- •4) Философское осмысление человека в античности: софисты, Сократ.
- •5) Классическая античная философия: Платон.
- •6) Классическая античная философия: метафизика Аристотеля.
- •7) Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники.
- •8) Проблемы и принципы средневековой христианской и арабомусульманской философии (Августин, Фома Аквинский, Ибн Рушд/Аверроэс).
- •9) Философия и наука эпохи Возрождения: Николай Кузанский, н. Коперник.
- •10) Философия Нового времени. Проблема метода: эмпиризм (ф.Бэкон) и рационализм (р.Декарт).
- •11) Механистический материализм и проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм (р.Декарт, б.Спиноза, г.Лейбниц).
- •12) Эпоха Просвещения и ее видные представители.
- •13) Немецкая классическая философия. «Чистый» и «практический разум» в философии и.Канта, система и метод г.Гегеля.
- •14) Неклассическая западная философия 19 – н.20вв.: философия жизни, фрейдизм и экзистенциализм.
- •15) Неклассическая западная философия 19 – н.20вв.: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
- •16) Философская мысль второй половины 20 века (дать краткую характеристику не менее трех направлений).
- •17) Философская мысль России. Русская философия 2-ой половины 19 – н.20 вв.
- •18) Понятие бытия и его родов. Бытие и небытие. Многообразие философских трактовок бытия. Идеализм, материализм и их разновидности.
- •19) Философские и естественнонаучные представления о материи, пространстве и времени как ее атрибутах.
- •20) Философские теории развития (метафизика, диалектика, синергетика).
- •21) Законы диалектики. Движение и развитие. Категории диалектики (всеобщие связи бытия, категории детерминации).
- •22) Проблема сознания в философии: основные концепции. Проблема соотношения идеального содержания и материального носителя.
- •4. Экзистенциальная концепция сознания и феноменологическая концепция.
- •23) Сознание и проблема идеального. Мышление, логика и язык.
- •24) Проблема истины в философии. Критерии истины в истории философских учений.
- •25) Эмпирическое и теоретическое познание, их формы и методы.
- •26) Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия, творчество. Рациональное и иррациональное в познании.
- •27) Научное и ненаучное знание. Рост научного знания. Научные революции.
- •28) Понятие техники и технологии. Взаимодействие науки и техники.
- •29) Философская антропология. Краткая история и разнообразие подходов в понимании сущности человека.
- •30) Антропосоциогенез. Религиозный, естественнонаучный и философский подходы к рассмотрению проблемы.
- •31) Аксиология. Религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Смысл человеческого бытия.
- •32) Человек и природа. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты.
- •33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории.
- •34) Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и социальное время: особенности и исторический контекст.
- •35) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- •36) Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ ее возможностей.
11) Механистический материализм и проблема субстанции: монизм, дуализм, плюрализм (р.Декарт, б.Спиноза, г.Лейбниц).
Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной. Это затруднение попытался преодолеть нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции эмпиризма. Его учение - пример совершенного пантеизма. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Николая Кузанского и развернута у Бруно.
Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода параллелизме материальной и духовной субстанций. Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции, по Декарту, не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу, наподобие того, как два (или несколько) часовых механизма могут показывать одно и то же время, будучи заведены мастером, который синхронизировал их часовые стрелки. Аналогичное рассуждение мы находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи модусами атрибута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Поэтому порядок и связь идей, по словам Спинозы, соответствует порядку и связи вещей, причем и те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает спинозовское определение души как идеи человеческого тела.
Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии здесь изменить. Спиноза вообще не признает такой способности, как воля: единичная человеческая душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека - это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозе, «воля и разум - одно и то же». Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания, полагает Спиноза. В этом сказалась известная близость его миросозерцания учению стоиков. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» - вот максима спинозовской этики.
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного.
Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад. (Напомним, что «монада» в переводе с греческого означает «единое», или «единица»). Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций.
Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души.
Лейбниц вводит понятие так называемых бессознательных представлений. Между сознательно переживаемыми и бессознательными состояниями нет резкого перехода: Лейбниц считает, что переходы в состояниях монад постепенные.
Наиболее поразительным в учении Лейбница является тезис о замкнутости каждой из монад. Монады, пишет он, «не имеют окон», поэтому совершенно исключено воздействие монад друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. В этом смысле каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме, разумеется, Бога, сотворившего весь мир монад.
И в то же время любая монада воспринимает, как бы переживает в самой себе весь космос во всем его богатстве и многообразии, только далеко не все монады обладают светом разума, чтобы отчетливо это сознавать. Даже разумные монады - человеческие души - имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.
