Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты истэкуч.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
370.18 Кб
Скачать

36. Формула полной занятости. Спираль “зарплата - цены”. Кривая Филипса.

В англоязычных, скандинавских странах внедрение макроэкономического регулирования обеспечило предпосылки социально-реформистского консенсуса правительства, профсоюзов и деловых кругов в выборе инструментов и проведении экономической политики. Беверидж определял главную цель социальной реформы как достижение полной занятости, под которой понимал состояние с уровнем безработицы (добровольной и фрикционной) не более 3% от трудоспособного населения. «Новая стабильность». Дж. Р. Хикс отмечал, что в экономике с постоянным повышением производительности труда, стабильность может связываться либо с неизменностью денежных доходов при параллельном снижении цен на товары и услуги — «старая стабильность»; либо ростом денежных доходов при неизменном уровне цен — «новая стабильность». Наиболее сложные проблемы новая стабильность порождает в области движения зарплаты и покупательной способности денег. Американец Артур Оукен обнаружил статистическую зависимость, получившую название «закон Оукена» : сокращение уровня безработицы в США на 1% обеспечивало прирост объёма производства на 2,5-3%. Спираль «зарплата — цены». Экономический рост «серебряных 1950-х» и «золотых 1960-х» сопровождался «ползучей инфляцией». Классики неокейнсианства указали на проблему инфляционной спирали «зарплата — цены». По выражению Хикса, после отмены международного золотого стандарта на национальных рынках рабочей силы установился «трудовой стандарт». Под давлением профсоюзов и государства принимаются решения о росте зарплаты. Но, компенсируя возникающий таким образом рост издержек производства, предприниматели повышают цены на товары и услуги. Рабочие в условиях повышения цен стремятся добиться нового повышения зарплаты — более высокий уровень зарплаты ведет к новому повышению рыночных цен и т.д. Раскручивается инфляционная спираль, которая становится главной проблемой «новой стабильности». Кривая Филлипса. П. Самуэльсон, отводивший центральное место условиям стабильности в динамике функциональных связей и параметров («принцип соответствия»), с 1960 г. стал пропагандировать зависимость, которую назвал кривой Филлипса. Профессор Филлипс, исследуя связь между ежегодным процентным изменением номинальной зарплаты и уровнем безработицы в Англии за период 1861 — 1957 гг., эмпирически обнаружил (1958) обратную зависимость между темпом изменения цен и уровнем безработицы. По оценкам Филлипса, при уровне безработицы в Англии примерно в 2,5% и росте зарплаты на 2% в год цены оставались стабильными, если производительность труда тоже увеличивалась на 2% в соответствии со своей долгосрочной тенденцией. Но стабильность цен сохраняется, лишь пока безработица больше некоторого порогового значения Un. Но как только безработица понизится до этого уровня, любая попытка дальнейшего уменьшения неизбежно вызовет инфляцию. Самуэльсон подсчитал, что в США сведéние инфляции к 0 возможно лишь при уровне безработицы почти в 4%.

Билет 37. Мировые экономические кризисы 1970-х гг. и кризис кейнсианского макроэкономического регулирования.

Кейнсианско - неоклассический синтез не выдержал экономические и политические кризисы, рост инфляции, безработицы (та инфляция и безработица в США получила название стагфляции), опрокинувшие «кривую Филлипса».

1971- валютный распад Бреттон - Вудской системы, падение золотого стандарта.

1973 и 1979 – «нефтяные шоки» (структурные)

Нефтяной шок 1973 стал главным толчком в мировом кризисе. Большинство производства базировалось на энергозатратных технологиях, а резкое возрастание цен на нефть в связи с проводимой политикой ОПЕК породило нефтяной кризис. Производство начало переориентацию всей промышленной базы.

Менее чем через год после «нефтяного шока» экономика западных стран была ввергнута в кризис перепроизводства - первый классический кризис за весь послевоенный период. Увеличение издержек производства, связанных с повышением цен на нефть, привело к росту себестоимости продукции почти всех отраслей хозяйства. Когда товарные запасы, имевши­еся осенью 1973 г. закончились, то начался стремительный рост оптовых и розничных цен. Вызванное им сокращение платежеспособного спроса в сочетании с ухудшением инвестиционного климата привело к снижению уровня производства на протяжении девяти месяцев 1974 г.

Так же это десятилетие - обострение холодной войны. США потерпело поражение во Вьетнаме (1973), исламская революция в Иране (1975), с другой стороны - неспособность СССР помочь Чили (1973) и опрометчивое введение советского военного контингента в Афганистан (1979), застой плановой экономики. Это породило новый виток обострения холодной войны и волны воинствующего антикоммунизма, так же раскол в кейнсиансах.

Вследствие президентских выборов с 1980 в США ведется политика в соответствии с рекомендациями Фридмана. Ее результаты оказались благоприятными для возобновления на Западе стабильного экономического роста при умеренной инфляции. 1980-1990- этап «великой умеренности» в США.

Итак, на фоне двух циклических кризисов перепроизводства 1974 и 1981 гг. экономика ведущих стран Запада оказалась втянута в длительный структурный кризис - кризис «смешанной экономики», основанной на сочетании массового производства, монополистической конкуренции и государственного регулирования «совокупного предложения» и «совокупного «спроса». Использование кейнсианских методов антикризисной политики не принесло успеха ни в одной из стран Запада. Ярким примером стал провал «левого эксперимента» во Франции, когда после прихода к власти социалистов в 1981 г. была осуществлена крупномасштабная национализа­ции, реализованы новые программы регулирования трудовых отношений и расширено финансирование социальных статей бюджета. Результатом стало массовое «бегство капиталов» за границу, свертывание деловой активности и еще большее нарастание социальной напряженности. После полутора лет «левого эксперимента» французскому правительству пришлось полностью отказаться от этой стратегии и перейти к «политике экономии».

Причины кризиса с экономической точки зрения:

*в учебнике об этом не сказано, это дополнительно*

Негативная динамика экономического развития отражает процессы более глубокие, нежели коле­бания нефтяного рынка. В основе ее лежала долговременная тенденция перенакопления капитала.

Признаки относительного перенакопления капитала начали проявляться уже на рубеже 1960-1970-х гг. Тогда начала уменьшаться скорость прироста производительности труда в промышленных отраслях, повысились удельные издержки производства (опережающий рост цен материальных издержек производства по сравнению с ростом цен на готовую продукцию). В то же время основной показатель относительного перенакопления - снижение нор­мы прибыли - долгое время не проявлялся. Это являлось результатом широ­комасштабного вмешательства государства в экономическую сферу. Стимули­рующая налоговая политика, льготное изменение нормы процента, прямое инвестирование со стороны государства, а также прямое или косвенное стимулирование потребительского спроса позволяли сохранять общий объем прибыли на достаточно высоком уровне. В свою очередь, это укрепляло стремление предпринимателей удерживать высокую норму накопления капи­тала, сохранять прежние темпы роста производственных мощностей. Таким образом, срабатывал обычный для монополизированной экономики механизм искусственного замедления перепроизводства-. Предприниматели, не желая терять рынки сбыта и сохраняя уверенность в модели массового производства и потребления, до последней возможности пытались компенсировать сниже­ние эффективности производства ускоренным ростом его объема. Кейнсианская система государственного регулирования, впервые столкнувшаяся с нара­станием структурных противоречий, не столько лечила эту болезнь, сколько загоняла ее вглубь.

Стремление предпринимателей искусственно сохранить норму на­копления капитала вело к изменению структуры прибыли. Снижение доли самофинансирования в общем объеме капиталовложений, сокращение собственных внутренних ресурсов накопления вело к возрастанию роли внешних источников финансирования - банковских займов, государствен­ных кредитов, дополнительного акционирования. Но это увеличивало и долю гак называемой «распределенной прибыли», которая передавалась внешним инвесторам и акционерам. Такое скрытое снижение нормы прибыли прослеживалось уже в конце 1960-х гг. А с 1969-1970 гг. начинается и прямое сокращение показателей нормы прибыли. События 1973 г. лишь ускорили этот процесс. Последовавший за ними скачок цен и начало циклического кризиса перепроизводства стали, таким образом, классическим прологом структурного экономического кризиса. Очередная «кондратьевская волна» завершилась.

Пагубное влияние кейнсианского регулирования выразилось в совер­шенно новом экономическом явлении - стагфляции (сочетание стагнации производства с ростом инфляции). Инфляция никогда не возникала в ходе обычных кризисов перепроизводства. Увеличение потребительских цен было невозможно на фоне общего снижения платежеспособного спроса и активизации ценовой конкуренции производителей. Но во второй половине XX в. инфляционные процессы коренным образом изменились. Устойчивое наращивание инфляции было результатом самых распрос­траненных кейнсианских методов регулирования - стимулирования сово­купного спроса посредством дефицитной бюджетной политики, создания избыточных кредитных денег (развития различных форм кредита, опережа­ющего реальный рост доходов населения). Но долговременное «накачива­ние» рынка массой избыточных денежных средств в 1960-х гг. создало кумулятивный эффект. Инфляция начала развиваться по спирали - эмиссия денежных знаков вызывала рост цен, рост цен требовал для обращения увеличения денежной массы, новый виток эмиссии порождал очередную волну инфляции и т.д. «Замкнутый инфляционный бег» подрывал механизм саморегулирования рыночной экономики. Особую остроту этой ситуации придавала проблема хронического бюджетного дефицита.

Билет 38.

Монетаризм - экономическая теория (зародилась в 60-е годы XX века), основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся и обращении, а также на осуществлении политики стабилизации экономики, ее функционирования и развития.

М. Фридмен – лидер монетаристского направления - считает, что на динамику ВНП (валового национального продукта) нужно влиять через деньги. Основными трудами М. Фридмена являются книги "Теория функции потребления" (1957 г.), "Становление денежной системы в США" (1963 г.), в которых излагаются основные положения теории монетаризма:

Изменение уровня цен (и величины номинального дохода) является результатом изменения денежного запаса. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, то есть долгосрочная пропорциональность между деньгами и ценами основана на стабильности денежного спроса.

В короткие и средние периоды времени (5-7 лет) деньги не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реального уровня занятости и дохода.

Количественная теория денег.

– главный регулятор общественной жизни - денежная эмиссия;

– количество денег в обращении определяется автономно;

– скорость обращения денег жестко фиксирована;

– эмиссия денег стабильна;

– изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

– исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

– поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике с опозданием, и это может привести к нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики.

Основные постулаты монетаризма:

– существует мгновенное отражение новой информации на кривых спроса и предложения, то есть равновесные цены и объемы производства сразу реагируют на изменение ситуации (появление новой технологии, изменение экономической политики);

– число государственных регуляторов снижается до минимума (кроме налогового и бюджетного регулирования);

– рациональный характер поведения экономических субъектов;

– предоставление полной информации для формирования ожидания состояния экономики субъектами экономических отношений;

– необходимость совершенной конкуренции, действующей на всех рынках;