Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общее. Лекции, Человек и его потребности.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
11.49 Mб
Скачать

Вопросы для повторения и для семинара 1

  1. Объект, предмет и содержание учебной дисциплины.

  2. Цели и задачи изучения предмета.

  3. Дать определение следующих базовых понятий курса: потребность, нужда, нехватка, прихоть, желание.

  4. Дать определение следующих базовых понятий курса: мировоззрение, мотивация, культура, субкультура.

  5. Дать определение следующих базовых понятий курса: личность, эмоции, жизненный стиль, образ жи́зни, стиль жизни.

  6. Дать определение следующих базовых понятий курса: онтогене́з, филогене́з, или филоген́ия.

  7. Дать определение понятию «фемонология», «экзистенциализм».

  8. Типологизация − как универсальный метод по учебному курсу.

  9. Энерго-экономическая концепция технологических укладов как основа периодизации динамики потребностей человека.

  10. Методология учебного курса, этапы смены технологических укладов общества, их характеристика.

  11. Философско-антропологическая трактовка уникальности человеческих потребностей.

  12. Экзистенциально-феноменологическая антропология как введение в изучение человеческих потребностей

Литература

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие /Ю.Ю. Балакина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 285 с. (Высшее образование).

2. Больнов О. Философия экзистенциализма. − СПб.: Лань, 2006.

3. Вальверде К. Философская антропология. − М., 2001. − Гл. 1-2.

4. Вульф К. Антропология: История, культура, философия. − СПб., 2008.

5. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека (введение в антропологию). − СПб.: Евразия, 1998.

6. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с. – (Серия «Учебное пособие»).

7. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004. – Гл. 6–7.

8. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

9. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.

Лекция 2

Онтологические предпосылки уникальных потребностей человека.

Представление о человеке как социокультурном существе

План лекции:

1. Онтологическая уникальность человека

2. Живущее сознание как структура человеческого существования

3. Традиция и язык как структура человеческого существования. Взаимосвязь основных структур человеческого бытия и потребностей человека.

4. Основания постановки проблемы и эволюционные теории антропогенеза.

5. Креационистские и богословские концепции антропогенеза.

6. Выводы по лекции.

1. Онтологическая уникальность человека, сознание как структура человеческого существования. X. Плеснер описывал уникальность человека в мире через эксцентричность. Человек биологический нонсенс, неутомимый изобретатель не только неизвестных, но и ненужных природному универсуму алгоритмов действия. Подобная специфика человека обусловлена тем, что значение его существования предполагает личное волевое усилие.

Онтология (учение о сущем, о бытии как таковом) − раздел философии, изучающей фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности бытия.

Способность человека к бесконечному обновлению поведенческих моделей результат действия сознания. Реальность живущего сознания предельно описал основатель новоевропейской философии французский мыслитель XVII столетия Рене Декарт. Он постулирует, что посредством операции временного «выключения» диктатуры тела обнаруживает реальность сознания.

Результатом действия живущего сознания являются различные культурные преобразования, а инструментом расширения возможностей служит слово. Специфика сознания обуславливает наличие в человеке таких уникальных потребностей как стремление к расширению опыта, творческому смыслению и выражению индивидуальности.

2. Желание как структура человеческого существования. Желание вместе с нехваткой задает специфику расположенности в пространстве культурной традиции человека. Жизнь животного не знает ничего кроме тех нужд, к которым его предопределила природа, человек всегда пытается заглянуть за их границы. Он, никогда не обретает удовлетворенность, не обретает успокоенность. Это специфика человеческого желания, характеристикой которого выступает неудовлетворенность наличной средой. Аналитики неудовлетворимости человека Ф. Ницше, Ж.-И. Сартр, А. Камю, показывали, что именно желание делает возможным появление в мире чего-то нового и тем самым выступает, по сути, условием творчества. Именно на уровне желания человек это открытый поиск.

Рассмотрение механизмов культурной трансформации − труда и борьбы за признание демонстрирует специфическую организацию антропологического желания. Мотивом трудовой активности человека может выступать стремление к улучшению уже существующего. С этим связан продуктивный потенциал техники − ее способность открывать для человека новые возможности.

Специфика желания человека неотделима от стремления к признанию. Риск жизнью ради славы, согласно Гегелю, и является механизмом обнаружения сугубо человеческой специфики − животные не идут на риск ради обретения славы, поскольку последняя лишена инстинктивных оснований.

Человек в отличие от животного способен стремиться к желанию любви круглый год. Никакой механизм отбора не способен направлять наш любовный выбор, в то время как в животном мире именно он предопределяет избирательность объектов страсти. Человек демонстрирует необычную избирательность: женщина может предпочесть неудачника, а мужчина − отличать зачарованность от знаков соблазна и любовной тяги.

Итак, антропологическое желание вкупе с параметрами нехватки и жажды признания представляет основу, на которой развиваются такие фундаментальные человеческие потребности как потребность в труде, социальном статусе, в уважении и в любви.

3. Традиция и язык как структура человеческого существования. Взаимосвязь основных структур человеческого бытия и потребностей человека. Сознание и желание мотивируют потребность к творчеству. В силу трудоемкости творческого акта человек создает пространство культурной традиции, состоящее из правил совместной жизни, которые устанавливает и воспроизводит определенная общность организации материального быта: от технического инвентаря до правил застройки, поведенческие каноны, системы запретов и социальных статусов. Но ядром традиции выступает своеобразие ее духа.

Дух культуры не укладывается в схемы. Определенность действия понималась как воспроизведение принципов жизни предков, раскрывалась по-разному: например, культура − это идея Бога, или «коллективный бессознательный символ» пространства.

Иные трактовки культурной традиции были разработаны культурными и социальными антропологами. В этом контексте под культурной традицией, как правило, подразумевалась нормативная программа жизни, регулирующая поведение ряды ее представителей. В описаниях красивого человека разных и не соприкасающихся культур мы не бнаружим сходства. Чтобы показать, как это фактически реализуется, американский социолог И. Гофман создал теорию фреймов.

Фрейм − это участок социального пространства, предполагающий определенный канон поведения и речи.

По Гофману, вся социальная реальность раздроблена на фреймы, попадание в которые сопровождается сигналом о себе. Например, белый халат медика мы, как правило, без возмущения допускаем его к телу.

Но культурные традиции изменчивы, в основе создание эффективного алгоритма действия. Так рождаются поступки, языки, художественные образы, теории.

Итак, культурная традиция − это программа самосохранения коллектива, обеспечивающая устойчивость его привычного образа жизни.

Основанием потребности в безопасности жизни человека (необходимость питания, сна, жилища, одежды) служат именно культурная традиция, а не естество. Культурная привычка, задает содержание естественных потребностей на уровне своеобразия вида, в котором заявляют о себе естественные нужды, мы проявляем себя как носители определенного культурного опыта.

Для человека существует среда, попав однажды в которую, человек уже не сможет никогда ускользнуть от культуры − это язык. Язык − это не только воспроизводство установленных способов общения, язык допускает и построение новых, это продуктивный момент языка. При этом человек в силу нетипичности своего существования (оторванности от инстинктов) − открыт к любому из существующих языков.

Рассмотренная выше специфика человеческого существования выявило, что его основные структуры определяют и основные потребности человека. Потребность в творческом действии и в выражении своей индивидуальности есть следствие опыта живущего сознания.

Трудовая потребность и потребность в социальном признании держатся на неудовлетворенности человеческого желания естественным порядком вещей. Опыт любви, выходящий за рамки естественных инстинктов самосохранения и воспроизводства.

Потребность в общении, есть живое наследие языкового характера человека. Все проявления потребности в самосохранении формируются характером культурной традиции, которая корректирует биологический компонент существования человека.

4. Основания постановки проблемы и эволюционные теории антропогенеза. Понятие «антропогенез» (от греч. atithropos − «человек» и genesis − «происхождение») означает историческое происхождение человека в биологическом, психическом и социокультурном плане и, таким образом, описывает становление человека как вида.

Что отличает человека от животных? Исследователи антропогенеза в качестве таковых называют разум (абстрактно-понятийное мышление), общественные взаимоотношения, коллективную память, членораздельную речь, осмысленный труд, а также специфические биологические параметры человека (прямохождение, объем мозга, перпендикулярное положение большого пальца руки по отношению к остальным).

Каким образом и почему возникли названные атрибуты человека? Имеет ли смысл предполагать чудотворения, участие божественной воли? Рассмотрим некоторые попытки применить к антропогенезу категорию причинности в рамках эволюционного подхода.

Эволюционизм (от лат. evolutio − «развертывание») − общее название концепций, утверждающих, что все существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного постепенного изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Трудовая теория, основанная на дарвинизме и к взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса на труд, − это наиболее известная эволюционная теория. Переворот в биологии, совершенный Ч. Дарвином в середине XIX в., впоследствии навеки связался с тезисом «человек произошел от обезьяны». Однако данный тезис Дарвину не принадлежит. В 1866 г. Геккель и Фохт выдвинули идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от вида обезьяно-человека (по гречески «питекантропа»).

Трудовая теория антропогенеза была изложена Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Энгельс предположил существование сложного движения от биологических к качественно новым социальным закономерностям и обратно. В силу изменения природных условий жизни будущий человек в собственной деятельности стал чаще использовать камни, палки; кроме того, он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа. Это стимулировало развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Производство орудий труда послужило импульсом для развития речи: орудийная деятельность выступила тем коллективным процессом, включенность в который вызвала у людей «потребность что-то сказать друг другу», сформировала «предмет» для разговора, вследствие чего гортань изменила свою структуру, что и выступило биологической предпосылкой для развития речи. Открытие подобной последовательности взаимосвязей выступило для Энгельса основным аргументом в пользу обоснования труда как фактора превращения обезьяны в человека и вместе с тем главного отличительного признака человека от животных. Дело в том, что животные «трудятся» инстинктивно, а люди − целенаправленно, осмысленно, имея в уме результат. Этим, по острому выражению К. Маркса, наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы.

«Звено», которого недоставало теории антропогенеза, основанной на силшализме (от лат. simia «обезьяна»), в 1860-е гг. представлялось единственным связующим и по своим признакам чем-то средним между обезьяной и человеком. Впоследствии, благодаря успехам археологии, было открыто очень много подобных звеньев: перед учеными прошел целый «парад» многообразных существ, которых эволюционная теория поставила между ископаемыми высшими обезьянами и человеком.

Обнаружение ископаемых этих «средних» существ, привело выдающегося палеопсихолога XX века, создателя эволюционной теории антропогенеза Б.Ф. Поршнева к заключению о наличие на первоначальной арене человеческой истории животного вида, представители которого не являются ни обезьянами, ни людьми. Ученый, чтобы не употреблять термин «обезьяночеловек», предложил называть их троглодитидами.

Это были существа прямоходящие, но бессловесные, они заняли, по мнению Поршнева, экологическую нишу некрофагов (поедателей падали), поскольку не могли конкурентно бороться за пищу с высокоспециализированными для охоты хищниками.

Благодаря применению тяжелых и острых камней, троглодитиды стали высоко оснащенными раскалывателями, разбивателями, расчленителями крепких органических покровов. Тот же самый механизм раскалывания был перенесен ими и на сами камни для получения лучших рубящих-режущих свойств. Поршнев прослеживает, как в популяции троглодитид от архантропов (древнейших из гоминид − ископаемых человекообразных существ) отделились палеоантропы (древние гоминиды), усовершенствовавшие свою способность находить мясную пищу в самых разнообразных ландшафтах, жить в симбиозе с различными животными. Но и на них надвигался экологический кризис, связанный с колебаниями численности хищников и травоядных.

Теория антропогенеза, таким образом, призвана объяснить, как именно произошло расхождение (дивергенция) между палеоантропами (древними людьми) и неоантропами (людьми в собственном смысле слова).

Главным отличием человека от животных Поршнев считал наличие второй сигнальной системы (язык, речь). По Поршневу, речевая деятельность определяет все свойства и процессы человеческой психики. Она позволяет обобщать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение между людьми. Целенаправленная деятельность человека, в том числе и труд, отличный от механического, инстинктивного труда животных, предполагает сознательную цель, которая по аналогии с законом определяет способ и характер его действий. В качестве этой цели может предстать команда или аутоинструкция (намерение, план, замысел). Человеческий труд, таким образом, производен от способности человека формулировать для себя подобную инструкцию.