
Проективные методики
2. Методики конструирования – требуется создать целое из отдельно оформленных деталей.
Пр.1: Тест мира(World Test).
Первый вариант был создан в 1939 г.
Автор: М. Ловенфельд. Потом подключаются еще Г.Болгар и Л.Фишер (1947 г.). В России имеется опыт использования М. т. для изучения личности ребенка, а также в целях психотерапии (Р. А. Харитонов и Л. М. Хрипкова, 1976).
Цель : диагностика личности . Ловенфельд неоднократно настаивала на том, что ее техника — это не просто «тест», а «приближение к разуму ребенка».
Контингент испытуемых: Возраст не ограничен.
Теоретическая основа: История М. т. восходит к исследованиям Э. Эриксона (1938), а импульсом для его создания послужило произведение Г. Уэллса «Игры на полу»
Операциональный статус: проективная методика исследования личности.
Стимульный материал: 232 модели предметов, которые распределены в разных пропорциях по 15 категориям: различные строения, транспорт, люди, по половому признаку, разные категории проф. принадлежности и т.д.
Модели – небольшие по величине, изготовлены из дерева или металла, имеют яркую окраску.
Задача – обследуемый из этих моделей должен составить мир, в котором он должен жить.
Обследуемый по своему усмотрению создает из этих предметов то, что авторы назвали «малый мир». Время не ограничивается.
Обработка результатов
1)Фиксируются предметы, которые выбираются первыми, количество предметов определенной категории (что преобладает – либо люди, либо материальные предметы), оценивается пространство, которое занимает вся конструкция, особенности поведения обследуемого.
2) Опираясь на исследования различных клинических групп, авторы создали гипотетическую «нормальную конструкцию» и определили отклонения от нее. Основные подходы к конструированию мира:
- практический;
- логический;
- социальны;
-витальный;
- эстетический.
Оценивалась их реалистичность.
Подчеркивая значение мыслительного процесса ребенка, Ловенфельд классифицирует слова по типам, названия которых говорят сами за себя: «реалистичный» в противоположность «фантастическому», «слова, выражающие движение», «слова, сказанные детьми в момент наивысшего возбуждения» и тому подобные. Такой подход берет свое начало от так называемого до-Ловенфельдовского использования игровых материалов европейскими аналитиками (особенно Мелани Кляйн). Детская игра рассматривается как наиболее доступный метод самовыражения, при нехватке необходимых вербальных навыков для производства свободных ассоциаций, которые взрослый пациент использует в разговоре с аналитиком.
Бюлер также использует простую классификацию, только называет свои категории «признаками» или «симптомами». В особенности она различает следующие «симптомы нарушения».
«Агрессивные миры» (А): сцены насилия, несчастные случаи и т.д.
«Закрытые миры» (С): работы, в которых все расположения или их большая часть огорожены или, иначе говоря, закрыты.
«Дезорганизованные миры» (Д); хаотичные или запутанные работы.
«Жесткие миры» (D): чрезмерно упорядоченные работы.
«Пустые миры» (Е): несколько элементов, или типов элементов, или важных элементов пропущено. Сюда также входят и «безлюдные» миры, но Бюлер в то же время выделяет их в отдельную категорию.
Сравнение интерпретаций с биографическими данными обследуемых свидетельствует о высокой валидности М. т. В зарубежных исследованиях отмечается, что М. т. позволяет успешно дифференцировать различные клинические группы.
«Миры», безусловно, тоже могут быть классифицированы. При этом, даже если техника используется в диагностических целях, анализ лучше осуществлять в терминах широко представленных категорий, а не подсчитывая номера пунктов в различных типах, которые были использованы.
3. Методики интерпретации – от обследуемого требуется истолковать какое-либо событие, какую-либо ситуацию.