Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л1.Глагол.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
260.61 Кб
Скачать

ЛЕКЦИЯ 1

Глагол

  1. Часть речи; категориальное значение глагола.

  2. Начальная форма глагола; вопрос к начальной форме.

  3. Форма глагола (спрягаемая/неспрягаемая).

  4. Основы глагола (основа инфинитива и основа настоящего времени).

  5. Класс глагола; показатели класса глагола.

  6. Тип спряжения глагола; показатель спряжения.

  7. Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола; способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

  8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

  9. Возвратность/невозвратность; показатель возвратности (постфикс–ся); функция и значение постфикса – ся.

  10. Залог глагола; показатель залога; значение залога.

  11. Наклонение глагола; показатель наклонения; значение наклонения.

  12. Время глагола; показатель времени; значение времени.

  13. Лицо глагола; показатель лица; значение лица.

  14. Число глагола; показатель числа; значение числа.

  15. Род глагола; показатель рода; значение рода.

  16. Парадигма спряжения глагола.

17. Способы образования глаголов.

1. Часть речи; категориальное значение глагола.

Глагол противопоставляется имени, как противопоставляются друг другу основные элементы мысли – субъект и предикат. Но исторически глагол связан тесно с именем, поскольку он возник первично из наименований действий. Древнее имя, обозначавшее действие, (путем преобразования первичных личных местоимений в личные окончания) приобрело специфические морфологические признаки и преобразовалось в глагол.

Связь глаголов с другими частями речи проявляется в одинаковых синтаксических функциях: в возможности выступать и подлежащим, и дополнением, и обстоятельством, и даже определением.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико- грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Слова, объединяемые в этой части речи, обладают обобщенным значением процесса и могут обозначать действие, движение, перемещение в пространстве, состояние (лежать, спать), проявление признака (почернеть), изменение признака (белеть, бледнеть) и т.п.

Мы обычно представляем себе, что как только речь зайдет о действии, оно непременно должно быть выражено глаголом. Но это отнюдь не так. Отвлеченное действие может быть выражено существительным (выход, помощь, передача, рассказывание). Но отношение действия к деятелю действительно может быть выражено только глаголом: радио играет, гости поют.

В лингвистической литературе существует много определений глагола. Их можно даже подразделить на типы: чисто семантические (например: глагол - есть разряд слов, выражающих действие или состояние, –А.Х. Востоков ) ; определения, совмещающие в себе указание на значение глагола и на его грамматические категории ( такие определения характерны для грамматик – АГ-70); формально-грамматические определения (слова спрягаемые называются глаголами – С.И.Абакумов).

Попробуем дать определение глагола как части речи, которое учитывало бы общее категориальное значение, грамматические особенности и синтаксические функции этой части речи.

Глагол как часть речи – очень обширная, с разветвленной системой морфологических форм, часть речи. Большая часть глагольных лексико-грамматических категорий связана с семантикой глагола и поэтому не встречается в других частях речи. Это касается лица, времени, наклонения, вида, залога. Что касается категорий рода, числа, то они свойственны далеко не всем глагольным формам и служат, как и, например, у прилагательных, средством согласования с существительными.

Глагол – часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица; глагол обладает также категориями числа и – в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения – категорией рода (Русская грамматика –80, с.582).

Остается добавить к этому определению, что глагол как часть речи в предложении выполняет преимущественно функцию сказуемого.

    1. Начальная форма глагола; вопрос о начальной форме.

Начальная форма глагола – инфинитив (неопределенная форма глагола) является исходной формой всей системы глагольных форм. В этом отношении ее можно сопоставить с И.п. существительных как начальной, исходной формой имени. Инфинитив употребляется тогда, когда необходимо назвать какое-либо действие или состояние в процессе его совершения (то есть действие как процесс): гореть, стремиться, хотеть и др.

Характерно, что инфинитив, называя действие или состояние как процесс, в то же время грамматически характеризует его с точки зрения вида и залога. Сравним: любить – полюбить, вернуть – вернуться.

Называя действие, инфинитив сближается тем самым с отглагольными существительными (бег, выход), так как в нем тоже только названо действие безотносительно к тому, кто его производит. Но между инфинитивом и отглагольным существительным – большая разница: в отглагольном существительном действие мыслится опредмечено, инфинитив же называет действие как процесс.

Рассмотрим особенности морфемной структуры инфинитива.

Этой форме свойственны свои особые аффиксы: -ть, -ти, -сть, -сти, -чь.

Они обычно являются формообразующими в пределах глагольной парадигмы. Но некоторые из них могут выступать в роли словообразующих, когда глаголы образуются от других частей речи (сравним: белить ← белый; рыбачить ← рыбак).

Наиболее часто употребляется безударный аффикс –ть (ходить, лететь, колоть, стоять, запечатлеть и др.). Менее продуктивны аффиксы –ти и –сть, -сти.

Аффикс –сти (-сть) наблюдается в небольшой группе глаголов, у которых основа настоящего времени оканчивается на согласные звуки [д], [т], [б]:

Бреду – брести кладу – класть

Мету – мести сяду – сесть

Веду – вести скребу – скрести

Как отмечается в научной литературе, в таких глаголах выделяется инфинитивный аффикс –сти (-сть) в силу того, что чередования согласных звуков д║с, т║с, б║с не могут быть рассмотрены с точки зрения современного русского языка как живые чередования. Значит, [с] – согласный звук основы, и поэтому его следует отнести к инфинитивному аффиксу.

[Исторический комментарий: Здесь отразился исторический процесс диссимиляции, когда конечный взрывной согласный [д], [т] перед следующим взрывным аффикса - [т] переходит в общеславянском языке в фрикативный согласный [с], который первоначально относясь к основе, впоследствии, в результате переразложения, перешел к аффиксу – ти, тем самым осложнив его: плет-ти → плес-ти → пле-сти.

Возникнув, аффикс –сти начал участвовать в образовании инфинитива и от основ на [б], [п], в которых более ранние формы – типа греб-ти → гре-ти, затем вытеснились формами на –сти. (клясть образовано по аналогии: ср. кляну – древнее кльти)].

Всегда ударный аффикс – ти имеют немногие глаголы, у которых основа настоящего времени оканчиваемся на согласные [з], [с], [ст]: везу – везти, несу – нести, расту – расти, трясу – трясти.

Интересно, что продуктивный для современного русского языка аффикс –ть исторически возник от аффикса –ти в результате редукции конечного гласного [и] в безударном положении.

Наконец, аффикс (условно!) – чь, который участвует в образовании многочисленных глаголов, у которых основа настоящего времени оканчивается на [г], [к]: могу – мочь, пеку – печь, берегу – беречь, секу – сечь, стерегу – стеречь, толку – толочь.

Он возник тоже в результате древнейших фонетических изменений, а именно: он возник из древнерусского суффикса – чи, в котором безударный [и] редуцировался. Еще раньше суффикс – чи появился в общеславянском языке, образовавшись от глагола так: если основа глагола оканчивалась на задненебный *к,*g, то изменение было: *кт,*gт перед гласным переднего ряда у восточных славян дали аффрикату *č (стригти → стрикти → стричи → стричь). Инфинитивное – ть располагается не отдельно за корнем, а накладываясь на него и сливаясь с последним его звуком в одно целое (ч), образуется «нерасчлененное выражение аффикса инфинитива и предшествующего согласного» (АГ –70).

Инфинитив в предложении может выполнять разнообразные синтаксические функции, что связано с его специфическими чертами, отличающими эту форму от спрягаемых глагольных форм. То есть инфинитив может выполнять и предикативную, и номинативную, и атрибутивную функцию:

Своей дремоты превозмочь не может воздух…(сказуемое).

Чудесная должность – быть на земле человеком (подлежащее).

Мы решили повернуть обратно (дополнение).

Решение во что бы то ни стало пробиться вперед воодушевило солдат (определение).

Ты слушать исповедь мою сюда пришел? Благодарю (обстоятельство).

Следует обратить внимание на две сложности в определении начальной формы глагола:

Нужно следить, чтобы не нарушалось видовое соответствие между анализируемой и начальной формами, инфинитив должен быть того же вида, что и анализируемая форма: обул – обуть, обуваю – обувать.

Как находить инфинитив у возвратных глаголов?

Традиционно принято включать в начальную форму глагола постфикс – ся независимо от того, словообразующую или формообразующую функцию он выполняет: улыбается – улыбаться, смотрится – смотреться.

В толковых словарях русского языка инфинитивы с залоговым формообразующим – ся фиксируются как отдельные слова (пририсовываться –«страдательное к пририсовывать»; причесываться – «страдательное к причесывать») (С.Ожегов. Словарь русского языка).

Исключение из этого правила составляют безличные глаголы, образованные от личных с помощью постфикса – ся, в начальную форму таких глаголов – ся не включается; безличные глаголы в предложении (Не сидится, не лежится, не гуляется ему) имеют начальную форму без – ся: сидеть, лежать, гулять (нет инфинитивов сидеться, лежаться, гуляться).

Возвратность/невозвратность начальной формы глагола определяется функцией постфикса – ся. Если – ся образует слово (без – ся слово не употребляется) или изменяет его лексическое значение (прощать – прощаться), что по существу тоже есть образование нового слова, то постфикс –ся должен включаться в инфинитив и глагол должен квалифицироваться как возвратный. Если –ся выполняет формообразующую функцию (образует залоговую форму или форму безличности), то в инфинитив –ся включать не следует и глагол квалифицируется как невозвратный, но имеющий возвратную форму. То есть следует разграничивать возвратный глагол (с словообразовательным – ся) и возвратную форму глагола (с формообразующим –ся). В предложении: Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями - выделяется инфинитив хотеть (невозвратный глагол) и указывается, что в предложении глагол хотеть имеет возвратную форму со значением безличности, и инфинитив прощаться (возвратный глагол), поскольку – ся образует новое значение глагола прощаться (Ср.: прощать –1) «извинять»;2) «освобождать от обязательства») (С.И.Ожегов. Словарь русского языка – М., 1988).

Вопрос к начальной форме – что делать? или что сделать? Вопрос к спрягаемой форме должен отражать категории этой формы (Ох, лето красное! Любил бы я тебя… - что бы делал?).