Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эфиопское присутствие на Святой Земле в свете п...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
518.72 Кб
Скачать

Эфиопское присутствие на Святой Земле в свете пребывания императора Хайле Селассие I в Иерусалиме в 1936 году

[Для печати] [В блог]

18 августа 2011 г.

Соколовский Владислав

В предлагаемой  статье рассматривается история эфиопской христианской общины на Святой Земле. Докторант Иерусалимского университета (Израиль) Владислав Соколовский подробно останавливается на описании визита императора Хайле Селассие в Иерусалим в 1936 г., а также посвящает часть публикации вопросу обладания общины недвижимым имуществом в Иерусалиме. Научное исследование заявленной темы на русском языке осуществлено впервые. Материал ранее публиковался в сборнике докладов «Иерусалимский православный семинар. Выпуск 2» (Индрик, 2011).

С древнейших времен различные иностранные державы стремились утвердить свое господство на Святой Земле. Армии Египта и Ассирии, Вавилонии и Филистии, Персии и Греции, Рима и Византии воевали на Ближнем Востоке для того, чтобы установить свой контроль над торговыми путями, источниками воды, средиземноморскими портами. Стремление вернуть под свое влияние религиозные святыни было одной из причин крестовых походов и мусульманской реконкисты. В середине 19 века Османская империя позволила иностранное христианское присутствие в Иерусалиме: были образованы консульства[1], построены новые монастыри, церкви, больницы и странноприимные дома. Один за другим Святую Землю посещали представители правящих династий Европы[2]. За пределами перенаселенных дворов внутри городских стен один за другим строились новые кварталы и разнообразные учреждения. Вслед за ведущими странами Европы земли в Новом городе приобретали армяне, греки, арабы и эфиопы.

 

Исторические связи Эфиопии со Святой Землей 

Эфиопия – страна на северо-востоке Африки, цивилизация которой известна с библейских времен. В Библии под именем «земля Куш»[3] она упоминается 30 раз, и еще 24 раза ее жители ([1], стр. 527). Начало расцвета Эфиопии, как утверждают письменные источники, связано с царём Соломоном и царицей Савской[4], что подтверждает Библия, подробно описывающая визит «Царицы южной» из Офира в Израиль (3 Царств, 10: 1-13, 2-ая Паралипоменон, 9:1-9). Книга «Кебре Негест» («Слава царей»), обнаруженная в константинопольском храме Софии и в дошедшей до нас редакции 14 века состоящая из 75 глав, рассказывает о происхождении эфиопских царей от Соломона и царицы Савской. Согласно «Кебре Негест», по прибытии домой царица Савская родила сына и назвала его именем Менелик. Он также посетил Иерусалим, получив от отца Ковчег Завета и сопровождение из первенцев священнических семей. Менелик стал легендарным основателем 3000-летней Соломонидской династии императоров, символом которой почитался иудейский лев. На многих зданиях, построенных на Святой Земле императорами из династии Соломонидов, изображен лев и выбита надпись: «Победил лев из колена Иудина»[5]. Об Эфиопии и ее жителях пишут Гомер, Геродот, Павсаний и другие греческие авторы. В «Деяниях Апостолов» (8:27-39) описан первый случай крещения апостолом Филиппом человека, который не принадлежал к еврейскому народу, а был «...муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения».

В 4 веке, согласно преданиям, два юноши, Фрументий и Эдесий, попали в Абиссинию в результате кораблекрушения и стали проповедовать там свет Христова учения. В результате в 343 г. часть населения страны приняла христианство и принялась за строительство церквей. В 7 веке монахи перевели Библию на язык геэз[6], ставший языком эфиопского богослужения. Апостола Марка абиссинцы считают своим просветителем, а апостола Филиппа – мудрейшим наставником в учении и толковании Библии. Около 480 г. началась вторая волна христианизации Эфиопии, поскольку часть эфиопов оставались язычниками. Из Сирии прибыли девять проповедников-миссионеров, делавших акцент на божественной природе Спасителя. Начиная с 7 века Эфиопия была отрезана от христианского мира кольцом мусульманских стран, и до середины 20 века Эфиопская Церковь подчинялась Александрийскому коптскому патриархату.

Многие церковные обряды эфиопов основаны на Ветхом Завете (обрезание мальчиков, соблюдение суббот, запрет на свинину и т.д.). Эфиопские церкви построены по концентрической модели Иерусалимского Храма, где в центральной части сооружения обязательно присутствует Священный Табот[7] – символ Ковчега Завета. Эфиопская Церковь, не признав решения Четвертого Вселенского собора 451 года в Халкидоне[8], сохраняет византийскую богослужебную традицию: служатся 14 Литургий, исполняются Таинства Крещения, Покаяния, Причащения, в Эфиопии особенно почитают Богородицу, считая Её вторым Ковчегом Завета. Широко празднуются Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (Тимкат, 19 января), Пасха, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня (Мескель, 27 или 28 сентября) и др.[9]

В двух письмах, которые отправили в конце 4 века из Вифлеема св. Паула[10] и ее дочь св. Евстахия своим подругам Марселе и Лаете в Рим, описывается, как ежедневно группы монахов из Индии, Персии и Эфиопии прибывают на Святые места. Из книги епископа св. Вилибальда Эйхштатского[11] мы узнаем, что он встретил эфиопского монаха на дороге в Галилее. Однако достаточных свидетельств о присутствии отдельной эфиопской общины на Святой Земле нет до 13 века. Исследователи предполагают, что эфиопы в то время могли находить убежище в сирийском или коптском монастырях Иерусалима.

Историограф Григорий Иоанн Абу Аль-Фарадж Бер-Эбрей (1226—1286) рассказывает о конфликте между коптским Патриархом Египта Кириллом III ибн Лаклаком (1235—1243) и сирийско-яковитским Патриархом Антиохии Игнатием за право назначения коптского епископа в Иерусалим в 1237 г. Эфиопский монах в Иерусалиме абба Томас пытался использовать ситуацию, чтобы получить назначение эфиопским епископом, но различные круги Иерусалима помешали этому ([13], стр.17).

 В 1283 г. доминиканский монах Бурхард Сионский, живший в Святой Земле десять лет между 1274 и 1284 гг., в своей книге "Descriptio Terræ Sanctæ" описывает эфиопов как «самых набожных среди восточных христиан». Францисканец Симон Семеонис и его попутчик Гуго, Просветитель из Ирландии, посетившие Святую Землю в 1323 г. и написавшие «Itinerarium Symonis Semeonis ab Hybernia ad Terram Sanctam», свидетельствуют о проведении эфиопской Литургии в Иерусалиме. Францисканец Николо де Поджибонси, посетивший Святую Землю в 1347 г., пишет, что эфиопы владеют двумя капеллами в Храме Гроба Господня – св. Марии на Голгофе и св. Михаила. Паломники Леонардо Фрескобальди (1384 г.) и Огиери д'Англуре (1395—1396 гг.) отмечают, что эфиопы владеют при Голгофе четырьмя капеллами: Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, св. Михаила, Иоанна Крестителя и св. Марии Магдалины. Немецкий паломник Себальд Ритер мл., посетивший Иерусалим в 1479 г., пишет, что эфиопы владеют монастырем на Сионской горе, где находится пещера Давида, в которой он сочинил семь покаянных псалмов. С древних времен эфиопов часто принимали за индусов из-за похожего цвета кожи. Путешественник Джон Полонер в 1421 г. рассказывает, что капелла Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, являющаяся первой слева на площади при выходе из Гроба Господня, принадлежит индусам (имея в виду эфиопов). Рав Овадия из Бартиноро, прибывший в Иерусалим в 1488 г, называет их «хабиси» и упоминает их среди «христиан, живущих сегодня в Иерусалиме... и хабиси они Престора Иоанна[12], и каждый из них отрицает веру другого» ([14], стр.8-13).

Полное прекращение помощи со стороны императоров Эфиопии общине города во время мусульманского нашествия Ахмеда Граня в первой половине XVI в. и османское завоевание Святой Земли и Египта в 1516 г. привели к утрате контроля над этими капеллами и к увеличению зависимости эфиопов от более богатых армянской и греческой общин Иерусалима. Начиная с XVI века паломники и путешественники, а также ученые и монахи, продолжительно жившие на Святой Земле, постоянно упоминают бедную и преследуемую эфиопскую общину. В 1532 г. французские паломники Дени Поссо и Шарль Филипп де Шампермуа в своей книге «Le voyage de la Terre Sainte»отметили присутствие эфиопов в монастыре Дебре Султан на крыше Храма Гроба Господня, а францисканский викарий Святой Земли о.Верньеро[13] в первой половине XVII века писал: «Есть несколько их (эфиопов) в Иерусалиме, и они находятся в такой крайней степени нужды, что ходят почти голыми… В их собственности находится место перед площадью у входа в Храм Гроба Господнего, где у них несколько узких, низких и темных комнат, и где они спят на голой земле».

Большая эфиопская строительная деятельность связана с последними императорами Соломонидской династии (конец 19 — первая половина 20 века) (см.ниже). Сегодня эфиопская церковь в Израиле представлена небольшой общиной, возглавляемой архиепископом и состоящей из нескольких десятков монахов и монахинь. После восстановления прерванных после войны Судного дня 1973 г. дипломатических отношений между Израилем и Эфиопией (1989 г.) возросло число паломников из Эфиопии, в основном прибывающих в период Рождества и Пасхи.

 

Краткий обзор эфиопской собственности на Святой Земле 

В эфиопском владении в Иерусалиме находятся монастырь Дебре Султан и две часовни, примыкающие к комплексу Храма Гроба Господня, здание патриархии, подворье Дебре Генет в новой части города и ряд расположенных неподалеку отдельно стоящих зданий. Эфиопам также принадлежат монастыри в Иерихоне, в Вифании (эль-Азарии), в Вифлееме и на Иордане. Вильнаи утверждает ([3], стр.372), что «эфиопы владеют также престолом в Гробнице Богородицы в Кедроне», Педерсен ([13], стр.24) не включает его в список всей эфиопской собственности, армянские и греческие монахи сообщили, что копты и сирийцы служат вместе с армянами на их престоле, про эфиопское присутствие в Храме они не слышали.

 

1. Монастырь Дебре Султан (Царский монастырь)

Царский монастырь, названный так по имени царя Соломона, к которому эфиопская традиция возводит родословие императорской семьи, находится на крыше армянского придела св. Григория Просветителя Храма Гроба Господнего ([15], стр.297-305). В византийский период здесь располагалась часть базилики Константина (Мартирион), а при крестоносцах – внутренний двор монастыря охранников Храма (клойстер каноников)[14], соединенный арочными пролетами с внутренними помещениями Храма. В южной стене двора находились трапезная, кухня и кладовые.

Согласно эфиопским преданиям, на этом месте состоялась встреча царя Соломона и царицы Савской, а маленький сад со священной оливой находится на месте жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака. Кельи эфиопских монахов располагаются в нишах храмовых стен и в глиняных мазанках с крошечными окошками. В южной стене устроена небольшая колокольня с четырьмя колоколами. В иконной лавке продаются книги и простенькие иконки и украшения.

Через небольшую дверь в юго-западной стене двора можно попасть в часовню Четырех животных[15], на стене которой находится большое яркое красочное живописное панно с изображением царицы Савской и ее свиты, подносящей подарки царю Соломону. Полотно, разделенное на две части, написано в конце 1960-х гг. художником Алака Мазмуром Зэ Давидом, а подпись под ним гласит: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» (3 Царств, 10:1). На одной части картины изображен царь Соломон и его приближенные, а на другой – делегация гостей ([15], стр. 289).

Под этой часовней находится совсем маленькая часовня святого архангела Михаила. В этом сквозном приделе, через который можно попасть во двор Храма Гроба Господнего, нет иконостаса и икон, только в правом углу Патриарший трон с маленькими образами. Главным украшением помещения служит узорчатая деревянная алтарная перегородка. Само сооружение – времен крестоносцев, о чем свидетельствуют романские своды и большой рельефный мальтийский крест, вписанный в круг на стене прохода между двумя приделами ([15], стр.170-173).

Средневековые паломники неоднократно отмечают эфиопское присутствие на крыше Храма Гроба Господня и в смежных помещениях (см.выше). За право владения этой собственностью идет многовековой спор между эфиопской и коптской общинами Иерусалима. В XVIII—XIX веках зафиксировано несколько попыток изгнать эфиопов из монастыря. В 1838 г. эпидемия чумы унесла жизни всех монахов и монахинь, кроме двух. Копты и армяне сожгли библиотеку, по их утверждениям, из-за опасности заражения, при этом погибли все документы, подтверждающие права Абиссинии на эту собственность. В 1850 г. эфиопы получают обратно ключи от монастыря, а в 1862 г. копты силой поменяли замки капелл св. Михаила и Четырех животных (Медхание Алем), и с 1890 г. держали их постоянно закрытыми в течение 80 лет. 22.02.1961 г. иорданский суд постановил передать эфиопам ключи от капелл св. Михаила и Четырех животных, если же копты стали бы саботировать это решение, то все ключи от всех дверей должны были быть заменены иорданским правительством и вручены эфиопам. Однако через 40 дней это решение было отменено под давлением президента Египта Насера. В феврале 1966 г. согласно параграфу соглашения о статус-кво, определявшего, что «если есть спор за владение тем или иным святым местом, ответственность за реставрацию и сохранение места полностью ложится на правительство», новый иорданский губернатор Иерусалима ас-Саид Анвар ал-Хатиб провел на подворье современные системы воды, канализации и электричества. После этого эфиопская пасхальная процессия 1967 г. была забросана камнями коптов, обвинявших эфиопов в нарушении статус-кво, потребовалось вмешательство полиции, которая с тех пор ежегодно охраняет эфиопские пасхальные празднования. После установления израильского контроля над Старым городом в 1967 г., в 1970 г. были заменены замки обоих часовен[16]. Коптский епископ Иерусалима подал жалобу в Верховный суд справедливости Израиля, который в решении от 16.03.1971 г. постановил, что замена замков была произведена в нарушение статус-кво и следует вернуть ключи коптам. Тем не менее, суд оставил возможность израильским властям вмешаться и принять окончательное решение. Правительство Израиля назначило специальную следственную комиссию министров, а ключи были оставлены в руках эфиопов до тех пор, пока комиссия не выработает окончательное решение по этому вопросу, которое не принято по сей день ([13], стр.20-24).