
- •Элементы педагогики Монтессори в домашнем воспитании
- •Пересыпание риса (от 2,5 до 5 лет)
- •Что такое монтессори-материалы?
- •Упражнения из практической жизни:
- •Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет
- •Поощрение в Монтессори-группе
- •Монтессори-группа: никаких запретов!
- •Дети сами выбирают с какими материалами заниматься
- •Язык и речь, часть 1
- •Язык и речь, часть 3
- •М.Монтессори, «Речь у детей».
Язык и речь, часть 1
Малыш говорит с миром
Язык есть важнейшее средство человеческого общения
В.И.Ленин
С фразой, вынесенной в эпиграф, не поспоришь… если речь идет о взрослых людях, особенно современных, которые общаются преимущественно письменно — с помощью аськи или электронной почты.
Но разве ребенок не общается с миром с момента рождения, когда речь как таковая ему еще недоступна? Смешной вопрос — конечно, общается! В его арсенале — жесты, мимика, однообразные пока звуки, позы… Да и мы сами порой даже не замечаем, какие именно невербальные сигналы используем, чтобы нас поняли. У человека, как известно, пять органов чувств, и все они так или иначе задействуются в коммуникациях.
Вот пример одной из первых коммуникаций в жизни новорожденного и молодых родителей: малыш плачет — его берут на руки — он затихает. Без слов ребенок просит внимания и любви (ну или еды), и без слов взрослые понимают его и «разговаривают» с ним — языком объятий и взглядов.
Мария Монтессори считала роль собственно общения между детьми и родителями весьма значимой для воспитания и обучения. «Это же естественно!» – воскликнет современный просвещенный читатель. Но не забывайте о том, что свою деятельность она начинала в католической Италии, в которой там, где дети воспитывались «по правилам науки» — в богатых домах и в государственных приютах — их естественные потребности в лучшем случае игнорировались, а в худшем — подавлялись. Поэтому тонкие наблюдения М.Монтессори за детскими невербальными реакциями, а особенно революционные выводы, которые она из этих наблюдений делала, пользуясь чутьем женщины и навыками естествоиспытателя, для этой страны были поистине новаторскими.
Но разве когда-нибудь и где-нибудь умение еще лучше понимать своего ребенка было для родителей лишним?
Начните с наблюдения за жестами и мимикой ребенка, советует Мария Монтессори. Очень многое могут рассказать движения его ручек. Возник у малыша интерес, например, к игрушке – он весь тянется к ней, как бы сообщая взрослым «помощникам» в достижении своих целей, что хочет ее взять. Устал, расслабился — ручки рефлекторно откинулись наверх, за голову – это обычная для грудничка поза отдыха (неудивительно, что запеленутые с ручками дети во многих случаях никак не успокоятся!)
А лицо? На лице уже у двухмесячного малыша написаны все его чувства. И интерес, и желание, и тревога при встрече с неизвестным, и удовольствие.
А звуки? Интонации плача, потренировавшись, можно научиться различать даже у самых маленьких. А уж когда трехмесячный начинает «гулить», любящие взрослые наконец-то обретают возможность общаться с ним практически на равных!
Стоп. А что же такое — гуление? С одной стороны, малыш лепечет – это значит, что физиологически речевой аппарат созрел для произнесения различных слогов (гулить начинают даже глухие дети, правда, быстро перестают это делать без подкрепления). С другой — если в это время немного помочь ребенку, разговаривая с ним нараспев, отчетливо, ритмично – очень быстро можно заметить прогресс в его способности к звукоподражанию. То есть одновременно ребенок учится все лучше различать звуки родного языка и воспроизводить их.
Но значит ли это, что до появления лепета малыш не учится языку? Вовсе нет — он учится, только до поры до времени не может продемонстрировать свои успехи. Происходит, как говорят педагоги, пассивное освоение языка.
Оно продолжается весь первый год жизни — как известно, первые осмысленные «мама» и «папа» будут произнесены, на радость родителям, в среднем в годик. Но ведь и до этого счастливого события ребенок понимает обращенную к нему речь, выполняет просьбы, оживляется, когда при нем упоминают какие-то значимые для него понятия…
Происходит ли обучение ребенка родному языку, его вхождение в человеческое общество само собой? И да, и нет. Да — потому что в нормальной ситуации, когда мама много общается с ребенком, он развивается непрерывно, хотя для этого может и не предприниматься специальных усилий. Нет — потому что при выраженном недостатке такого общения задержка в развитии не заставит себя ждать.
Вот распространенная ситуация: мама дома с полугодовалым малышом, ей надо приготовить обед или сделать еще что-то по хозяйству. Какие могут быть варианты? Один – запихнуть ребенка в манеж с игрушками, не обращая на его протесты, и быстро сделать все, что нужно. Второй — не расставаться с ребенком и сделать все взрослые дела пусть в три раза медленнее, но в постоянном контакте с ним, сопровождая все свои действия объяснениями, давая подержать в руках безопасные «настоящие» предметы… Когда мама выбирает второй путь, путь совместных действий, она одновременно и вводит ребенка в мир человеческой культуры, и «преподает» очередной «урок словесности». И даже не очень важно, скоро ли поймет малыш значение слова «мясорубка» или «кипяченый» – он воспринимает общий звуковой и грамматический строй родной речи, и первая задача его — научиться различать звуки этой речи.
Однако можно и еще помочь ребенку в освоении языка — объясняя ему каждое свое действие, развивая все его органы чувств (например, давая ему трогать теплое и холодное, мягкое и твердое, гладкое и шершавое, мокрое и сухое, называя все эти качества предметов) — в этом случае, когда маленький человек, наконец, заговорит, его речь окажется яркой и образной: во-первых, потому, что он лучше будет воспринимать окружающий мир, и во-вторых — потому, что будет знать больше слов для выражения своего восприятия.
Представьте для сравнения ситуацию в доме ребенка, где в определенное время суток с детишками занимаются профессиональные педагоги по специально разработанной программе — у мам «домашних» детей на это порой нет времени или знаний. И все же ни для кого не секрет, в каких условиях дети развиваются быстрее и говорят лучше. Те, кому хватает объятий, прикосновений, поглаживаний. Те, кто с младенчества общается с мамой в разных местах — на кухне, у компьютера, на прогулке, в поликлинике…
В норме ребенок учится языку не в часы, отведенные на занятия, не в особое полугодие жизни, когда по «учебному плану» «стоит» развитие речи, а непрерывно, ведь его окружают разговоры взрослых. Но не только разговоры — сенсомоторное развитие оказывает непосредственное влияние на все процессы обучения в таком возрасте, и особенно тесно оказываются связаны с ним способность воспринимать и — позднее – воспроизводить речь.
Кстати, в монтессори-педагогике есть занятия, о которых сложно сказать, на что они направлены – на развитие сенсомоторики или речи: обеим целям служат и разные пособия на утончение слухового восприятия — «слуховые шары», детские музыкальные инструменты; и специальные скороговорки, дыхательные упражнения…
Такое уж свойство человека: с момента рождения начинает в нем бурно развиваться все сразу — и физиология, и сенсомоторика, и коммуникативные способности… Все, что делает малыш в первый год жизни, можно назвать и дословесным периодом развития речи.
Ребенку пошел второй год. Ждите великого события — первого осмысленного слова. С этого дня лавинообразно нарастает количество слов, которые говорит ребенок. К двум годам в лексиконе здорового малыша около двухсот слов, к пяти – до трех тысяч! Сензитивный период развития речи длится от рождения и до 6.5 — 7 лет. Это то время, когда стремление ребенка пополнять свой словарный запас выражено ярче всего, когда и впрямь кажется, что он только и делает, что учится говорить. Известно, что дети, которые по каким-то причинам были изъяты из речевой среды до этого возраста, уже никогда не смогут научиться хорошо говорить, никогда не наберут достаточный словарный запас…
Но все же более ранние этапы не менее важны для развития речи. Пресловутый «возраст почемучек» — это только вершина айсберга.
По каким признакам можно понять, что ребенок успешно осваивает речь? До года — если он выполняет просьбы, поворачивается в сторону названного предмета или человека, включается в пальчиковые игры (»Ладушки», «Помаши ручкой»…). А ближе к двум годам должны прозвучать первые фразы — признак того, что малыш начал осваивать и понимать логику построения языка. Это одновременно – и очередной этап развития мыслительной деятельности.
Язык и речь, часть 2
Развитие речи и интуитивного письма
Чтобы малыш мог успешно научиться писать и говорить, готовиться к этому надо начинать заранее, причем с вещей, которые могут показаться неожиданными. Речь идет о сенсомоторике, и прежде всего – мелких движениях кисти. Мы с вами так привыкли писать, что обычно не замечаем, каких сложных и точных движений пальцев и всей руки требует каждая буква.
Сенсомоторика, в свою очередь, связана с высшей психической деятельностью. Научно выявлено, что развитие речевых навыков ребенка напрямую зависит от развитости моторики кисти руки. Наблюдения за развитием человека показали, что для естественного развития руки самым благоприятным оказывается период с рождения до 6 лет. Чем больше движений в этом возрасте осваивает малыш, чем больше он в них практикуется, тем больше импульсов от пальцев поступает в мозг, в том числе – в зоны, отвечающие за формирование речи.
На первый взгляд может показаться, что в группах Монтессори мало разговаривают с детьми, – по крайней мере, меньше, чем кажется правильным. Как малыш научится говорить, если у него нет примера для подражания?
Уже более века назад Ю.И. Фаусек доказала, что для успешного овладения речью детям необходимы определенные физиологические условия. У ребенка должна быть возможность тренировать мелкую моторику и мускулатуру – прежде всего верхних конечностей, но не только. Как это ни удивительно, отвечающие за речь зоны головного мозга связаны и с нижними конечностями тоже.
Поэтому полноценное систематическое развитие способностей руки и ноги положительно сказывается на речи ребенка – в том числе, на исправлении речевых дефектов. И нет ничего удивительного, что на занятиях по методике Монтессори дети успешно овладевают речью без ненужных разговоров.
В группах малыши оказываются в тщательно продуманном окружении, нацеленном на стимуляцию необходимых способностей. Им предлагают предметы, требующие действий тех пальцев руки, которые используются на письме. Зрительно они сравнивают изображения предметов и сами предметы; слышат, как методист произносит слова, обозначающие эти предметы и их характеристики. В общем и целом, ребенок накапливает огромный багаж знаний, который требует выхода. И из этого рождается спонтанное письмо.
В каждой группе проводятся «круги» – занятия со всеми детьми. В начальной группе (до трех лет) детям предлагаются пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры сопровождаются простыми стишками, дети запоминают стишки на слух, что тренирует еще и память. В группах постарше (от 3 до 6 лет) детям рассказывают интересные факты об окружающем мире, но пальчиковые игры — конечно, более сложные, чем у малышей — остаются неизменной частью занятий.
Один из элементов занятий в группах, важный для развития моторики и спонтанного письма — штриховки. Это простые задания для детей старшего возраста (3-6 лет), надо обвести и заштриховать фигуру. Ребенок учится не только правильно держать карандаш, но и управлять длиной штриха и силой нажатия.
Методика Монтессори основана на исследованиях спонтанного поведения ребенка, и в применении к письму это означает использование «метода самопроизвольного письма». Мария Монтессори подчеркивает, что умение писать и читать родственны по смыслу, но технически не схожи друг с другом. Дело в том, что при чтении происходят более сложные психические процессы, чем при письме, поэтому письмо возникает раньше. И очень важно вовремя заметить и использовать тот этап развития ребенка, на котором ему наиболее естественно дается понимание письменной речи и текста.
И Мария Монтессори, и ее последовательница в России начала XX века Юлия Фаусек, и современные Монтессори-специалисты не раз становились свидетелями того, как ребенок четырех-пяти лет, погруженный в описанную выше обстановку, самостийно начинает выводить отдельные буквы, а порой и осмысленные слова, хотя он еще не приступал к изучению азбуки. Если дать детям возможность тренировать пальцы и учиться обращаться с письменными принадлежностями – от ручки до кисточки – и попутно познакомиться с начертанием букв (сначала моторно, а потом сознательно), специально учить их писать уже не придется. Они овладевают письменной речью интуитивно.
Потом уже малыши практикуются, и первые каракули становятся стройней, похожими на «настоящие» буквы. Дети могут механически копировать предложенный им письменный текст или под диктовку составлять его из отдельных наборных букв. Но смысл этих символов им еще неизвестен, поэтому читать ребенок пока не готов, для этого необходимо освоить еще и абстрактное мышление.
Обучение письму по методике Монтессори проходит с использованием многочисленных дидактических пособий, которые делятся на три группы с собственными упражнениями. Это:
● несколько различных видов наборного (подвижного) алфавита;
● карточки с рельефными буквами;
● различные инструменты и приспособления для рисования.
Однако подготовка к освоению письма начинается задолго до ввода в группу данных пособий. На более ранних занятиях, когда детям помогали развивать способности и вырабатывать практические навыки, они исподволь набирали опыт и умения, которые необходимы для чтения. Большая часть материала подспудно готовит детей к правильному захвату и манипулированию ручкой или карандашом еще с года — например, у цилиндров палочка, за которую ребенок берет цилиндр, похожа по форме на карандаш, и ребенок берет цилиндр тремя пальцами, что с раннего детства формирует правильную постановку пальцев для письма. А простое упражнение по различению ровной и рельефной поверхностей потом поможет им познакомиться на ощупь с написанием букв.
И только потом, для отработки навыков уверенного письма, детям предлагают различные прописи и наборные буквы. Причем новые материалы представляют группе детей только тогда, когда хотя бы кто-то в ней готов приступить к их освоению.
Когда малыш запомнит буквы и научится составлять из них слова, он уже полностью готов к «тотальному», то есть беглому, восприятию прочитанного. Он начинает понимать чтение как обработку звуковых символов. Осталось только помочь ему как можно естественней войти на этот этап формирования языка.