Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежной психологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
784.38 Кб
Скачать

Философский взгляд на человека

Имеется еще одно следствие существования этого феноменологического экзистенциального взгляда в психологии. Я полагаю, он несет новую философскую основу для психологической науки, более плодотворную и гуманную, чем положения других современных философских теорий.

Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека. Не всегда ясно выраженные, эти философские теории оказывают влияние на психологию многими тонкими способами. Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее 'доступную изучению машину, которую можно научить работать со все большим и большим умением до тех пор, пока она не научится думать мыслями, двигаться в определенных направлениях, вести себя сообразно обстоятельствам. Для фрейдиста человек является нерациональным существом, по ведение которого определяется его прошлым и продуктом этого прошлого — бессознательным.

Для того чтобы провозгласить о существовании третьего направления, нет необходимости отрицать тот факт, что в каждой из этих теорий есть своя доля правды. Выделяя экзистенциальную направленность человека, его феноменологические внутренние отношения эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы. Человек может чувствовать себя одиноким в сложном окружающем его пространстве, может быть составной частью этого пространства, но при этом оставаться способным преобразовать в своем внутреннем мире это материальное пространство, да­вать оценки своей жизни, которые нельзя полностью и адекватно передать, описывая только его состояние или его бессознательное.

Моей целью не является глубокое проникновение в философские проблемы. Однако я полагаю, что мы вскоре преодолеем узкомеханистическую философию, на которой основан бихевиоризм. Я верю, что все большее количество ученых согласится со словами физика Бриджмена: «Очевидно, что... операциональный подход не может быть полностью, всеобщим подходом, но он, без сомнения, может обеспечить базу для всей филосо­фии».

Я считаю, что движение связано с новыми философ­скими представлениями. Я пытаюсь выявить начало бурного развития этого феноменологически-экзистенци­ального подхода в различных областях знания, в том числе и психологии. Здесь можно услышать внутренний голос человека, громко заявляющего о себе. Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марио­неткой, сделанной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного, или же окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто "трагическом мире стать самим собой, — не куклой, не рабом, не машиной, но уникальным, индивидуальным «Я». И в этой философии человека найдется место для изложенных мной психологических представлений.

Заключение

Позвольте мне попытаться очень кратко, не пользуясь специальной терминологией, показать значение для пси­хологии этого нового течения современной культуры, которое так неясно описывается с. помощью «экзистенциальная», «феноменологическая», «ориентированная на себя».

Это течение позволяет уверенно использовать субъ­ективные, интуитивные гипотезы, формулируемые уче­ными, которые погрузились в свою исследовательскую область и чувствуют в ней наличие определенного по­рядка и определенной структуры, будучи в состоянии объяснить ее лишь частично.

Это направление, я полагаю, ведет к натуралистиче­скому, эмпатическому, тонкому наблюдению мира внут­ренних значений индивида. Таким образом, вся сфера человеческих состояний в полном своем объеме откры­вается для исследования.

Оно ведет к выдвижению эвристичных концепций, основанных на наблюдениях. В моем понимании, эти концепции имеют тенденцию быть качественно-процес­суальными в большей степени, чем предшествующие.

Этот подход требует точных описаний наблюдаемых типов поведений, которые являются показателями субъ­ективных переменных. Понятно, что эти переменные внутреннего опыта не могут быть измерены непосред­ственно, но это совершенно не значит, что внутренние переменные не поддаются научному изучению, мы при­дем к развитию чисто операциональных методов, необ­ходимых для измерения видов поведения, отражающих эти внутренние переменные.

Кажется вполне очевидным, что это течение приве­дет к уменьшению разрыва между субъектом и объек­том, так как оно изучает взаимосвязи внутренних пере­менных и таких внешних переменных, как влияние ок­ружающей среды, внешнее поведение и др. Например, исследование, связанное с изучением соотношения изме­нений в поведении индивида, осознаваемых им самим в его сознании, и зрелости его поведения, с точки зрения его друзей, позволяет рассматривать внутренний и внеш­ний мир в единой системе.

Это направление приведет к таким теоретическим выводам, которые потрясут многих традиционных пси­хологов, подобно тому, как в свое время теории неэв­клидова пространства шокировали традиционных физи­ков. Мы попытаемся раскрыть сам функциональный процесс образования связей, лежащий в основе сущест­вования мира личностных значений, и смоделировать его с достаточной точностью, чтобы потом его можно было бы подвергнуть эмпирической проверке.

Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности — личности, как наблюдателя, так и наблюдаемого, используя как субъективное, так и объективное познание.

Оно проводит в жизнь новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, создающей свое «Я», ответственного за него.

Б. Ф. СКИННЕР

ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интере­сует такое поведение, которое имеет определенное воз­действие на окружающий мир. Оно возникает в резуль­тате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью. Кроме того, его специфические характеристики также представляют интерес для теории. Последствия поведения могут играть роль обратной связи для организма. В этом случае они изме­няют вероятность осуществления поведения, породив­шего их. В английском языке много слов, имеющих от­ношение к данному эффекту, например «поощрение» и «наказание», но ясное представление о нем мы можем получить только в результате проведения эксперимента-.