Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Усадьба графа Чапского.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
88.06 Кб
Скачать

4.Истории связанные с родом Чапских

История 1

Как Толстой спустился с чердака.

Чудесные книги и зачинаются чудесно. В 1964 году Анатолий Иосифович гостил у родной сестры в секретном тогда городке Станьково. Вместе с шурином они часто ходили за молоком для годовалого племянника к местному старику в деревню Каменка. Однажды «молочный» дедушка попросил двух крепких ребят попилить ему дрова. Педагоги, а точнее, уже директора школ согласились и заготовили аборигену на всю зиму дровишек. Благодарный старик спросил благодетелей: как рассчитываться будем? Услышав же что дровяная разминка сельским интеллигентам была только в охотку, предложил: полезайте на чердак и каждый выберите по книге. Как более смелый полез Анатолий. Книгой, которую решил оставить себе, было прижизненное издание рассказов Толстого. Рассмотрев дома, приобретение более внимательно, Валаханович обнаружил на пожелтевших страницах экслибрис Чапских. Это кто еще такие, подумал он тогда и начал расспрашивать станьковских старожилов.

Старые люди прекрасно помнили живших здесь графов. И вот ведь диво – вспомнили добрым словом!

Уже позже, когда у Анатолия Иосифовича накопилось много материалов про знатный род герба «Лелива», ему пришла в голову сравнить станьковского графа с яснополянским Толстым. Оба сиятельства были тружениками, не гнушавшимися простой крестьянской работы. И даже могли нарядиться по-народному.

Ну а то, что окрестные простолюдины растащили после революции по чердакам –сараям бесценную графскую библиотеку, так времена были такие – грабительские.

« Мы таксама бралi кнiгi з бiблiатэкi i неслi iх у лужы – адмочвалi у кнiжак вокладку – невялiкiя кавалкi матэрыi i марлi i выкарыстоувалi iх для шыцця сукенак для лялек. А кнiгi былi цяжкiя, вялiкiя, з каляровымi малюнкамi. Кнiгi гэтыя былi, вiдаць, вельмi дарагiя! I так гэтае багацце марна прапала з-за таго, што гэта было не «народнае», не «сялянскае», а графскае!» Из книги Валахановича: воспоминания жительницы деревни Каменка Н. Градобоевой.

История 2

Как спасали Зою Казей.

Чапсковедение штука заразная, «открытием чудным» мог даже стать валявшийся возле усадьбы камень. В Станьково приметил Анатолий Валаханович огромную половину распиленного валуна с глядящими на четыре стороны света рукотворными углублениями. Местные жители в ответ на расспросы поведали: специально для графских детей делалось – чтоб не дрались. Добровольный искатель тут же вспомнил, что вторую половину этого камня с аналогичными ямками видел в студенческие годы в Прилуках, где копал картошку. Точно, сказали ему: Чапским принадлежали ещё и Прилуки. А всего во владения бывшего начальника лесного департамента Российской империи, прибывшего из Петербурга в Станьково после размолвки с царём, Эмерика Чапского входило, 68 деревень: Колосово, Негорелое, Волчковичи и другие – так называемый «станьковский ключ».

Исследователь стал по архивам да библиотекам собирать сведения про крутого норовом графа Эмерика. И впрямь имел его сиятельство твёрдый характер: высказал в глаза царю всё, что думал про эксплуатацию лесов России. Отправленный за прямоту в 1879 году в отставку, до лета 1880-го продолжал исполнять казённые обязанности: некем было заменить специалиста такого уровня.

В Станьково знающий леса как свои пять пальцев, Эмерик привёз много редких деревьев. Растущий «вверх конями» вяз Кампердауна до сих пор сидит в Станьковском парке, хотя очень многие экзоты, увы, уже вырублены и погибли.

А вот со своими подданными граф был весьма милостив и справедлив. Валахановичу рассказали старожилы про такой случай: бабушку будущего Героя Советского Союза Марата Казея граф буквально поставил на ноги. После того, как попала она в страшный переплёт: испуганный конь понёс телегу с сидящей на ней девушкой. Ноги бедняги запутались в упряжи и были буквально покрошены на осколки. Сердобольный граф лично возил её по всем известным врачам, не позволив делать ампутацию, пока кости не срослись. Хромота, правда, осталась, зато и ноги тоже.

Родная сестра Марата Ариадна Ивановна Казей подтвердила эту историю. Было дело: спас граф от безножия, за что та была всю жизнь ему благодарна.

История 3