, находился на полу или упал туда на начальной стадии пожара, на нем сохраняются характерные признаки работы в аварийном режиме (без воды). Если же он при пожаре находился на столе, указанные признаки нивелиру­ются и обнаружить их после пожара не удается.

3. Если очаг пожара расположен достаточно высоко, или горение началось в смежных помещениях и "вошло" в комнату поверху, там обычно сохраняются и полы, и даже мебель - столы, стулья. Завалит их сверху обгоревшими остатками потолка и, если не возникнет вторичных очагов, то предметы и сгораемая отделка стен в нижней их части сохранятся. Об­разуются так называемые признаки верхового пожара. Такие помещения обычно можно исключать из круга помещений, где подозревается очаг.

В зданиях и сооружениях, где имеются закрытые проемы, пустотные деревянные конструкции, горение часто развивается в скрытой форме имен­но по этим пустотам. Такие пожары сложны не только с точки зрения ту­шения, но и с точки зрения их расследования. В поисках очага бывает необходимо проследить, как развивалось по пустотам горение. Сделать это в ряде случаев можно, вскрыв пустотную перегородку или подняв доски пола, и перевернув их наизнанку.

Если горение развивалось, например, внутри конструкции пола, то можно по характеру и степени обгорания досок попытаться проследить, где горение ушло внутрь пола, где вышло из пустотной конструкции. Иногда это удается. Нужно, однако, помнить, что направление конвектив­ных и просто воздушных потоков на пожаре может меняться, причем неоднократно. Происходит это вследствие нарушения оконного остекления; об­разования прогаров, разрушения конструкций, вскрытия их пожарными под­разделениями; вследствие применения дымососов.

Вышеизложенное является кратким рассмотрением основных механизмов формирования очаговых признаков пожара. На каждом конкретном пожаре признаки эти , конечно же, имеют свою специ­фику и индивидуальные особенности, ибо не бывает даже двух абсолютно одинаковых пожаров.

Разберем в качестве примера реальный пожар, небольшой и несложный в исследовании, но довольно необычный и очень тяжелый по последствиям.

Пожар произошел в садоводстве "Радофинниково" Ленинградской области. На участке в 600 кв. метров располагался домик (времянка), рубленый, размером 4,25х3,0 м с дощатой пристройкой. Пожар был обнаружен соседями около 1 часа ночи. Горение происходило на входе, внутри домика. Сбежавшиеся соседи довольно быстро, подручными средствами, потушили пожар, однако находившихся в домике людей - двух женщин, мужчину и двух девочек (4 и 14 лет) - спасти не удалось.

Осмотр места пожара показал, что в комнате - единственной в этом домике - находились две тахты, детская кроватка, раскладушка (на ней спала старшая девочка), а посередине комнаты кирпичная русская печь (рис.5.7.).

3,0 м

Рис.5.7. План места пожара.

Поиски очага пожара начинаются с осмотра стен, потолка комнаты и оценки их термических поражений. Потолок в данном случае имел поверхностное обугливание, практически равномерное по всей площади (толщина слоя угля около 5 мм). Стены комнаты были обиты гофрированным тарным картоном. По всем четырем стенам выше 0,5 метра от пола картон выго­рел, ниже - сохранился. Не получила существенных термических поражений и имеющаяся в комнате мебель. Такая картина полностью соответствует рассмотренным выше признакам "верхового" пожара и дает основания пред­положить, что очаг пожара расположен вне комнаты.

Печь кирпичная, оштукатуренная (рис.5.8.), была закопчена по всей поверхности. Выгорание копоти и отслоение штукатурки наблюдались лишь на углу, обращенном к двери. Печное отверстие с топливником - тоже были закопчены, здесь локального выгорания сажи не было. Таким образом, можно заключить, что печь подвергалась наиболее интенсивному тепловому воздействию со стороны двери.

В каком же положении находилась во время пожара дверь из тамбура в комнату; была она открыта или закрыта? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к описанию двери в протоколе осмотра: "Со сто­роны, обращенной в комнату, деревянная планка обшивки обуглена на всю глубину, а на стороне, обращенной в тамбур, лишь поверхностно обуглился картон". Как могло возникнуть такое специфическое обгорание две­ри, при условии, что тамбур внутри тоже сильно выгорел?

Р ис.5.8. Угол русской печи, обращенный к двери, с конусообразным выгоранием копоти.

Вероятно, только единственным образом - во время пожара дверь бы­ла открыта. Более того, открытанастежь, так, что ее обращенная в там­бур и обитая картоном поверхность была прижата к стенке и за счет это­го столь мало пострадала при горении.

Вид домика снаружи (рис.5.9.) также подтверждает предположение, что горение, более интенсивное и длительное, происходило отнюдь не в комнате.

Обгорание бревен и досок - больше над правым окном и входной дверью. Похоже, что горело интенсивнее в тамбуре или в комнате у входа. Скорее - в тамбуре.

Рис.5.9. Вид домика снаружи.

Что же обнаружилось в тамбуре?

В тамбуре "... обугливание досок стен и потолка по всей поверх­ности (hу = 5-10 мм.). В правой от входа стене, на высоте 0,5-0,9 мет­ра от пола - сквозной прогар. Выше на этой стене - 7 гвоздей в ряд, предположительно использовавшиеся как вешалка для одежды. Внизу валя­ются обгоревшие остатки одежды".

Наличие в нижней половине стены прогара, причем не щелевого (вертикального, параллельно доскам), а горизонтального, крайне подозрительно. Исходя из свойственного пожару зонирования температур по высо­те, стенка, если и должна была прогореть, то в наиболее горячей зоне - в верхней своей части, у потолка. Она же прогорела ниже; почему? Вероятно всего, за счет локального теплового воздействия на стенку в данной зоне.

Итак, "нечто" нагревало, прожигало стенку на высоте 0,5-0,9 м от пола. Находилось ли это "нечто" внутри тамбура ? Или снаружи его? Не лишним было бы посмотреть, что же находится с другой стороны стенки тамбура, в зоне прогара.

За стенкой тамбура оказалась... деревянная бочка (рис.5.10.).

Выгорело приблизительно 30 см. высоты бочки (об этом свидетельствовали два обруча, лежащие на ней). В большей степени бочка выгорела со стороны стенки пристройки. Прогар же досок стены размером 20х30 см. находился прямо над остатками бочки. Помимо прогара на стене имелась зона обугливания досок характерной формы - типичный очаговый конус.

Итак, очаг пожара установлен - деревянная бочка.

Какова же причина пожара и как он развивался?

Дальнейшее расследование, в том числе опрос соседей, позволили установить следующее.

Рис.5.10. Дощатая стена пристройки к домику и остатки

деревянной бочки рядом с ней.

  • сквозной прогар стенки.

  • зона обугливания стенки (очаговый конус).

Деревянную бочку хозяева использовали для сбора и хранения золы из печки. Чтобы дождь не мочил драгоценное удобрение, бочку покрывали полиэтиленовой пленкой (несколько ее оплавленных кусочков были найдены на обручах, лежащих поверх обгоревшей бочки). Перед тем, как лечь спать, хозяева топили печь, угли, чтобы не угореть ночью, из печи выг­ребли (топку печки осмотрели, она была абсолютно пуста, а соседи ут­верждали, что вечером видели дым из трубы). Горячие угли из печки, ви­димо, были выброшены в бочку, которую накрыли полиэтиленом. Угли про­должали тлеть, чему способствовала наброшенная на бочку полиэтиленовая пленка - кислорода потребляется при тлении немного, а вот аккумуляция тепла под пленкой хорошая. Процесс тления развивался, начали тлеть борта бочки; полиэтиленовая пленка, в конечном счете, расплавилась, стекла вниз, в бочку, что, несомненно, внесло свой вклад в интенсифи­кацию горения. События могли бы не получить такого трагического развития, если бы бочка стояла у другой – бревенчатой стены домика. До прогара стены дело бы не дошло, горение бы ушло к крыше домика.

Здесь же бочка стояла у дощатой стенки со щелями, а за щелями - висящая на гвоздях одежда. Горение шло внутрь пристройки, в сторону более склонных к горению материалов. Необходимо отметить, что горение редко распространяется снаружи внутрь помещения - обычно происходит обратный процесс. В данном случае сочетание указанных роковых обстоятельств привело именно к такому развитию событий. И после того, как загорелась одежда, и началось горение в тамбуре, у спящих людей оказался отрезан единственный эвакуационный выход - путь к спасению.