- •§ 1. Специфика научного знания. Предмет и задачи истории науки
- •§ 2. Проблемы и принципы историко-научных исследований. Общие модели истории науки
- •§ 3. Научное знание и социальность. Понятие научного сообщества
- •Глава II история науки
- •§ 1. «Пранаука» Древнего Востока. Формирование античной науки в структуре философского знания
- •§ 2. Развитие научного знания в эпоху Средневековья и канун Нового времени
- •§ 3. Научная революция XVII века и формирование новоевропейского типа рациональности
- •§ 4. Эпоха классической науки (XVIII-XIX века)
- •§5. Наука в XX веке и на рубеже XX-XXI веков
- •Глава III философия науки
- •§1. Возникновение философии науки. Развитие философии с конца XIX века до середины XX века
- •§ 2. Современные концепции философии науки
- •§ 3. Идеалы научности
- •§ 4. Логика и методология науки
- •§ 5. Принципы, уровни и методы научного познания
- •Глава IV
- •§ 1. Философские проблемы истории
- •§ 2. Философские проблемы экономики
- •§ 3. Философские проблемы педагогики
- •§ 4. Философские проблемы юриспруденции
- •§ 5. Философские проблемы культурологии
- •§ 6. Философские проблемы менеджмента
- •§ 7. Философские проблемы психологии
- •§ 8. Философские проблемы социальной психологии
- •§ 9. Философские проблемы социальной экологии
- •§ 10. Философские проблемы политологии
- •§11. Философские проблемы религиоведения
Глава IV
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Сложность в изложении данного раздела заключается в некоторой неопределенности как состава, так и классификации социально-гуманитарных наук. Автор опирается на концепцию Нижегородской школы, рассматривающей «социально-гуманитарные науки» как комплекс, объединяющий науки социального (обществоведение) и гуманитарного (человековедение) характера. (Зеленов Л. А. История и философия науки. - Ч. 2 : Философские проблемы социально-гуманитарных наук / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров. - Н. Новгород : ВГАВТ, 2005. - 120 с).
В комплексе социальных (обществоведческих) дисциплин формируется общественно-научная картина мира на основе познания и оценивания социальной системы универсума. Формируется картина мира общества. Невозможность силами общественных наук построить целостную картину мира социума заставила философию взять на себя эту функцию.
Задача философии - построение общей картины мира социума, включенной в единую картину мира и человека. Поскольку для философии нет необходимости решать проблемы частных наук, она берет на себя лишь разработку ключевых мировоззренческих и методологических проблем, без решения которых науки об обществе развиваться не могут.
§ 1. Философские проблемы истории
Первая проблема истории как науки - определение оснований ее типологизации.
Можно выделить следующие основания:
формационные (история первобытного общества, исто рия рабовладельческого общества, история феодального обще ства, история капиталистического общества, история социали стического общества);
цивилизованные (история дикости, история варварства, история цивилизации, история европейских стран, история сла вянской культуры, история арабского мира и т. д.);
культурологические (история античного общества, исто рия восточных цивилизаций, история европейских стран, исто рия славянской культуры, история арабского мира и т. д.);
этнические (история Франции, история Англии, история Германии, история инков, история ацтеков, история эскимосов, история России, история Японии и пр.);
сферно-видовые (история искусства, история науки, ис тория государства, история права, история морали, история ре лигии, история экономики и т. д.);
персонально-династические (история Наполеона, история Стюартов, история Николая II, история Сталина, история Люд вигов и т. п.);
конкретно-социальные (история моды, история костюма, история хохломской росписи, история фабрик, заводов, банков и пр).
Весь универсум в его актуальных и потенциальных формах является предметом истории.
Следует оговорить два момента:
1) историки чаще всего себя сознают именно как исследователи социума, общества, общественной жизни;
2) историки чаще всего представляют себя как ретроспективных исследователей.
По первому пункту мы уже говорили, что любое явление имеет свою историю (философский принцип развития), а, значит, может стать предметом исторического исследования.
По второму пункту следует сделать методологические уточнения. Любое явление в ходе своего развития существует во времени, а время трехмерно (прошлое, настоящее и будущее). Должна ли история изучать только прошлое (архивы, анналы, прошедшее и пр.)? Пока в основном дело обстоит именно так. Но историк обращается и имеет право обращаться и к настоящему (события, стенограммы, заседания, революции, выборы, войны и пр.), и к будущему (историческое прогнозирование развития социальных и природных явлений).
Вторая проблема исторической науки, связанная с философским ее осмыслением, это проблема соотношения факта и оценки. Историк не может не оперировать «историческими фактами», но он же в силу социально-идеологических установок дает этим фактам свои оценки.
Познание и оценивание - две стороны общего, единого процесса отражения. В отражении фиксируется факт и оценка, познание и оценивание, объективное состояние явления и субъективное к нему отношение. Базовым понятием для факта и оценки является понятие «значимости». Любой факт истории обладает объективным значением. Это значение как форма выражения отношения явления к мере человека и к мере человеческого рода приобретает объективно либо положительный, либо отрицательный характер (позитивный и негативный).
Субъективные же оценки этого явления могут быть и неадекватными объективному значению данного явления. Сама фиксация факта даже в полном и объективном объеме еще не говорит о том, что историк может его оценить адекватно, пото-
148
149
м
у
что историк - это субъект со своими
социальными установками,
ценностными ориентациями.
Здесь и возникает проблема критерия оценки фактов: общечеловеческие, национальные, религиозные, политические, идеологические, нравственные и пр. Каким из них отдать предпочтение? Если всем, то возникает плюралистическая история России. Концепция «переоценки ценностей» (Ницше) здесь не спасает, а скорее работает на плюралистический прагматизм.
Третья проблема методологического характера связана с оценкой достоверности «исторической ретроспекции». Историк смотрит на прошлое глазами современника, а значит даже при фактической констатации, а не только при интерпретации вносит в историческое прошлое современные представления («осовременивание истории»). Может ли он освободиться от настоящего при оценке прошлого?
Четвертая проблема выводит историческую науку на необходимость анализа принципа фальсификации, то есть установления ложности гипотезы экспериментальным эмпирическим данным или ее несоответствия фундаментальным теориям. Эта проблема усложняется в связи с массовыми мистификациями (подделками, подтасовками, трансформациями и т. п.) в исторических исследованиях. Что должно служить критерием отвержения той или иной исторической гипотезы: точка зрения авторитетов, эмпирические, фундаментальные теории? Общественно-историческая практика здесь является абсолютным, но абстрактным и незавершенным критерием оценка.
Пятая проблема связана с четким определением со стороны исторической науки типологии субъектов исторического процесса. Реальная история - это и история царствующих династий, и история огромных масс людей. Описывать историю как бессубъектное движение некорректно - историю делают люди. Но человеческий потенциал истории представлен мно-
гопланово: индивиды, группы, народности, племена, роды, классы, нации, этносы, суперэтносы, человечество. Типологический анализ субъектов исторического процесса пока четко не представлен, а от этого страдает адекватность отражения реальной истории в истории как науке.
Шестая проблема перекликается с первой - это методология исторического исследования. Если саму методологию трактовать как учение о методах познания и деятельности, то метод - это система принципов исследования и деятельности. Вполне естественно, что методологические основания для любой науки разрабатываются в рамках философии - это одна из ее базовых функций. И этот процесс исторически представлен в философии в разработке таких методов как анализ, синтез, эксперимент, экстраполяция, моделирование, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация, систематизация, типологизация, классификация, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматический, генетический, логический, исторический, статистический и т. д. Многие методы логично рождены в лоне самой философии, а некоторые являются результатом философского осмысления заявок со стороны частных наук (эксперимент, моделирование и др.).
Предмет исторического исследования настолько многомерен, что доминировать не может какой-то один метод изучения исторических явлений. Вполне естественно возникает проблема дополнительности методов, их совместимости, непротиворечивости. Здесь решающая роль принадлежит исследователю (историку), ибо, как правильно отмечают методологи науки, метод произволен не только от объекта, но и от субъекта, от i (елей и задач, которые ставит перед собой историк. Но это должно оговариваться в самом начале исследования.
Седьмая проблема находится на стыке исторического и теоретического знания - это проблема историографии как специ-
150
151
фического раздела исторической науки. Достаточно четко можно представить ее существованием в качестве метатеории, то есть в качестве историко-теоретической рефлексии по отношению к самой исторической науке. Задача историографии как метатеории - исследование специфики отражения исторических событий в трактовке различных субъектов исторической науки (авторы, школы, течения, направления). В этом своем качестве историография наиболее всего приближается к философии, по крайней мере, к такому ее разделу как философия истории (историософия).
