Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕ...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
94.2 Кб
Скачать

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Реферат по литературе

на тему: Любовная лирика Цветаевой М.И.

Выполнила:

студентка 1-ого курса

группы № 241

специальность: архитектура

Ткачёва Екатерина Проверила: Ерилина Т.А. Оценка_______________

2015 Г. Н.Новгород.

План:

  1. Биография М.И. Цветаевой……………………………………………..2

  2. Начало творческой деятельности………………………………….4

  3. Любовная лирика……………………………………………………………….5

  4. Самоубийство и тайна могилы………………………………………7

  5. Анализ стихотворений…………………………………………………….9

  6. «Мне нравится, что вы больны не мной..»……………………9

  7. «Молодость»……………………………………………………………………11

  8. «Имя твое – птица в руке»…………………………………………….13

  9. «Расстояние: версты, мили..»………………………………………..15

  10. «Любовь! Любовь!»…………………………………………………………17

  11. Заключение……………………………………………………………………..20

  12. Источники и литература……………………………………..........26

1

Биография.

Мари́на Ива́новна Цвета́ева — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века.

Детство и юность.

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких произведениях поэтессы. Например, в стихотворении 1916 года:

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна.

2

Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая.

Марина начала писать стихи ещё в шестилетнем возрасте, не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом.

Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в ИталииШвейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко[6]; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

После смерти матери от чахотки в 1906 году остались с сестрой Анастасией, единокровными братом Андреем и сестрой Валерией на попечении отца, который знакомил детей с классической отечественной и зарубежной литературой, искусством. Иван Владимирович поощрял изучение европейских языков, следил за тем, чтобы все дети получили основательное образование.

3

Начало творческой деятельности.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы. (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность). Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия БрюсоваМаксимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этом же году Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник «Волшебный фонарь».

Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет».

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай НекрасовВалерий Брюсов и Максимилиан Волошин(поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 года — вышла за него замуж. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг».

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

4

Любовная лирика.

Сама Марина Цветаева, кажется, точнее всех сказала о своих стихах: «как брызги из фонтана, как искры из ракет». Ее поэзия, возникшая, как чудо, была настолько необычной и искрометной, что далеко не все ее поняли и приняли. Конечно, немалую роль в долгой безвестности Цветаевой для массового читателя сыграл ее отъезд из советской России в 1922 году. И даже когда в 1939 году она вернулась, ее имя оставалось известным очень немногим. Новая жизнь поэта началась только со второй половины 50-х годов, когда появились сначала отдельные подборки ее стихов, а затем и книги. По самому характеру своего темперамента она была сродни Маяковскому — тот же нравственный максимализм. Всеволод Рождественский был прав, когда говорил, что вся лирика Марины Цветаевой — «это непрерывное объяснение в любви... выражаемой требовательно, страстно». Эта страсть шла из глубин самой натуры поэта и могла обрушиться даже на того, кого она и в глаза не видала, но в котором почувствовала родство со своим внутренним миром. Таково ее чувство к Блоку, которого она увидела много времени спустя после того, как написала цикл стихов, посвященных ему. Таков ее «заочный роман» с Б. Пастернаком, вспыхнувший в письмах, когда их разлучали «расстояния, версты, мили». Ее любовная лирика — в высшей степени страстная (цыганская, по ее определению; напряжение так велико, что разрывало на части не только строку — отдельное слово), была вместе с тем и глубоко трагической от постоянно возникавшего в ней чувства одиночества, отсутствия собеседника, который был бы под стать ей самой. Ее дочь, которая была для нее и подругой, А. Эфрон, свидетельствовала: «Держатели» обыкновенных чувств и мыслей быстро утомлялись от необходимости взгромождаться на ходули или вытягиваться на цыпочках, от несвойственности навязываемого им Мариной напряжения, спрашиваемой с них ею работы ума и всех мускулов духа...» Если любовная лирика Ахматовой — это поэзия, исполненная прежде всего сознания человеческого достоинства, внутренней гармонии и сдерживаемой страсти, то цветаевская лирика — полное раскрепощение всех страстей, безудержная стихия бунтарской, разбойничьей, своевольной души, полное самозабвение, полная

5

самоотдача. Впрочем, и это не передавало в полной мере ее души: «Безмерность моих слов — только слабая тень безмерности моих чувств». Она сама предельно точно охарактеризовала и неразрывное единство свое с Ахматовой, и полную противоположность, написав еще в 1916 году выразительное восьмистишье: Не отстать тебе. Я — острожник. Ты — конвойный. Судьба одна. И одна в пустоте порожней Подорожная нам дана. Уж и нрав у меня спокойный! Уж и очи мои ясны! Отпусти-ка меня, конвойный, Прогуляться до той сосны! 26 июня 1916 Но побег был невозможен: слишком органична была скреплявшая их цепь русской лирики, гуманистической традиции. С необыкновенной силой выразила Цветаева всю боль и все вековые страдания женщины («Вчера еще в глаза глядел...»), одарив ощущением этой боли всех — и женщин, и мужчин,— превратив эту боль в сознание вины перед страданием человеческим, в сознание совести. Ее готовность принять на себя всю боль и за себя, и за любимого превращала ее в истинного Поэта — обнаженную мембрану, чувствилище страданий мира («Занавес»). Прав был П. Антокольский: «О чем бы ни писала, ни говорила Марина Цветаева, где-то рядом с темой первого плана подразумевается, затаенно дышит, а то и заглушает все остальное любовная радость или любовная тоска...

Когда же она впрямую говорит о своей любви, когда сама любовь диктует ей открыто,— голос Марины приобретает заклинающую и — незачем бояться слова! — колдовскую силу»

6