- •§ 1. Специфика научного знания. Предмет и задачи истории науки
- •§ 2. Проблемы и принципы историко-научных исследований. Общие модели истории науки
- •§ 3. Научное знание и социальность. Понятие научного сообщества
- •Глава II история науки
- •§ 1. «Пранаука» Древнего Востока. Формирование античной науки в структуре философского знания
- •§ 2. Развитие научного знания в эпоху Средневековья и канун Нового времени
- •§ 3. Научная революция XVII века и формирование новоевропейского типа рациональности
- •§ 4. Эпоха классической науки (XVIII-XIX века)
- •§5. Наука в XX веке и на рубеже XX-XXI веков
- •Глава III философия науки
- •§1. Возникновение философии науки. Развитие философии с конца XIX века до середины XX века
- •§ 2. Современные концепции философии науки
- •§ 3. Идеалы научности
- •§ 4. Логика и методология науки
- •§ 5. Принципы, уровни и методы научного познания
- •Глава IV
- •§ 1. Философские проблемы истории
- •§ 2. Философские проблемы экономики
- •§ 3. Философские проблемы педагогики
- •§ 4. Философские проблемы юриспруденции
- •§ 5. Философские проблемы культурологии
- •§ 6. Философские проблемы менеджмента
- •§ 7. Философские проблемы психологии
- •§ 8. Философские проблемы социальной психологии
- •§ 9. Философские проблемы социальной экологии
- •§ 10. Философские проблемы политологии
- •§11. Философские проблемы религиоведения
§ 2. Современные концепции философии науки
Пятый этап в развитии философии науки начинался с 60-х годов XX века. На смену неопозитивизму пришел постпозитивизм. Стала формироваться новая философия науки (К. Поп-пер, Дж, Агасси, Э. Нагель).
В философию науки вносятся новые идеи:
наука должна исходить из тезиса о существования объек тивной реальности;
наука нуждается в метанауке, которой должна стать фи лософия науки.
Основателем постпозитивизма стал К. Поппер. Он предложил заменить верификацию принципом фальсифицируемости, то есть способ указания на такие эмпирические условия, при которых гипотезы будут не истинными, но ложными. Отсут-
110
ствие опытного опровержения гипотезы свидетельствует, если не о ее истинности, то о ее оправданности. Зато наличие опытного опровержения гипотезы свидетельствует о ее ложности, что является уже надежным знанием. К. Поппер исходил из того, что тот или иной опыт не доказывает окончательно законов природы, но зато нередко их опровергает. Однако этот путь не позволяет успешно осуществлять процесс приращения новых знаний (мы будем уметь только опровергать, а не утверждать).
Подход с позиций принципа фальсифицируемости диктовался тем, что для утверждаемых (истинных) знаний фальсифи-цируемость оказывается средством их подкрепления. Для истинных предложений необходимо наличие не только подтверждающих фактов, но и опровергающих их воображаемых фактов. Не опровергаемая в принципе никакими, хотя бы и воображаемыми, фактами, теория есть не наука, а миф, религия, сказка.
Следует обратить внимание на то, что знание в модели К. Поппера оказывается гипотетичным. Научное познание направлено на поиск истины, но она недостижима не только на уровне теории, но даже и в эмпирическом знании в силу его теоретической нагруженности. В целом, Поппер остается сторонником эмпиризма. И признание теории, и отказ от нее всецело определяются опытом. На современную методологию науки большое влияние оказала концепция «третьего мира» К. Поппера. По его мнению, следует различать три мира:
первый мир - реальность, существующая объективно;
второй мир - состояние сознания и его активность;
третий мир - мир объективного содержания мышления (научные идеи, идеи искусства и т. д.).
Именно третий мир имеет большое значение для понимания науки. Это мир, обитателями которого являются теоретические системы, рассуждения, определяемые дискуссиями, спорами, содержанием книг, журналов и т. д. Третий мир - про-
111
дукт человеческой деятельности. Он постоянно растет и обладает значительной автономностью, результаты его деятельности начинают вести собственную жизнь, о которой человек и не задумывался. От наших теорий мы можем приобрести большее количество знания, чем первоначально вложили в них. Объекты третьего мира обладают потенцией развития. Этот мир не мог бы возникнуть без языка науки, ведь это лингвистический мир. Язык имеет две функции: дескриптивную (относительную) и аргументативную. Аргументативная функция появилась в связи с развитием рациональности, что привело к возникновению науки. Именно эта функция, по мнению К. Поппера, является самым мощным средством приспособления к реальности, причем ее роль в развитии общества постоянно возрастает. Человек изобретает бумагу, книги, вычислительную технику и т. д., что выводит его возможности на новый уровень.
Единицей научного знания у К. Поппера является не суждение, а теория, он развивает идею о совокупности научного знания, об объединении всех наук в единый корпус знаний: изменение в одной отрасли наук оказывает воздействие на весь свод науки. Научное познание, по К. Попперу, направлено на поиск истины, но она не достижима, так как даже эмпирическое знание нагружено теорией, а все теоретическое знание гипотетично.
Следующая ступень в развитии постпозитивизма связана с работами Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. В своей работе о научных революциях Т. Кун обращает внимание на то, что в развитии науки бывают периоды «нормальной науки» и научных революций.
Научные революции ведут к смене научных парадигм, а в период нормальной науки выявляется весь потенциал, заложенный в новых идеях. Ни одна теория не в состоянии решить всех проблем, которые перед ней стоят, так как всегда появляются
М2
новые данные, которые в рамках принятой парадигмы выглядят аномалиями. Возрастание числа таких аномалий заставляет менять характер исследований. Увеличивается число конкурирующих вариантов, обращаются за помощью к философии, обсуждают фундаментальные положения - все это ведет к кризисной ситуации. Она разрешается научной революцией и возникновением новой парадигмы. Прогресс в науке выражается в росте количества научных теорий, причем нет никаких оснований считать более поздние теории лучше предыдущих.
В качестве критерия истины в науке у Т. Куна выступает «научное общество» - это «третий мир», который должен при-чнать открытие.
Теория Т. Куна дает возможность увидеть суть структурных сдвигов, происходящих в науке. Они заключаются в переходе от дисциплинарного, предметно-фрагментарного знания к проблемно-ориентированным формам научной деятельности. Увеличиваются объемы междисциплинарных исследований, чиание приобретает комплексный, метанаучный характер.
В отличие от Т. Куна И. Лакатос не считает, что возникшая и ходе революции исследовательская программа является завершенной. Если у Куна научные аномалии являются чем-то внешним по отношению к парадигме, то в концепции научных программ Лакатоса такие аномалии предсказываются программой и находятся внутри научно-исследовательской деятельности. Важным признаком прогрессивного развития программы И. Ла-кмтос считает способность программы предсказать эмпирические факты. Когда программа начинает объяснять факты задним числом, ее мощь иссякает. Программы действуют в послерево-июционный период и являются условием научного прогресса. По И. Лакатосу, обязательным элементом науки является /истсма доказательств. Цель логического доказательства не до-
rM,v^»«^J.fcvJL V-1JJV A UW J.IV /Л,\Г
п
пжение безусловной веры, а порождение сомнения. Процс-
113
дура доказательства порождает потребность перестроить и усовершенствовать имеющийся вариант программы, открыть скрытые в ней возможности. Рост знания осуществляется через серию доказательств и опровержений, в результате чего изменяются сами исходные предпосылки дискуссии и доказывается не то, что первоначально предполагалось доказать. Поскольку в ходе революции создается лишь первоначальный проект программы, то работа по ее окончательному созданию распределяется на весь послереволюционный период.
Таким образом, философские идеи Т. Куна и И. Лакато-са создают в философии науки ситуацию, когда понимание спокойных, эволюционных периодов в развитии науки стало полностью зависеть от той или иной интерпретации научной революции.
Кроме названных концепций в философии науки XX века большую известность приобрела теория П. Фейерабенда о шло- ' ралистическом характере научного знания. Если И. Лакатос говорит о допустимости многообразия в области научных теорий, то Фейерабенд не только распространяет плюрализм на стандарты научности, но и утверждает идею фактической равнозначности познавательных стандартов. Он утверждает, что все методологические предписания имеют свои пределы, и единственным правилом, которое сохраняется, является правило «все дозволено», С этих позиций философ пытается доказать фактическую равнозначность науки и мифа. Фейерабенд этим утверждением критикует априорное убеждение в превосходстве современной научно-технической цивилизации перед ранними культурами, достижения которых значительны даже в сопоставлении с нашим временем. Однако нельзя согласиться с тезисом о равнозначности науки и мифа. Научное понимание дает более глубокий срез объективной действительности, чем другие формы познания, и объясняет вошедшие в современную
114
практику технологические системы, чего не может сделать миф. Нет равнозначности и между различными стандартами научности. Положительным моментом плюралистического подхода является то, что он выступает против эталонного знания готовой и завершенной классической науки, показывая, что наука всегда находится в развитии. Даже понятие рациональности меняется в разные эпохи.
Среди проблем философии науки проблема научной рациональности выделяется особо. Ее связывают теперь не с конструированием безупречных логических схем, а с процедурами открытия в области научных идей.
Претерпевает изменение подход к фундаментальным принципам метанаучного уровня. К прежним принципам вероятности, дополнительности и др. добавляются антропный принцип, еинергетический подход, своеобразный космизм. Эти принципы имеют одновременно и антологический, и мето дол ого-гносеологический характер, выражающий новую грань единства субъективного и объективного в познании. Утверждается возможность широкого расхождения в научных подходах, что характерно для эпохи фундаментальных преобразований в науке. Современное состояние философии науки западные исследователи определяют понятиями «модерн» и «постмодерн» (80— 90-е годы XX века), предтечей которых в философии является Фейерабенд. Термины в научный оборот ввел Тоффлер, имея в виду новый этап в развитии общества, но он предупредил, что это общество для избранных, которое легко может превратиться в «темные века». По сути, это явление связано с появлением ■'информационного общества» и власти транснациональных корпораций. Возникает ситуация, когда каналы информации могут использоваться в любых целях - времени на обсуждение информации нет, она постоянно меняется. Собственный взгляд человека на мир утрачивается, идет манипуляция сознанием.
115
П
одобный
взгляд излагает Лиотар в работе
«Состояние постмодерна».
Он пишет, что современный мир - жертва
средств
коммуникаций. Информацией может быть
любая ложь,
пропагандистская машина искажает
реальность. Наука
тоже становится средством манипуляция
с сознанием, она уже
не ищет истину, а манипулирует с моделями.
Материальные
эксперименты заменяются идеальными
(ЭВМ). Складывается
виртуальная научная деятельность, по
сути лишь симулирующая
занятия наукой. Учреждаются фонды,
гранты,
подталкивающие науку не на выработку
новых идей, а на симуляцию, создание
видимости деятельности. В таких условиях
теряется точная модель реальности,
источником научного
поиска становится собственное «Я»
ученого - он уже
не нуждается в информации о мире.
В современной философии науки наблюдается «квазивозрождение» позитивизма, что связано с попыткой преодолеть негативные явления в науке. Осуществляется поиск принципов, которые выводили бы науку на анализ действительности. Например: предполагается основать теорию науки на си-нергетическом принципе, что вывело бы науку за пределы субъективности.
Противоречия современного информационного общества J затрагивают в полной мере и науку, ориентируя ее на поиск адекватной философской модели науки. Основаниями для такой модели являются следующие методологические положения.
1. Наука - это саморазвивающийся процесс, где средой самодвижения выступает культура (вторая природа), а целью и содержанием выступает первая природа.
2. Наука формирует научную реальность, имеющую определенный физический смысл. По содержанию она выступает как картина объективной реальности, будучи по форме условной и исторически ограниченной моделью.
Наука есть возведение сущего в идею. Идея имеет мета- научный характер. Идеи всегда существуют в паре, в виде аль тернатив. Выбор в пользу той или иной идеи предполагает, как следствие, изменение или смену объекта исследования.
Состояния науки, в которых возникает потребность вы бора между идеями, могут быть представлены как точки би фуркации, а процесс выбора описан в терминах синергетики как процесс преодоления неопределенности.
Усиление математизации науки, оперирование кодами как объектами.
Неожиданность открытий свидетельствует о независи мости объекта научного познания от сознания в содержатель ном плане и, в то же время, об отражательной сущности науч ного поиска.
