Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и кра...docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.12 Mб
Скачать

Гарантийное обеспечение обязательств: кризис банка Baring Brothers

Самая известная гарантия обеспечения обязательств была выдана по решению Уильяма Л иддердейла, когда он занимал пост главы Государственного банка Англии, в период кри­зиса банка Baring в 1890 г. Подобные гарантии выдавались в Великобритании и ранее. В декабре 1836 г. частный банк Esdailes, Grenfell Thomas and Company, который являлся лон­донским представителем для 72 банков страны, столкнулся с финансовыми трудностями. Ключевая роль этого банка во взаимосвязях со многими банками страны говорила в пользу необходимости спасти это финансовое учреждение от разо­рения; кроме того, с бумагами этого банка имели дело все лучшие представители лондонского Сити. Активы банка значительно превышали его долги, и лондонские банкиры предложили свои гарантии. Список гарантов возглавил Го­сударственный банк Англии с суммой 150 тыс. фунтов. Банк Esdailes выжил, но после этого просуществовал только в те­чение двух лет [50].

Гарантии были выбраны в качестве альтернативы письму- обязательству (о возмещении убытков и/или освобождении от ответственности), которое разрешало приостановить дей­ствие банковского акта от 1844 г Министр финансов, лорд Гошен, предлагал Лиддердейлу выдать такое письмо, но тот отказался на том основании, что «надежда на получение таких писем является причиной большей части проблем банков­ского сектора Англии».

Таким образом, Лиддердейл отказался утихомирить ры­нок путем выдачи ему привычного лекарства, как это было в 1847, 1857 и 1866 гг. В августе 1890 г. он предупреждал Baring Brothers о том, что банк должен быть осторожнее с акцептованием векселей своего аргентинского агента, 5.6. Hales. А уже 8 ноября Baring Brothers сообщил Лиддер­дейлу о своем бедственном положении. Опасаясь паники, которая начнется после того, как публике станет известно о бедственном положении Barings, Государственный банк Англии 10 ноября проводит совещание с представителями Казначейства, вновь отвергает нисьмо-обязательство, как вариант решения проблемы, ищет возможности получения помощи от зарубежных стран (тема главы 12) и формирует специальную комиссию во главе с лордом Ротшильдом, при­званную найти выход из опасной ситуации, обусловленной тем, что над рынком образовался опасный «навес» из арген­тинских ценных бумаг.

День за днем слухи о неприятностях Barings распростра­нялись все шире, и в Государственном банке Англии росло количество векселей этого банка, К среде Лиддердейл выяс­нил, что даже в том случае, если бы Baring был кредитоспосо­бен, ему все равно потребовалось бы 8-9 млн фунтов. В пят­ницу Джон Дэниел, главный человек в компании Mullens and Co., которую Государственный банк Англии привлекал для проведения операций на открытых рынках, ворвался к Лиддердейлу с криком: «Вы должны немедленно сделать что-нибудь для того, чтобы успокоить людей: они считают, что надвигается нечто ужасное, и при этом называют имена очень высокопоставленных персон — очень высокопостав- ленныхЬ [51].

14 ноября Лиддердейл встретился с двумя членами каби­нета министров. Было принято решение о том, что правитель­ство немедленно увеличит свой баланс в государственном банке и разделит с банком любые потери, понесенные по бумагам Baring Brothers, принятым госбанком между 14:00 пятницы и 14:00 субботы. На основании этого соглашения Лиддердейл встретился с представителями 11 частных бан­ков, чтобы побудить их внести свои вклады в фонд обеспе­чения обязательств по долгам Barings. Кроме этого, он убе­дил Государственный банк России не забирать свои 2,4 млн фунтов, хранящихся на депозите в Baling Bwthers. Частные банки создали фонд с капиталом в 3250 тыс. фунтов, но эта сумма включала в себя 1 млн фунтов от Государственного банка Англии, а также по 500 тыс. фунтов от каждого из трех крупнейших кредиторов — Glyn, Mills & Co., Сите & Со. и Ротшильдов. Опираясь на достигнутые договоренности, Лиддердейл призвал 5 лондонских акционерных банков при­соединиться к участию в гарантийном фонде также на сумму 3250 тыс. фунтов. Получение таких гарантий дало Times повод сообщить 15 ноября о том, что хотя Baring Brothers и угрожает банкротство, но никаких потерь за этим не последует. Работа по созданию гарантийного фонда продолжилась в суббо­ту, когда директора акционерных банков встретились для официального одобрения своего участия в фонде, к 11:00 их подписи были получены. Затем другие банки и финансовые учреждения увеличили объем фонда с 7,5 млн фунтов, по состоянию на утро, до 10 млн фунтов к 4 часам дня; в конеч­ном счете размер гарантийного фонда достиг 17 млн фунтов и стал главной опорой лондонской финансовой системы. Примечательно, что Martin's Bank, который в тот момент также находился в бедственном положении в связи со ссу­дами, выданными Barings и Muniettas еще одному банку, вовлеченному в сделки с аргентинскими бумагами, 18 ноя­бря (вторник) тоже присоединился к гарантийному фонду, подписавшись на 100 тыс. фунтов. Целью этого шага было не столько стремление оказать помощь Barings, сколько желание продемонстрировать миру свою собственную состоятель­ность [52]. В своем комментарии к этому историческому эпизоду Пауэлл заявил: «Банк Англии выступил не в роли одинокого воина, который должен сражаться или отступать, а в качестве лидера самого колоссального в истории сосредо­точения финансовой власти» [53].

  1. ноября была сформирована новая компания, Baring Brothers & Со., Ltd с акционерным капиталом в 1 млн фунтов. Представляет интерес форма, в которой были представлены гарантии.

ГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА АНГЛИИ,

НОЯБРЬ 1890 Г.

В качестве мер поддержки, которые Государственный банк Англии со­гласился предпринять в отношении компании Baring Brothers and Co., ей предоставляется возможность погасить при наступлении срока свои обязательства, существующие на 15 ноября 1890 г. или возника­ющие в будущем на основании сделок, заключенных 15 ноября 1890 г. или ранее.

Мы, нижеподписавшиеся, настоящим соглашаемся, что каждый граж­данин, фирма или компания от своего имени могут обратиться в Го­сударственный банк Англии за компенсацией любых своих подтверж­денных потерь в течение всего срока, пока Государственный банк Ан­глии не придет к выводу о том, что ликвидация обязательств компании Baring Brothers and Со. завершена окончательно.

Все гаранты должны нести соразмерную ответственность, и никакой за­прос в отношении вклада любого участника фонда не может быть сделан без аналогичного запроса, направленного в адрес других участников.

Максимальный срок, в течение которого может производиться ликвида­ция обязательств, составляет три года, начиная с 15 ноября 1890 г. [54]

Процедура спасения хеджевого фонда Long-Term Capital Management, проходившая в сентябре 1998 г., контрастно отли­чалась от спасения Barings. Уильям Макдонаг, глава Федераль­ного резервного банка Нью-Йорка, обратилсяк 14 крупнейшим банкам, а также к инвестиционным компаниям, включая Metrill Lynch, Morgan Stanley, Dean Witter J.P. Morgan, Chase Manhattan Bank и Union Bank of Switzerland, чтобы собрать 3,6 млрд капита­ла для предотвращения краха LTCM; на фондовой бирже было приобретено 90% акций LTCM [55]. Поскольку те же банки и инвестиционные компании были крупными кредиторами LTCM, такие спасительные меры изменили саму юридическую природу их требований к LTCM. ФРС, в свою очередь, была заинтересована в спасении LTCMy поскольку крах этого фонда парализовал бы рынки в результате массового закрытия при­надлежащих фонду объемных позиций во фьючерсах, опцио­нах и других производных ценных бумагах.