- •Особенности соотношения общительности и тревожности подростков
- •Оглавление
- •Глава 1. Теоретический анализ проблем общительности и тревожности подростков
- •Глава 2. Особенности общительности как системного свойства личности подростков
- •Глава 3. Особенности тревожности более и менее общительных подростков
- •Введение
- •Глава 1. Теоретический анализ проблем общительности и тревожности подростков
- •Основные подходы к исследованию общительности как системного свойства личности
- •Теоретический анализ исследований тревожности
- •1.3. Особенности общения и тревожности в подростковом возрасте
- •Глава 2. Особенности общительности как системного свойства личности подростков
- •2.1. Методика системного исследования общительности подростков
- •2.2. Содержательно-смысловые и инструментально-стилевые особенности и структурная организация общительности подростков
- •2.3. Особенности и психологическая структура общительности более и менее общительных подростков, обучающихся в школах с разными программами обучения
- •Глава 3. Особенности тревожности более и менее общительных подростков
- •Методика исследования тревожности подростков
- •Особенности и психологическая структура тревожности подростков
- •Особенности тревожности более и менее общительных подростков, обучающихся в школах с различными образовательными программами
- •Заключение
- •Список использованной литературы
1.3. Особенности общения и тревожности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте главным видом деятельности и потребностью подростка становится общение со сверстниками, которое является для них очень важным специфическим каналом информации, по которому они узнают многие необходимые вещи, скрываемые или не сообщаемые им взрослыми. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся особенным образом и социальный статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств [Суворова 1975: 158]. При этом, стремясь к пониманию и признанию у сверстников, взрослых как равноправных партнеров по общению подростки часто не рассматривают, а принимают их значимость лишь в плане источника организации и обеспечения их жизни [Прихожан 2004:121]. Подростковый кризис, который протекает по-разному, влияет на все стороны жизни подростков, часто дезорганизуя их личность, становясь причиной разных форм личностных нарушений и отклоняющегося поведения.
В общении происходит становление личности подростков, формирование важнейших ее свойств, в том числе эмоциональной сферы. Подростковый возраст, который наполнен огромным количеством ярких эмоциональных состояний, характеризуется и кризисами, эмоционально-личностными трудностями, переживаниями, среди которых есть место и тревоге, и страху. В этот период достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления "Я", обретения новой социальной позиции складываются, оформляются не только устойчивые формы поведения, черты характера, но и способы эмоционального реагирования, а вместе с потерей детского мироощущения появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Общение подростков представляет собой специфический вид эмоционального контакта, потому что сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. При этом процесс общения в подростковом возрасте в большинстве случаев сопровождаются сложными психологическими изменениями, которые связаны не только с расширением круга знакомых и объема общительности, развитием рефлексии и способности понимания себя и других людей, но и с ростом тревожности в связи с одной из самых распространенных коммуникативных трудностей подростков – их застенчивостью. Психологические исследования показали, что застенчивые отличаются пониженным уровнем экстраверсии, меньшей способностью контролировать и направлять свое социальное поведение при больших тревожности и склонности к нейротизму, переживаниями чувств одиночества, зависимости, беззащитности в процессе общения со сверстниками, родителями и педагогами, что приводит к эмоциональной и личностной дисгармонии и коммуникативным трудностям [Дубровина 1978: 38].
Для того, чтобы уменьшить проблемы, связанные с общением, подростки придумывают целый ряд хитростей и стратегических приемов, например, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, они действуют на некую «воображаемую аудиторию», создают свой «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий, поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, приводящим к эмоциональной дисгармонии и постоянным тревогам [Суворова 1975: 158].
Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение человека, его самоконтроль и самооценку, особенно в подростковом возрасте, который часто называют «возрастом тревог» по поводу своей внешности, проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками [Прихожан 1998: 120]. Повышенный уровень тревожности, свидетельствующий о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям, порождает общую установку на неуверенность в себе [Захаров 1996]. Одним из основных факторов, влияющих на появление тревожности у детей и подростков, являются родительские отношения (А.И. Захаров, А.М. Прихожан и др.). В связи с этим выделяют специфический вид тревожности – «семейную тревогу», под которой понимаются состояния плохо осознаваемой и плохо локализуемой тревоги у обоих или одного из членов семьи, проявляющейся сомнениями, страхами, опасениями в отношении здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений, стычек, конфликтов, возникающих в семье, и не распространяющейся на внесемейные сферы (производственную деятельность, соседские отношения и т. п). В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни (чувствах других членов семьи, родительской любви, неуверенность в себе), а также ощущение себя не значимым действующим лицом в семье, чувство беспомощности, неспособности вмешаться в ход событий в семье, направив его в нужном направлении. Данное семейно-обусловленное состояние тревожности во взаимодействии с характерологическими особенностями личности (в частности, явной сенситивной, психастенической, реже лабильной акцентуацией) оказывается важным «фактором почвы», участвующим в возникновении обсессивно-фобического невроза, острых аффективных реакций, а также острых реактивных психозов (в том числе реактивной депрессии), способствуя резкому усилению реакции на патогенную ситуацию [Эйдемиллер, Юстицкий: 1990].
А.М. Прихожан в процессе детального анализа зависимости тревожности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов от взаимоотношений в семье установлено, что эмоциональные трудности и проблемы чаще встречаются у тех детей, родители которых характеризуются личностными нарушениями, склонностью к неврозоподобным состояниям, депрессии и т. п.
При этом вероятным представляется влияние тревожности родителей на тревожность детей через подражание, воздействие на условия жизни ребенка (например, ограничение контактов со сверстниками, чрезмерную опеку и т. п.).
Наиболее часто у родителей тревожных детей отмечается чувство раздражения, и ребенок при общении с раздраженным взрослым, тем более особо значимым для него, испытывает острый дискомфорт и чувство вины, причину которой он чаще всего понять не может, что ведет к глубинной, «безобъектной» тревожности. Из-за нарастания тревожности и связанными с ней низкой самооценкой, неуверенностью в себе снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех, а это, в свою очередь, приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей, для чего близкие взрослые должны концентрировать внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, что снизит уровень его тревожности и будет способствовать успешному выполнению учебных заданий.
Иногда тревожность встречается у демонстративных личностей с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих при недостатке внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными», или при достаточном внимании со стороны взрослых, которое не удовлетворяет ребенка в силу его гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах, избалованности.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного – недостаток внимания, похвалы, которых он будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. В последнем случае более сложная задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные.
Если у детей демонстративность сочетается с тревожностью, возможен «уход от реальности». Они имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития [Прихожан 2000: 128].
Тревожные дети чувствуют себя в семье значительно менее уверенно, чем не тревожные, поскольку семья не дает им переживания межличностной надежности и защищенности. При этом тревожными подростками мать чаще воспринимается как принимающая, заботливая, но одновременно ненадежная и доминантная, отец – как и мать, принимающий, ненадежный, доминантный, но требовательный. В то время как эмоционально благополучный подросток в основном воспринимает мать как принимающую, заботливую и сочувствующую, отца – как принимающего, заботливого, но требовательного. Как видим, тревожные подростки в большей степени, чем их эмоционально благополучные сверстники, фиксируются на негативных характеристиках родителей и своего отношения к ним, родители в их восприятии отличаются непредсказуемостью и доминантностью, а также более слабой выраженностью принятия и заботы со стороны отца [Прихожан 2000: 128].
В подростковом и раннем юношеском возрасте, как и на более ранних этапах онтогенеза, с возникновением и закреплением тревожности связывают такие характеристики семейного воспитания, как непредсказуемость поведения родителей, создающую ощущение нестабильности, и их авторитарную, доминантную позицию, нарушающую чувство защищенности ребенка в семье, ограничивающую его социальный опыт, заставляя всецело ориентироваться на семью, формирующую чувства собственной зависимости и вины.
Исследуя причины тревожности, говорят и об ее природных предпосылках: генетически передаваемом родителями биологическом факторе повышенной ранимости М. Раттера [Раттер 1987: 134]; безусловных факторах, продуцирующих состояние тревоги, куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование, многократное повторение ситуаций, ведущих к закреплению тревожности как устойчивого образования (как свойства, черты, по терминологии Ч.Д. Спилбергера) [Мусина 1993; Рейковский 1979].
Таким образом, часто процесс общения подростков со сверстниками, родителями и педагогами сопровождается не только расширением круга знакомых, развитием рефлексии и способности понимать и принимать себя и других людей, но и напряженностью, неуверенностью в себе, чувствами одиночества, беззащитности, зависимости от родителей, повышенной тревожностью и даже склонностью воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность, что может привести не только к трудностям во взаимодействии с окружающими, но и к различным отклонениям в развитии их психических процессов, состояний, свойств (И.В. Дубровина, М.И. Лисина и др.).
В связи с этим исследование проблем тревожности подростков, от степени проявления которой во многом зависят успешность их обучения в школе, особенности межличностного общения и взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, эффективность адаптации к новым условиям, а также общее психофизиологическое состояние и здоровье (В.Р. Кисловская, А.В. Лукасик, А.М. Прихожан и др.), является очень актуальным.
Это тем более важно на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, в том числе в семье и школе, которые прежде всего влияют на динамику и содержание развития личности подростков, жизненных ценностей и т.д. и подростки оказываются в сложной ситуации выбора идеологических ориентиров, своего места в социуме, поиска и реализации себя в референтной группе и т.д.
Возникновению тревожности подростков может способствовать и ранняя профессиональная ориентированность в современных школах, выражающаяся в том числе в предпочтительном выборе общеобразовательной школы с обычной программой обучения, гимназических классов с углубленным изучением тех или иных предметов или лицея с программой повышенного уровня трудности. Особую популярность среди родителей, стремящихся дать лучшее образование своим детям, приобретают лицеи, которые призваны обеспечить повышенную подготовку по отдельным предметам различных циклов, а значит – раннюю профилизацию, создать максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала обучающихся, способствовать овладению ими навыками самостоятельной и научной работы. При поступлении ребенка в лицей обращается внимание на развитие общих и прежде всего интеллектуальных способностей, состояние здоровья и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом на программном материале повышенного уровня.
Однако условия и программы обучения в различных типах школ во многом определяют не только образование, но и становление личности, особенно в подростковом возрасте. Например, к повышению тревожности у лицеистов могут приводить слишком сложная программа, завышенные требования педагогов и родителей, жесткий соревновательный дух, боязнь отчисления и перевода в общеобразовательную школу из-за неуспеваемости по профильным дисциплинам и даже недостаток навыков общения со сверстниками в силу того, что все внимание направлено на достижение высоких результатов в учебной деятельности и времени для межличностного взаимодействия не хватает.
В связи с этим цель нашего исследования заключалась в выявлении соотношения особенностей общительности и тревожности подростков, в том числе обучающихся в школах с различными программами обучения, как устойчивых личностных образований, которые развиваются и проявляются в процессе общения и во многом определяют развитие их личности.
