Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы_уголовное право.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
670.21 Кб
Скачать

33. Мотив, цель и эмоциональное состояние как признаки субъективной стороны преступления

Мотив, цель и эмоции наряду с виной включаются в субъективную сторону преступления. Они имеют значение самостоятельных признаков и выполняют важную роль в определении и обосновании вины. В отличие от вины эти признаки являются факультативными. В случае указания их в норме Особенной части УК, определяющей конкретный состав преступления, мотив, цель и эмоции выполняют роль обязательных признаков

Мотив и цель преступления могут учитываться судом при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего наказание. Мотив сострадания является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «д» ст. 61 УК). Совершение же преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение признается обстоятельством, отягчающим наказание (п. «е» ст. 63 УК).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, возможно назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление (ст. 64 УК).

Мотив преступления — это обусловленное потребностями и интересами внутреннее побуждение к преступлению, внутренняя психологическая причина его совершения.

Мотивом преступления может быть сама потребность, эмоциональное переживание человека или особого рода психическое состояние, побуждающее человека к совершению преступления.

Мотивы умышленных и неосторожных преступлений различны по своему содержанию. Если мотивы умышленных преступлений связаны с устремлениями, обусловленными потребностями и интересами человека, то мотивы неосторожных преступлений — это, как правило, определенное состояние психики человека. Например, мотивом неосторожных преступлений являются недостаточная внимательность и сосредоточенность лица на возможных общественно опасных последствиях своего деяния, излишняя самоуверенность, нерадивость и т.д.

Мотив преступления тесно связан с виной лица в совершении преступления. Он выступает внутренней причиной, порождающей отрицательное отношение лица, совершившего преступление, к интересам общества, имеющей свое специфическое проявление применительно к умышленной или неосторожной формам вины.

Мотивы преступления всегда конкретны и зачастую указаны в диспозициях статей Особенной части УК, например, корыстный мотив, хулиганский, мотив национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды. Иногда в законе дается обобщенная характеристика мотива преступления. Например, в диспозиции ст. 137 УК, формулирующей состав «нарушение неприкосновенности частной жизни», в качестве альтернативного мотива преступления указана иная личная заинтересованность, под которой могут подразумеваться зависть, месть, карьеризм, протекционизм и т.д.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мотивов преступлений. Некоторые теоретики классифицируют мотивы по их характеру (например, корысть, месть, ревность). В зависимости от формы вины мотивы подразделяют на мотивы умышленных преступлений и мотивы неосторожных преступлений. По источнику формирования мотивы как результат взаимодействия условий внешней среды и внутренних психических особенностей человека классифицируют на ситуативные и личностные. В образовании ситуативных мотивов преступлений доминирующую роль играет внешняя среда, ситуация. Например, формирование ситуативного мотива преступления возможно под воздействием тяжелых материальных условий жизни, в результате виктимного поведения потерпевшего и других подобных ситуаций, обусловивших возникновение побуждения к преступному поведению. Происхождение личностных мотивов обязано доминирующему влиянию личностного стереотипа виновного, роль внешней ситуации практически исключена.

Наибольшую практическую значимость представляет классификация мотивов в зависимости от их моральной и правовой оценки, степени выраженности антиобщественных свойств. На основе этого критерия иногда мотивы подразделяют на низменные, лишенные низменного содержания и общественно полезные мотивы. Наиболее приемлемой в зависимости от названного критерия представляется следующая классификация:

1) мотивы с наиболее ярко выраженным антиобщественным содержанием (корысть, хулиганские побуждения);

2) мотивы крайне эгоистического характера (карьеризм, злоба и т.п.);

3) мотивы с изменчивым антиобщественным содержанием (месть, ревность, зависть);

4) мотивы, лишенные антиобщественного содержания (стремление отразить общественно опасное посягательство при превышении пределов необходимой обороны, стремление задержать и доставить в правоохранительные органы лицо, совершившее преступление, при превышении мер, необходимых для этого, ложно понятые государственные интересы и т.д.).

Приведенные классификации мотивов способствуют выяснению их роли в совершении конкретного преступления и их значения для решения вопросов об уголовной ответственности и уголовном наказании лица, совершившего преступление.

Цель преступления — это субъективное, мысленное представление лица о конечном результате своего деяния, к достижению которого оно стремится при совершении преступления. Цель преступления характеризуется направленностью в будущее, это мысленная модель предстоящего результата. Цель преступления — это то, ради чего лицо совершает преступление, она определяет направленность поведения. Цель присуща как материальным, так и формальным составам преступлений. В последних целью зачастую является само общественно опасное деяние.

Цель и мотив преступления тесно взаимосвязаны. И то и другое может выступать в роли стимула субъективной причины преступления. Но мотив и цель — это самостоятельные различные категории, характеризующие преступное поведение с разных сторон. Цель определяет направленность поведения, а мотив обосновывает причину избрания цели и способ ее достижения. Без мотива не возникают ни цель, ни решимость ее достижения. Однако по сравнению с мотивом роль и значение цели преступления более конкретны и ограничены, так как она (цель) характерна лишь для преступлений, совершаемых с прямым умыслом[47]. Поэтому если цель указана в диспозиции статьи Особенной части УК, то соответствующее преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Цель преступления необходимо отличать от общественно опасных последствий. Цель — сфера субъективная, последствия — объективная. Последствия — результат деятельности, цель — представление об этом результате. При достижении цели она может совпадать с последствием. Например, при оконченном хищении в форме кражи, грабежа завладение имуществом свидетельствует о достижении корыстной цели.

Эмоции — чувства, волнения, переживания — являются факультативным признаком субъективной стороны преступления. Уголовно-правовое значение имеют те эмоции, которые влияют на характер общественной опасности деяния и отражают субъективную сторону преступления и психическое состояние лица в момент совершения преступления. Примером могут служить составы преступлений, предусмотренные ст.ст. 106, 107, 113 УК, которым особую эмоциональную окраску придают состояние психического расстройства, не исключающее вменяемости, и состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффект). Эмоции, характеризующие отношение к уже совершенному преступлению (чувство раскаяния, страх перед наказанием или, наоборот, чувство удовлетворения, ощущение себя героем), не являются признаком субъективной стороны преступления.