Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежной психологии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
784.38 Кб
Скачать

Кто такой отто ранк?

Отто Ранк (1884—1939) поначалу был учеником Фрейда. Молодого человека из Вены, урожденного Розенфельда, час­то представляют духовным сыном мэтра-аналитика. В семна­дцать лет он меняет имя, потому что хочет отмежеваться от своей семьи, особенно от отца-алкоголика. Благодаря Фрейду Ранк вовлекается в движение психоаналитиков. Вскоре он становится секретарем Общества аналитиков (1910—1915), получает степень доктора философии (1912) и публикует свои первые труды.

Самой известной его работой, без сомнения, является Ро­довой травматизм', книга выходит в 1924 году под немецким названием Das Traumader Gerbur. В ней видны первые шаги отхода от теории Фрейда, разрыв, который все увеличивает­ся, несмотря на неоднократные попытки примирения. Разрыв был вызван серьезной депрессией, жертвой которой стал Ранк. Это произошло в то время, когда молодой ученый оказался в Соединенных Штатах. Работа Родовой травматизм была опуб­ликована в 1928 году в серии «Научная библиотека». Пере­веденная Янкелевичем, книга вошла в известную «Малую Биб­лиотеку Пэйо», и современное издание воспроизводит версию 1976 года. Оно насчитывает 240 страниц и состоит из один­надцати глав.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КНИГИ РОДОВОЙ ТРАВМАТИЗМ

В Родовом травматизме Ранк отвергает центральную проблему, названную Фрейдом «комплексом Эдипа», развивая тему «страха при рождении». Наш анализ работы Ранка кос­нется следующих направлений: определение родового травма­тизма; возобновление родового страха в период развития ре­бенка; проявления этого первичного страха в лоне цивилиза­ции; психоаналитическое лечение, предложенное Ранком.

Определение родового травматизма

Ранк описывает пребывание плода в утробе матери в виде рая. Зародыш, затем плод и, наконец, ребенок находятся в этот период в прекрасных условиях, в полной безопасности, защищенные от всякого напряжения, а нужды ребенка сведены до минимума и удовлетворяются по мере необходимости.

А вот рождение — настоящая травма, первичный шок. По­явление на свет представляет собой первую ситуацию опас­ности. Действительно, приходится не только столкнуться с трудностями прохода через матку и трудностями дыхания, но также и пережить потерю объекта (первым объектом любви была мать). Таким образом, рождение приносит индивиду пер­вый страх, первый из числа множества других страхов, возни­кающих в течение жизни.

Каковы конкретные доказательства существования этого страха? По Ранку, человек на протяжении почти всего детства пытается преодолеть свою первую травму. Все малыши под­вержены страху. Например, они боятся, когда их оставляют одних в темной комнате, потому что

«эта ситуация напоминает ребенку, который еще находится под впечатлением (бессознательным) первичного травматиз­ма, его внутриутробную ситуацию, которая отличается на этот раз только тем, что его отделение от матери наме­ренное, и он отдает себе в этом отчет».

В самом деле,

«темная комната или теплая кровать является условной заменой матки».

Иначе говоря, ребенок с помощью определенных жестов, определенного поведения пытается вновь обрести внутри­утробное состояние, восстановить прерванные связи, прини­мая положения, которые он принимал в животе у матери: на­пример, он сосет свою пятку или принимает «собачью позу», когда ложится.

Недавняя связь с телом матери вызывает сексуальное любопытство ребенка. Более, чем сам акт воспроизводства, ма­лыша интересует способ, с помощью которого он проник в тело матери:

«Вопрос, который он задает, выдает намерение вернуться туда, где он был прежде».

Малыш сопоставляет ответы взрослых по поводу появле­ния детей со своими собственными теориями: теорией стре­козы или теориями проникновения детей в живот через пищу... Так он создает для себя иллюзию возможности возвращения к внутриутробной жизни, так как он еще сильно привязан к тому, что совсем недавно потерял.