
- •Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”
- •Действие первое.
- •(Затемнение, рассвет, соловьи, появляется васков)
- •( Занавес открывается, на сцене девушки – зенитчицы)
- •(Вбегает комелькова)
- •(Раздается покашливание, входит Васков, девушки быстро строятся)
- •Картина 6. На позициях
- •Действие второе (Комелькова, Бричкина, Четвертак, Гурвич Музыка «Лунная соната»)
- •Действие третье (Васков, Осянина, Гурвич, Четвертак)
- •(Музыка. Выходят женя, галя, лиза, соня)
- •Действие четвертое
- •(Васков уходит, раздается выстрел, музыка. Выбегает Васков)
А зори здесь тихие…
Сценарий по Б. Васильеву
Характеристики героев
Лиза Бричкина – дочь лесника, скромная, говорит на «о». Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Рита Осянина – вдова, есть сын, серьезная, надежная, ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.
Евгения Комелькова – первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье, которую потом расстреляли.Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.
Софья Гурвич – любит читать стихи, ее родители, скорее всего, погибли в минске. она в это время училась в москве, готовилась к сессии. в отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак - не знает своих родителей, ее подкинули в детский дом, но Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник.
Васков – говорит на «0», всегда строг с подчиненными, но справедлив, 30 лет отраду, пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет.
На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”
Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.
Рома
Я не видел войны, я родился значительно позже. Я ее проходил и читал про нее с детских лет. Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже: Есть и это, и то, только самого главного нет. Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом, Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно. Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом: Может быть, оттого, что об этом в словах не дано. Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда, Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг. Может быть, про войну слишком много и громко не надо, Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.
Гитара замолкает.
Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.
Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.
На сцену поднимаются ведущие в солдатских пилотках.
1-й ведущий.
Память, память за собою позови В те далекие промчавшиеся дни, Ты друзей моих погибших оживи, А друзьям живущим молодость верни. Память, память, ты же можешь, ты должна На мгновенье эти стрелки повернуть, Я хочу не просто вспомнить имена, Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
2-й ведущий.
Ты помнишь, солдат, много весен назад Полыхало закатами небо? Ты шел через боль и твердил как пароль, Как священную клятву: “Победа”. Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг, Алый стяг, озаривший полнеба? Ты помнишь друзей? К ним на несколько дней Опоздала в Берлине победа. Мир помнит, солдат, много весен назад Твое твердое слово: “Победа!”.
1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).
Ты помнишь этот день?
2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 2000 году.
1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 2001 году.
2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь к зрителям) мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война…
1-й ведущий. Война…
Звучит песня “Эх, дороги!..”
От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.
2-й ведущий. Это если читать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом – четверо суток, самолетом – четыре часа, а перебежками по - пластунски – четыре долгих года. 1418 дней! 34 000 часов!
1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”
2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии, это память сердца всего народа.
1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
2-й ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.
1-й ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной посвящается.
2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.
Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”
Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.
Юноши и девушки:
- Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая. - Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь. - Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем. - Может, кто и замуж выскочит. - Ага, или женится. - Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика. - А я вот хочу летчиком быть, испытателем. - А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии? - А я врачом, у меня и начальная подготовка есть. - А я мечтаю приносить людям добро. - А я мечтаю о любви… На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования.
Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!
Десятиклассник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года, наш 10-й “А”.
Десятиклассница. Нас 35.
Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.
Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.
Разрывы снарядов.
Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.
На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).
Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай, война, что же ты сделала, подлая…”.
На передний край сцены выходят 1 юноша и 1 девушка. Остальные уходят.
Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Девушка.
Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Юноша.
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина? Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…
Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина.
Действие первое.
(три девушки на сцене у берез)
1я. С чего начинается память…
С берез? С речного песочка? С дождя на дороге?
2я А если с убийства? А если со слез? А если с воздушной тревоги?
3я А если с звенящей слезы в облаках? Со взрослых, в пыли распростертых?
1я А если с недетского знания, как живое становится мертвым?
2я И в пять, и в пятнадцать и в 25 лет войной начинается память….
3я Здесь, в этой стране, где непомнящих нет, попробуем это представить…
(Затемнение, рассвет, соловьи, появляется васков)
ВАСКОВ. Федоту Евграфовичу этой весной исполнилось тридцать два и стариком он себя считать не согласился. А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в газа брызнуло таким неистово белым, таким тугим, да еще и восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром, младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия. Так нет же – уткнули носы в брезент и затаились. Вот с того дня и стал Васков кашлять на каждом углу, будто коклюшный.(убегает)