- •Тема 4. Основы учения о конституции (дополнительные материалы) Вопросы
- •1. Понятие конституции. Форма, содержание, функции (цели) конституции. Ж. Бюрдо.
- •Глава III. Конституционный обычай.
- •2. Сущность конституции
- •1. В чем вы видите полезность данной Дж. Сартори классификации конституций? 2. Готовя ответ на вопрос о модели современной конституции, обратитесь к предложенной Дж. Сартори классификации.
- •3. Юридические свойства конституции.
- •4. Способ и порядок принятия конституции. Владимир матвеевич гессен русское учредительное собрание и выборы в него.
- •IV. Дело Учредительного собрания
- •1. Как в тексте конституций отражается порядок их принятия, провозглашения, вступления в силу, отношение к преемственности принципов и институтов? Дополните примерами по другим конституциям.
- •5. Современная модель конституции
- •§ 6. Современные конституционные модели
- •§ 6. Современные конституционные модели
- •Глава I. Конституция и вызовы современности
- •1 См.: Сравнительное конституционное право: учеб, пособие. С. 49.
- •2 А. Медушевский говорит об американской модели (сша), экспортированной в Германию и Японию. См.: Космополис. 2006. № 1 (15). С. 134—137.
2. Сущность конституции
Лассаль Ф. О сущности конституции. Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании в 1862 году. СПб., 1906.
Милостивые государи!
Получив предложение произнести на настоящем собрании речь, темой для нее я выбрал вопрос, для переживаемого нами момента самый животрепещущий. Я намерен побеседовать с вами о сущности конституции…
…[Ч]ем отличается конституция от обыкновенного закона? На такой вопрос всего скорее можно ждать ответа: конституция не просто закон, а закон основной для данной страны…
Основной закон, как уже сам эпитет показывает, должен быт глубже всех остальных законов и должен служить остальным законам основой. Основной закон, таким образом, является источником духа всех остальных законов, он во всех них должен в той или иной мере проявляться…
Мы установили, милостивые государи, таким образом, что конституция составляет в стране основной закон, и это бросает первый луч света на ее сущность. Конституция является, как мы пока нашли, той силой, которая направляет все другие законы и общественные правовые учреждения, направляет неослабно и непрерывно Законы и установления в данной стране из-за зависимого, подчиненного к конституции положения могут быть только тем, что он есть; в каждой стране со времени издания конституции могут быть издаваемы только известного характера законы, и других в ней быть не может.
Мы сделаем еще шаг вперед для уяснения интересующей нас истины, если ответим на новый вопрос: существует ли в стране какая-нибудь регулирующая постоянно действующая сила, которая оказывала бы влияние на все издаваемые в стране законы, влияла бы так, чтобы законы эти в известных границах всегда были таковы как они есть, и не могли бы быть иными?
На этот вопрос мы должны ответить утвердительно: такая сила существует, и сила эта то фактическое соотношение сил, которое существует в данном обществе. Эти действующие соотношения сил присущи всякому обществу, они составляют постоянно действующую силу, определяющую все законы и все правовые учреждения данного общества и делающую их такими, как они есть, и никакими другими…
Из всего вышесказанного мы можем уже сделать вывод и ответить до известной степени на вопрос, что такое конституция данной страны. Конституция является действительным отношением общественных сил страны.
Но что обыкновенно называют конституцией; что такое конституция правовая? Нам нетрудно теперь ответить и на этот вопрос.
Упомянутые нами действительные отношения общественных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают быть уже только фактическими соотношениями, а становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение которым наказуется…
Реальную конституцию, действительный общественный уклад, как вы легко можете понять, имела и имеет всякая страна в любое время; совершенно ложно и ведет к неправильным заключениям думать, что в настоящее время делают весьма многие, что конституция составляет исключительную особенность новейшей эпохи. Каждая страна не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной все равно, и это также верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами.
Действительную, фактическую конституцию, таким образом, имели все страны и во все времена. Для новейшего времени характерной является не эта действительная конституция, а только писаная конституция; или, иначе говоря, лист или листы бумаги; это обстоятельство надо особенно себе заметить.
В новейшее время повсеместно наблюдается стремление установить писаную конституцию, собрать на одном листе бумаги, в одном акте основания учреждений и правительственной власти всей данной страны.
Какая причина характерного для новейшего времени всеобщего стремления?
Только ответив на этот важный вопрос, мы получим возможность решить, как следует составлять конституцию, каковы конституции уже существующие и как к ним следует относиться; словом, только ответ на этот вопрос научит нас всему конституционному искусству и всей конституционной мудрости…
Не трудно понять, что для того, чтобы появилось такое стремление к созданию писаной конституции, необходимо, чтобы в стране, где это стремление появилось, произошла перемена в отношениях между общественными силами. Без этой перемены, при прежних неизменных действительных отношениях общественных сил не было бы никакого основания народу стремиться к созданию новой конституции…
Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам // Полное собрание сочинений. Том 17. М., 1976. С. 345-346.
Представительные учреждения, хотя бы самые «прогрессивные», осуждены оставаться картонными, пока массы, представленные в них, не обладают действительной государственной властью. Представительные учреждения, хотя бы самые реакционные, не будет картонными, раз в руках тех классов, которые в них представлены, находится действительная государственная власть.
Называть III Думу картонной опереточной Думой есть образец того крайнего недомыслия, того разгула пустой революционной фразы, которые давно уже стали специфической отличительной чертой и основным свойством партии с.-р.
Но пойдем дальше. Верно ли, что III Дума есть «фикция конституционного строя»? Нет, это не верно. В руководящем органе говорить такие вещи могут только люди, не знающие азбуки, преподанной полвека тому назад Лассалем. В чем сущность конституции, любезнейшие члены пропагандистского кружка низшего типа, кружка, именуемого партией с.-р.? В том ли, что при конституции бывает «свободнее» и «трудовому народу» жить легче, чем без конституции? Нет, так думают только вульгарные демократы. Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе. Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся. В России эпохи III Думы конституция менее фиктивна, чем в России эпохи I и II Думы. Если вас возмущает этот вывод, господа «социалисты»-«революционеры», то это потому, что вы не понимаете ни сущности конституции, ни разницы между ее фиктивностью и классовым характером. Конституция может быть черносотенной, помещичьей, реакционной и в то же время менее фиктивной, чем иная «либеральная» конституция.
Беда с.-р. в том, что они не знают ни исторического материализма, ни диалектического метода Маркса, оставаясь целиком в плену вульгарных буржуазно-демократических идей. Конституция для них не новое поприще, не новая форма классовой борьбы, а абстрактное благо подобно «законности», «правовому порядку», «общему благу» либеральных профессоров и т.д., и т.п. На самом деле и самодержавие, и конституционная монархия, и республика суть лишь разные формы массовой борьбы, причем диалектика истории такова, что, с одной стороны, каждая из этих форм проходит через разные этапы развития ее классового содержания, с другой стороны, переход от одной формы к другой нисколько не устраняет (сам по себе) господства прежних эксплуататорских классов при новой оболочке…
Спекторский Е.В. Что такое конституция? М., 1917. С.6-8.
...Исторические материалисты... усвоили учение Карла Маркса, согласно которому конституционные и всякие иные правовые и государственные идеи и установления не имеют ни решающего, ни вообще существенного значения, ибо главное в общественной жизни — это борьба экономических классов, преимущественно капиталистов и рабочих, за хозяйственные блага. В этой борьбе конституции и кодексы как бы сами собою, автоматически надстраиваются над экономическим фундаментом общества, отражая существующее в нем реальное соотношение сил. С точки зрения такого понимания вещей, бесплодны все усилия юристов и политиков дать своей стране возможно лучшую конституцию или вообще какую бы то ни было искусственную конституцию: ведь у каждой страны и без этих усилий есть своя совершенно естественная конституция, иными словами, реальное соотношение общественных сил. Как объяснил другой немецкий социалист Лассаль в речи «О сущности конституции», сущность прусской конституции состоит вовсе не в статьях основных законов, составленных юристами, а во взаимодействии сил короля, опирающегося на армию, дворянство, владеющее поместьями, промышленников, купцов, но также и ремесленников и рабочих, поскольку они тоже представляют реальную силу.
Все эти рассуждения ошибочны в двояком отношении. Во-первых, они основаны на смешении права и факта. Одно дело правомерное соотношение сил, другое дело — фактическое. Когда убийца или грабитель нападает на свою беззащитную жертву, получается вполне определенное реальное соотношение сил в данный, по крайней мере, момент. Но кто станет утверждать, что такое соотношение и есть единственно возможное право? Во-вторых, как бы ни была непримирима экономическая борьба классов, есть известные блага, предоставляемые конституцией, которые равно ценны для каждого человека, независимо от его принадлежности к тому или иному классу. И капиталист и рабочий, и горожанин и крестьянин равно заинтересованы в том, чтобы не подвергаться произвольному аресту, иметь право свободно высказывать свои мнения, участвовать в управлении страною и т.п. Словом, конституция есть нечто такое, что, нисколько не устраняя классовой борьбы и отнюдь не обещая этого, равно необходима для всех, подобно просвещению и другим благам культуры. Тем не менее, у нас очень распространено убеждение, что вне экономических классов и их борьбы нет и не может быть ничего в обществе, что сообразно с этим у каждого общества имеется и без юристов своя естественная, стихийная конституция, и что стремление к искусственной конституции соответствует идеологии и интересам лишь господствующей в настоящее время буржуазии…
Таким образом, конституция необходима для всякого государства. Особенно она необходима для государства, переживающего революцию. Мало сбросить устаревшие формы политической жизни. Необходимо установить новые формы. Мало завоевать свободу. Необходимо ее обеспечить. И обеспечить ее надлежит не только силой, ибо сила может иссякнуть или столкнуться с большею и враждебной силой, а правом и законом. Какое же обеспечение делает данное государство конституционным? Иными словами, что такое конституционное государство?..
И вот конституционным государством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена, и притом не фактически только, а юридически или правомерно, ограничена же она ни чем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан.
Совокупность таких ограничений образует конституцию данной страны, не ту, о которой говорил Лассаль и которая представляет лишь фактический учет реальных сил страны, а ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта.
Вопросы к текстам:
1. Какие методологические подходы используют Ф.Лассаль, В.И. Ленин, Е.В. Спекторский для выявления сущности конституции как это отражается на сделанных ими выводах? 2. Фактическая и юридическая конституция: постановка вопроса и вывод о соотношении. 3. Каково предназначение конституции: фактический учет реальных общественных сил или/и организация и ограничение власти? Как конституцией ограничивается власть? 4. Так что же есть конституция: «право силы» или «сила права»? 5. Обоснуйте сложившееся в науке выделение двух аспектов сущности конституции: социально-политического и юридического. Может ли такой подход объединить позиции цитируемых авторов? 5. Как вы оцениваете приведенную в следующем фрагменте позицию Джованни Сартори, раскрывающую понятие конституции?
Сартори Дж. Конституционализм: введение1
Sartori G. Constitutionalism: a preliminary discussion // American Political Science Review. 1962. Vol. 56. № 4. P. 853-864.
…Я имею в виду, что писаный целостный документ является лишь средством. Что действительно важно, так это цель – telos. А цель, telos, английского, американского и европейского конституционализма была с самого начала одной и той же. …[Э]та общая цель могла бы быть выражена и обобщена всего лишь одним словом – французским (и итальянским) термином garantisme. Иными словами, на Западе люди требуют, мечтают о «конституции» по той причине, что для них данное понятие означает основной закон, или совокупность основных принципов, а также соответствующее институциональное соглашение, ограничивающее произвол власти и гарантирующее «ограниченное правление»…
Образно говоря, для этого (в качестве примера, сошлёмся на терминологию Конституции Пенсильвании 28 сентября 1776 г.) конституция включает в себя два основных элемента: рамки правления («plan (or frame) of government») и билль о правах («bill of rights»). В XVIII в., для создателей хартий было очевидно, что указанные элементы не могут быть разделены: как первый, так и второй просто необходимы конституции для того, чтобы считаться таковой. По меньшей мере, они имели в виду, что далеко не любое государственное устройство соответствует конституции: они полагали это верным только в том случае, если государственное устройство провозглашало билль о правах (совокупность конституционных норм, гарантирующих права граждан в их взаимоотношениях с органами государственной власти) и институциональные гарантии его соблюдения…
Установив рамки рассмотрения (исторически достоверное «сущностное понимание» конституции), мы можем перейти к рассмотрению проблемы классификации всего разнообразия современных конституций…
По существу мы имеем дело с тремя возможностями: (i) garantiste конституция – гарантийная конституция (собственно конституция), (ii) номинальная, формальная конституция, (iii) фасадная конституция (иначе фальшивая конституция)…
…Номинальные конституции на то и «номинальные», в самом элементарном смысле этого слова, что они лишь «именуются» конституциями. Это означает, что номинальные конституции являются лишь организационными конституциями, т.е. совокупностью норм, организующих, но не ограничивающих осуществление политической власти в конкретном государстве. Фактически, номинальные конституции и не претендуют на то, чтобы быть «конституциями действительными». Они открыто описывают систему неограниченной, неконтролируемой власти. Они не являются «мёртвой буквой», но буквой, не имеющей никакого отношения к telos’у конституционализма.
Фасадные конституции отличаются от номинальных тем, что первые принимают вид «настоящих конституций». Ложными их делает тот факт, что они не реализуются (по крайней мере, с точки зрения их гарантийного содержания). Фактически это «обманные конституции». С точки зрения гарантирования свободы и прав подвластных они являются пустым звуком.
Вопросы по тексту:
