Оценка труда, вложенного в учение.
Учащийся рассчитывает, что оценке должен подлежать не только итог его труда, но и его собственный вклад как свидетельство личных достижений. И когда эти достижения не признаются учителем, учащийся переживает это как психологический дискомфорт. Если на начальном этапе обучения (для младших школьников) основным критерием вложенного ими в дело труда служит израсходованное время, то на следующем этапе (10-12 лет) наряду с фактором времени выдвигаются другие критерии, характеризующие отношение к делу: добросовестность, старательность, усидчивость и пр. И, наконец, на последнем этапе (до15 лет) в структуре оценки учащимся своего труда определяющими становятся такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, самостоятельность и творчество, проявленные в процессе ее решения, выход за пределы заданных стандартов.
Личность не только формируется, но и самоутверждается в труде. В тех случаях, когда между его собственной оценкой достигнутых результатов и оценками этих же результатов со стороны «значимых других» намечаются расхождения, учащийся начинает испытывать ущербность, и это отрицательно сказывается на общем развитии его личности.
Подростковый кризис.
Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертом которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростков не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей и подростков
При всей неповторимости каждой жизни и судьбы, люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Адаптация к этим воздействиям пли решение этих проблем составляют содержание особых — критических — периодов нормального развития личности.
Критические периоды, как подчеркивал Л.С.Выготский, - периоды переходные, когда на протяжении относительно короткого времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) происходят резкие, глубокие сдвиги, изменения и переходы в личности. Они подготавливаются и накапливаются постепенно на предшествующих этапах. Но для их реализации нужен какой-то острый момент, подобный скачку, «взрыву», резкому перелому. С точки зрения внутренней жизни человека, кризис — непростой период жизни, связанный с переживанием душевно дисгармонии, когда, по выражению М.Лермонтова, «находишь корень мук в себе самом, и небо обвинить нельзя ни в чем». Между тем это греческое слово обозначает поворотный пункт, исход, решение. Прежде всего, кризис понимается как совокупность значительных изменений в ходе развития, влекущих за собой характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.
Творческие кризисы — тема отдельная. Юный музыкант, как и всякий человек, проходит нормативные критические периоды в своем развитии (1; 3; 7 лет и т.п.). Кроме них, а иногда и одновременно с ними, ему приходится сталкиваться с определенными противоречиями, вытекающими музыкальной деятельности и музыкального развития. Все они связаны с решением проблемы смысла. И чем одареннее ребенок, тем сложнее для него оказывается «увязывание» возможностей, желаний, то есть формирование того, что составляет личностную основу психологического развития. Может быть, поэтому биографии одаренных людей столь богаты примерами кризисных состояний, связанных с поисками смысловых оправданий искусства и бытия. Начиная занятия в раннем детстве, музыканты в большинстве своем выбирают не только профессию, но и образ жизни, а значит - специфические условия, среду и способ личностного развития. Музыка, будучи не только искусством, но и особой психологической культурой чувствования, мышления и движения, формирует человека, усиливая одни его свойства и качества, смягчая пли маскируя другие. Здесь возникают особые, часто сугубо личностные проблемы, способ разрешения которых открывает или затрудняет (или даже блокирует) дальнейшее музыкальное и профессиональное развитие.
Игра versus Труд? Латинское слово versus означает «против», но в логике оно употребляется и в другом смысле - «соответственно». Первое, с чем сталкивается ребенок, начавший заниматься музыкой, — с многозначностью самой музыки и музыкальных занятий. Музыка — это игра, свободное самовыражение в звуках и интонациях, но это также труд, дисциплина, жесткое самоограничение ради совершенствования и пользы самому искусству. Как это соединить? И соединимо ли? Вот основная проблема первого критического периода, который начинается обычно через год-два после того, как ребенок приступил к систематическим занятиям музыкой. Иными словами, он начинается тогда, когда ребенок уже способен осознавать необходимость работать за инструментом, т.е. ставить определенные цели и добиваться их достижения. Речь здесь идет не только о выработке необходимых навыков и качеств личности будущего музыканта, но и о крайне важном сочетании двух психологических спектров — ощущений и потребностей. Игра для ребенка связана с удовольствием от общей эмоциональной активности, свободной инициативы и звуковой фантазии (игровой момент в любом виде деятельности проявляется преимущественно в том, что деятельность освобождается от целевых установок, от норм и запретов). Игра мотивирована удовольствием, и удовольствие же составляет ее видимый психологический результат. Ориентируя на необходимость упорного и нелегкого труда, преподаватель воссоздает ту сторону музыкальной деятельности, которой в сознании ребенка просто не может быть, но без которой он не окажется в ситуации развивающего противоречия.
Суть развивающего противоречия заключается именно и нерасторжимости двух сторон музицирования, в невозможности простого выбора и пользу одной из них, наконец, в формировании какого-то нового отношения к музыке и музицированию. Это и есть психологически критическая ситуация. Разрешить ее — означает выйти на новый уровень личностного развития. На основе разрешения критического противоречия возникает такое сложное личностное свойство, которое называют «вкус к работе», «вкус к ученик». Особо подчеркнем, что речь идет о личной проблеме, решение которой может быть только индивидуальным и только собственным.
И в этом отношении, как уже говорилось, одаренные дети оказываются в более сложной ситуации, нежели их сверстники. Острота критического противоречия для них размыта легкостью овладения, высокой обучаемостью, наконец, обессмыслена ранним втягиванием в жесткий по нагрузкам стиль жизни. Труд требует, в первую очередь, умственной активности, сосредоточенности на цели, но также и определенных навыков постановки таких целен, планирования и контроля их достижения, сформированных критериев качества результата. Он включает в себя не только творческие, но и рутинные элементы, и потому здесь, разочарование может наступать раньше усталости, а скука в любой момент прервать движение к цели. Труд подразумевает постоянный переход к новым способам деятельности, вытекающим не из поиска новых впечатлений, а из поставленной цели. Понимание смысла труда приходит не только изнутри, от желания реализовать идеальные цели и смутно ощущаемые возможности, но и извне — в процессе становления временной перспективы жизни. Проходит некоторое время, и выясняется, что задачи усложнились, а прежняя легкость исчезла, и кажется, что исчезло само дарование; привычка ежедневно заставлять себя работать, кажется бессмысленной и бесполезной.
