
- •Методологические проблемы. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используются методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования.
- •№2 Политические и правовые учения Древнего Востока Китай
- •№ 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
- •№5. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Цицерон.
- •№ 6. Политико-правовые идеи раннего христианства
- •№ 7. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
- •№ 8. Новая наука о политике. Н. Макиавелли
- •№ 9. Боден и его учение о государстве
- •№ 10. Политико-правовые идеи европейского социализма. Мор, Кампанелла
- •№ 11. Учение Гроция о государстве и праве
- •№ 12. Политическое и правовое учение Спинозы
- •№ 13. Политико-правовое учение Гоббса
- •№ 14. Учение Локка о государстве и праве
- •№ 15. Политико-правовое учение ч. Беккариа
- •№ 16 Политико-правовое учение Монтескье
- •№ 17. Политико-правовое учение Руссо
- •№ 18. Политико-правовые идеи т. Пейна, т. Джефферсона
- •№ 19. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв.
- •№ 20. Учение о государстве и праве с.Е. Десницкого
- •№ 21. Политико-правовое учение а.Н. Радищева
- •№ 22. Политико-правовые взгляды м. М. Сперанского
- •№ 24.Учение и. Канта о государстве и праве
- •№ 25. Учение Гегеля о государстве и праве
- •№ 26. Историческая школа права
- •№ 27. Французский либерализм
- •№ 28. Английский либерализм
- •№ 29. Либералы. Б.Н. Чичерин
- •№ 32. Политико-правовое учение марксизма Карл Маркс, Фридрих Энгельс.
- •Государство и право как надстроечные явления
- •Классовый характер государства и права
- •Судьбы государства и права в коммунистической формации
- •№ 33. Политическое учение в. И. Ленина
- •№ 34. Учение р. Иеринга о праве и государстве
- •№ 37. Психологическая теория права л.И. Петражицкого
- •№ 39. Политическая идеология анархизма (м. Штирнер, м.А. Бакунин)
№1 Предмет и метод истории политических и правовых учений
Предмет. В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Это обусловлено тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
Под соответствующими "учениями" в данной дисциплине понимаются различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.
Правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни.
В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой.
В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.
Методологические проблемы. И в ней, как и в других современных гуманитарных науках, используются методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования.
Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели и конструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т.п.
С учетом совмещения в истории политических и правовых учений теоретического и исторического направлений исследования освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приемов изложения.
Хронологическое освещение при этом ориентировано на характеристику как "портретов" соответствующих мыслителей-классиков, выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так и наиболее значительных и влиятельных школ, течений и направлений политико-правовой мысли. Это позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций учений и школ, специфику их политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой и т. д.
Значительную роль при этом играют приемы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ (в синхронном и диахронном плане) различных концепций, конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем содействуем выявлению более точных критериев классификации и типологизации политико-правовых учений и, следовательно, более верной оценке их содержания.
№2 Политические и правовые учения Древнего Востока Китай
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа) обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.
Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.
В поисках "единого образца справедливости" Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления. Идея единой для всех справедливости и единой законодательной власти была направлена против произвола местных властей и сановников, против "больших людей – ванов, гунов", устанавливающих свои порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее прерогативе устанавливать единый и общеобязательный "образец справедливости".
Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма характерно его проницательное суждение о том, что "бедность – это корень беспорядков в управлении".
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер (или жестоких законов) их можно подчинить желательному порядку. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: "Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими".
Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным моментом последующей практики государственного управления и законодательства в Китае.
Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и др.).
В рамках легистской доктрины Хань Фэй (III в. до н.э.) выступал за дополнение законов искусством управления. Это означало признание недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления.
В целом уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.