Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и кра...docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.12 Mб
Скачать

Казначейские векселя

Еще одним давно известным инструментом спасения стол­кнувшейся с трудностями компании, помимо предоставления ей ссуды, является выпуск ценных бумаг под соответствую­щий залог имущества этой компании. (Хотя ранее приве­денные примеры свидетельствуют о том, что в случае, когда проблемы охватывают не одну компанию, а весь рынок, даже для большинства ликвидных ценных бумаг не находится покупателей, готовых приобрести их по приемлемой для продавца цене.) Ценные бумаги были частными и публич­ными; оба этих типа использовались в Гамбурге в 1857 г В 1763 и 1799 гг. «морские векселя» являлись неотъемлемой частью сложной и построенной наспех системы финансовой поддержки [60]. Однако самое широкое распространение получили в то время казначейские векселя, выпущенные в Великобритании в 1793 и 1799 гг., без особого энтузиазма была воспринята эмиссия 1811 гг., а выпуск 1825 г. оказался полностью провальным.

По широко распространенному мнению идея выпуска каз­начейских векселей принадлежала сэру Джону Синклейру, хотя, возможно, инициатива исходила от Государственного банка Англии. 22 апреля 1793 г. лидеры Сити встретились с премьер-министром Уильямом Питтом с целью найти средства для борьбы с кризисом, который стал результатом банкротств 100 из 300 банков страны и пагубного снижения товарных цен. На следующий день представители встрети­лись в резиденции лорд-мэра, чтобы разработать схему г осу­дарственной помощи. Согласно Клэпхему, ни у кого не было ясного понимания того, как следует действовать. В процессе обсуждения появилась идея выпуска от имени правитель­ства казначейских векселей на сумму 3 млн фунтов, кото­рая позже была увеличена Парламентом до 5 млн фунтов. Финансовую основу для этих ценных бумаг должен был составить имущественный залог, который торговцы обязаны были депонировать на таможенных складах. Дополнительной мерой должна была стать эмиссия 5-фунтовых банкнот — ра­нее минимальный номинал банкнот составлял 10 фунтов, — призванная сэкономить на золотых и серебряных монетах. Казначейские векселя были выпущены специально уполно­моченным органом, а не Государственным банком Англии. Часть векселей на сумму 70 тыс. фунтов немедленно послали в Манчестер и такое же количество в Глазго. По свидетельству Макферсона новый финансовый инструмент работал пре­красно. 338 фирм запросили в сумме 3 млн фунтов. В общей сложности было предоставлено 2,2 млн фунтов 228 фирмам, из которых впоследствии обанкротились только две. Векселя на сумму более чем 1,2 млн фунтов были изъяты из обраще­ния после того, как паника пошла на спад [61].

В 1799 г. отголоски паники, разразившейся в Гамбурге, докатились до Ливерпуля, и казначейские векселя снова пош­ли в дело. Парламент одобрил эмиссию векселей на сумму 500 тыс. фунтов, которые использовались исключительно в Ливерпуле и были обеспечены депонированными на скла­дах товарами общей стоимостью 2 млн фунтов [62].

В 1811 г. проблема, требующая решения, появилась вновь. Был сформирован парламентский комитет по вопросам го­сударственного коммерческого кредита. В его состав вош­ли Генри Торнтон, сэр Джон Сииклейр, сэр Томас Баринг и Александр Баринг. В появившемся через неделю отчете этого комитета содержался анализ бедственного положе­ния экспортеров и импортеров, торговавших с Вест-Индней и Южной Америкой, а также отмечен факт скопления на лон­донских складах товаров, которые не могли быть отправлены в отрезанную войной Балтию. Комитет рекомендовал осу­ществить новую эмиссию казначейских векселей на сумму

  1. млн фунтов. Это предложение не вызвало особого восторга в Палате общин из-за чрезмерного расширения объемов тор­говли с Латинской Америкой; оппозиция, хотя и сочувство­вала терпящим бедствие, сомневалась в разумности оказания помощи спекулянтам. Хаскиссон, который позже в полной мере проявил себя на посту главы министерства торговли, утверждал, что зло порождает даже простой кредит.

Неужели джентльмены не замечают, что старые английские торговцы, которые всегда опасались выходить за пределы собственного капи­тала, уступили свое место толпе безумных и расточительных спеку­лянтов, которые не остановятся до тех пор, пока у них будет возмож­ность получить кредит? И вот эти люди со своими мелкими капиталами устанавливают теперь собственные правила; спекуляции распростра­нились даже на самую мелкую торговлю... Если предлагаемая помощь будет использована для дальнейших спекуляций, это только увеличит масштабы зла, поскольку еще шесть миллионов будут брошены на увеличение цен всех наших товаров [63].

Смарт привел самый полный отчет о происходивших де­батах и отметил, что многие выступали с критикой предла­гаемых мер, но не все из них могли взять на себя смелость отклонить их полностью. В конце концов, предложение было одобрено с несколькими поправками. В частности, объем эмиссии был уменьшен до 2 млн фунтов. «Однако нашлось немного торговцев, которые в стесненных обстоятельствах имели возможность внести требуемый имущественный за­лог, и, кроме того, такая поддержка вовсе не способствовала увеличению производства товаров в таких условиях, когда основная проблема заключалась в отсутствии рыночного спроса» [64].