Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга Ситько Р.М..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
580.1 Кб
Скачать

17. Реальное и профильное образование в Области Войска Донского

Остановимся еще на одной характеристике Донской школы:

■ ни развивалась как школа жизни и труда. Развитие реального п профильного образования отражало особенности казачества, а нише природные социально-культурные особенности Донского i рая. Неоднократно перед Министерством просвещения и други- 111 ведомствами ставились вопросы о расширении преподавания предметов, «приспособленных к главной надобности войска Дон- | Iого», и к которым относили: сельское хозяйство, практическое счетоводство, коммерцию, хотя отдельные специальные классы открывались еще в 40-х годах XIX в.

Открытие на Дону во второй половине XIX в. целого ряда учебных заведений обеспечивало повышение уровня грамотности населения Донского края. Быстрое увеличение числа образо- нательных учреждений поставило перед войсковыми властями новую задачу. Срочно потребовались в большом количестве квалифицированные кадры для нормального обеспечения учеб­ного процесса и проведения полноценных занятий. Поэтому при Новочеркасской войсковой гимназии открыли специальное педагогическое отделение для подготовки учителей станичных школ. Вскоре выпускники педагогического отделения помогли гнять острую напряженность в кадровом обеспечении в системе народного образования на Дону.

Передовая интеллигенции, в первую очередь учителя, вы­ступала инициатором открытия различных школ грамоты, вос­кресных школ для взрослых. И хотя правительство не отпускало средств, эти школы возникали и существовали благодаря сочув­ствию и материальному содействию общественных организаций, частных лиц и местных учреждений.

С развитием промышленности и сельского хозяйства требо­валось все больше не только грамотных, но и профессионально подготовленных и высокообразованных людей. Буквально с пер­вых шагов Черкасского народного училища при нем открываются 4-х и 5-летние (рисовальные) классы для наиболее способных детей. Выпускники этих классов могли работать топографами, землемерами, потребность в которых остро ощущалась в земле­дельческом регионе ОВД.

Ознакомившись в 1867 г. с состоянием школьного дела в ЗВД, Министр народного просвещения граф Д. А. Толстой в Деле «О положении народного образования в ЗВД», направ­ленном в адрес наказного атамана, дал положительную оценку состояния училищного дела в Войске Донском. Однако он по­лагал, что училищное дело возможно «подвигнуть устройством технического училища в Грушевке... Несметные каменноуголь­ные богатства вокруг Грушевки сами собою обусловливают необходимость там специального училища, где преподавались бы черчение и общие понятия о геологии. Такое училище, ус­троенное в самом скромном размере, в состоянии было бы до­ставлять образованных приказчиков для шахт» (ГАРО, ф. Р-46, on. 1, д. 836, л. 2).

Данный документ заканчивался просьбой, с которой ми­нистр обращается к атаману: «Передавая эти мысли мои о пользе учреждения технического училища в Грушевке... на просвещенное усмотрение Вашего Превосходительства, я имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый государь, почтить меня сообщением по сему предмету Вашего заключения» (ГАРО, ф. Р-46, on. 1, д. 836, л. 5). Изучая данный документ, нельзя не обратить внимания на стиль изложения, культуру письменного общения: ведь это писал Министр просвещения!

Дело «О положении народного образования в ЗВД» было получено канцелярией наказного атамана 14 декабря 1867 г. В тот же день (без всяких провоЛочек, оперативно) наказной атаман Войска Донского генерал-адъютант Потапов направляет директору Новочеркасской гимназии и училищ господину Робуту записку следующего содержания: «С особенным удовольствием имею честь препроводить при сем к Вашему Высокородию копию с полученного мною отношения господина Министра народного просвещения о весьма лестном отзыве Гофмейстера графа Дмит­рия Андреевича Толстого относительно состояния вверенных Вам учебных заведений, как заключающим справедливую оценку трудов Ваших, которым учебная часть обязана в своем преуспе- нании, покорнейше прося Вас, милостивый государь, сообщить мне свое мнение по содержанию остальной части помянутого отзыва графа Толстого по предмету учреждения на Грушевском руднике технического училища с целью приготовления образо- ианных приказчиков для шахт...» (ГАРО, ф. Р-46, on. 1, д. 836, л. 31).

В ответ на это письмо директор Новочеркасской гимназии и училищ С. С. Робут уже 5 января 1868 г. сообщает войсковому тжазному атаману, что предложение об учреждении техниче­ского училища на Грушевке совпадает с теми мероприятиями, которые приняты Войсковым правительством в общей системе развития края и вырабатываются в настоящее время Горным управлением в войске Донском.

«При быстром развитии горного промысла в войске Дон­ском, — пишет директор, — Горное управление уже прежде осоз­навало необходимость учреждения на Грушевке технического училища для образования сведущих штейгеров и приказчиков для шахт, но до тех пор, пока рудник не имел постоянного населе­ния, при всем добром желании горного начальства, техническое училище на Грушевке не могло осуществиться. Ныне положение Грушевского рудника изменилось: 9 октября минувшего года Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о на­селении площади, занимаемой Грушевскими шахтами» (ГАРО, ф. Р-46, on. 1, д. 836 л. 32).

По указанию войскового начальства Горное управление со­ставляет Проект о техничебком училище на руднике, сознавая важность и необходимость «в скорейшем приготовлении сведу­щих штейгеров и приказчиков для шахт». Горное управление открывает для мальчиков, обучающихся в Грушевском приход­ском училище, практические курсы геологии и черчения, кото­рые впоследствии были преобразованы в постоянное техническое училище.

В среде казаков вместе с необходимым общим образованием распространялись ремесленные знания. Такая подготовка спо­собствовала изготовлению самими казаками предметов одежды и военного снаряжения для строевых частей. В 1886 г. в Ново­черкасске была устроена военно-ремесленная школа, в которой обучали шорному делу, а также седельному и другим ремеслам. Ввиду ее успешной деятельности, в Войске Донском затем были открыты еще три таких школы. Так, к примеру, в Каменской военно-ремесленной школе юношей обучали мастера в шорной, кузнечно-ковачной, седельной и портняжно-шапочной мастер­ских.

Развитие водных путей, наличие пристани и корабельной верфи на Дону требовало квалифицированных специалистов. Поэтому в 1876 г. в Ростове были учреждены «Мореходные классы имени генерала-адьютанта П. Е. Коцебу». В этих клас­сах в конце XIX в. учился будущий полярный исследователь Т. JI. Седов. На базе этих классов в 1902 г. открылось мореход­ное училище, в 1905 г. при нем было создано училище судовых механиков.

Для целей коммерческого образования в 1900 г. в Ростове были открыты на средства Ростовского купеческого общества, которое находилось в введении Министерства финансов, коммер­ческое училище (мужское и женское), а также Торговая школа (мужская и женская).

С возрастанием роли Ростова-на-Дону как крупного желез­нодорожного узла в нем в 1880 г. открываются железнодорожное техническое училище Министерства путей сообщения, ремес­ленное училище при детском приюте Ведомства императрицы Марии.

С развитием образования на Дону возникали предпосылки для воссоздания боевых традиций предков в специальном воен­ном образовании для профессиональной подготовки казачьего

Ш

воинства. Забота о подготовке знающих и образованных офице­ров проявляется в открытии в столице Дона Новочеркасского юнкерского училища (1869 г.), а также Донского кадетского корпуса (1883 г.).

По статистическим данным, в 1887 г. большинство учебных заведений ОВД содержалось за счет войсковых сумм: 2 классиче­ских гимназии, 3 прогимназии, реальное училище, учительская ■ пминария, духовная семинария, кадетский корпус, юнкерское училище, военно-ремесленная школа, военно-фельдшерская школа, аксайский мореходный класс, 2 духовных училища, .10.4 низших начальных школы. На содержание большей части н их училищ, а также на стипендии донских уроженцев при \ чебных заведениях Российской империи, ежегодно выделялось I 1,6 % общевойсковых расходов ОВД [8].

В 80-х годах XIX в. учебное дело в казачьих войсках ныло поставлено на практическую основу, развитие получили учебные заведения, соответствующие потребностям казачества. И :)той связи число войсковых стипендий в высших учебных * л ведениях было сокращено наполовину, а на освободившиеся г родства учреждались стипендии в кадетских корпусах для казаков.

С развитием образования возникали предпосылки для про­фессиональной подготовки казачьего воинства, специального поенного образования. Войсковым правительством расширяется сеть военных учебных заведений. Донцы предпринимали меры для сохранения для потомков лучших традиций предков, осо­бое значение в этом направлении придавалось специальному поенному образованию. Время диктовало новые требования к профессионализму казака-воина.

В 1869 г. в Новочеркасске было основано «Урядничье учи­лище» для подготовки казачьих офицеров, которое через год было переименовано в Новочеркасское казачье юнкерское учи­лище. В училище принимали юношей с 6-летним образованием, которые проходили подготовительный и специальный классы, после чего выпускались в чине хорунжего. Класс донских урядников служил для рополнения офицерским составом дон­ских батарей. В 1877 г. он был преобразован в класс казачьих артиллерийских юнкеров. Училище содержалось на средства войсковой казны.

В 1872 г. в Новочеркасске открывается Донская артилле­рийская школа и военно-фельдшерская школа как временная при областной больнице, в 1878 г. она была переименована в Новочеркасскую военно-фельдшерскую школу.

В 1883 г. в столице донского казачества по Указу импе­ратора Александра III был открыт Донской кадетский корпус «для подготовки детей офицеров к военной службе». С 1898 г. он носил имя своего основателя. На первый курс было принято 60 кадетов. В программе кадетского корпуса предусматривалось преподавание Закона Божьего, истории, русского, немецкого и французского языков, геометрии, алгебры, математики, физики, химии, рисования, танцев и военных искусств.

Следует особо подчеркнуть, что важное место в воспита­тельной системе кадетских корпусов дореволюционной России отводилось душевному труду. В официальных документах, определявших методику воспитания кадетов, наставникам предписывалось привлекать их к участию в благотворительной деятельности, к оказанию помощи сирым и убогим. Например, согласно «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» от 1886 г., выражение похвалы воспитаннику за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда оно сопровождается добрыми поступками, пожертвованием соб­ственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел.

После 7-летнего обучения в корпусе выпускники для продол­жения военного образования и получения офицерского чина пос­тупали в военные училища России: Николаевское инженерное, Николаевское кавалерийское, Михайловское и Константиновское артиллерийские училища. За годщ своего дореволюционного существования кадетский корпус подготовил целую плеяду та­лантливых донских офицеров и генералов, ставших гордостью донского казачества.

Кадетский корпус, созданный по ходатайству всего Вой­ска Донского Высочайшим повелением государя императора Александра III, стал через короткое время гордостью донского казачества и местом воспитания интеллектуальной и военной элиты.

В 1886 г. в Новочеркасске была устроена военно-ремеслен­ная школа, в которой обучали шорному, а также седельному и другим ремеслам. Ввиду успешной ее деятельности, в Войске Донском открываются такие школы в других станицах.

В 1893 г. открывается первая железнодорожная школа для рабочих в поселке Чертково. Названный в честь крупного земледельца из дворян Богучарского уезда, поселок сохранил имя И. Д. Черткова, который бесплатно уступил свои зем­ли для строительства железной дороги. В 1866 г. правление ОВД просило военного министра построить железную дорогу от южной границы Воронежской губернии до северной части Грушевско-Аксайской железной дороги, построенной в 1863 г. 15 ноябре 1871 г. было открыто однопутное движение поездов по прямому пути от Москвы до Ростова. Поселок при стан­ции был небольшим и состоял из бараков, землянок и других строений, расположенных вдоль железной дороги — церковь, больница, питейный дом, ночлежка, а дальше до самой реки Меловой — широкая степь. Построенная школа представляла собой одноклассное училище со сроком обучения 3 года. В шко­ле один учитель обучал 35 человек. Здание школы располага­лось напротив вокзала и было огорожено сплошным забором, служившим одновременно границей между Донской областью и Харьковской губернией. В 1897 г., по данным Всеобщей переписи населения Российской империи, в Чертково 59,6 % населения было неграмотным.

Своеобразным учебным заведением предстает военно-ремес- ленная школа (1894 г.) в Каменской станице. Школу возглавлял войсковой старшина М. А. 'Ермилов. В школе было 4 отделе­ния, которыми руководили преподаватели-мастера: шорное, портново-шапочное, кузнечно-ковочное, еедельное. Ученики, окончившие школу, получали соответствующие специальности и направлялись для обслуживания казачьих воинских частей. 15 те годы военно-ремесленные школы готовили отличных мас- теров-оружейников для казачьих частей.

С основанием на Донской земле военных училищ стали закрываться некоторые донские гимназии. Так, в 1898 г. были закрыты Усть-Медведицкая, Каменская и Нижне-Чирская про­гимназии, преобразованные в окружные училища. В компенса­

цию закрытых и преобразованных прогимназий была учреждена «Плодовая школа» с целью содействия развитию садоводства в ОВД. Тремя годами позже в Новочеркасске открылась воен­но-ремесленная школа, готовившая специалистов по пошиву военной одежды и снаряжения. Три таких школы несколько позже открылись на Дону.

Мастеров и машинистов для сельского хозяйства и фабрично- заводской промышленности стало готовить открывшееся в Ново­черкасске Атаманское техническое училище (1886 г.). Ремесло также изучалось при 5 городских и 25 станичных училищах, где удалось создать ремесленные отделения. Профессиональное изучение шелководства было организовано в 8 училищах, пре­подавание пчеловодства — в 10 училищах (34).

Осенью 1903 г. в станице Каменской открылось реальное училище (в настоящее время в здании бывшего реального учи­лища располагается педагогический колледж). Обучение, длив­шееся шесть лет, призвано было осуществлять распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». В училище большое внимание уделя­лось математике, физике, химии, черчению. Помимо основных дисциплин в нем изучали письмоводство, счетоводство, земледе­лие. Училище просуществовало до 1920 г. Все годы руководил училищем В. В. Маклецов. Учащиеся носили форму: темно-си­ние брюки с красными лампасами, синяя рубашка со стоячим воротником и темно-синий мундир. В зале реального училища по праздникам велось богослужение, на котором реалисты стоя­ли по одну сторону зала, а гимназистки — по другую. Младшие ученики помогали священнику.

Помимо этого существовали специализированные учебные заведения. Так, к примеру, профессиональное обучение девочек из бедных семей на благотворительные средства осуществляла таганрогская швейная школа. В некоторых училищах изуча­лось рукоделие: шитье, плетение кружева, вязание, в старших классах кройка. В высших начальных училищах при 8 уроках в неделю воспитанницы достигали значительных успехов не только в производстве обычных работ, но и в работах изящных, исполненных по чертежам и рисункам.

Особенно хорошо эта работа была поставлена в рукодельном классе при таганрогском женском высшем училище, в которое специально поступали для изучения «дамско-модного мастер­ства». Класс разделялся на 2 отделения, в которых ученицы в возрасте от 14 до 18 лет за 3 года получали свидетельство на авание мастериц или подмастерьев, в зависимости от успехов. Рукоделие и белошвейное мастерство изучалось и в швейной девичьей школе в г. Таганроге, которая содержалась на средства благотворительного общества.

Созданные модели учебных заведений находились в веде­нии и подчинении различных управлений, ведомств, обществ: пдминистрации ОВД, Министерства народного просвещения, Министерства юстиции, Министерства торговли и промышлен­ности, Главного военно-медицинского инспектора, Епархиаль­ного отдела и др.

Профильное образование было широко представлено в го­родах с развитием промышленности, их статусов. Так, развитие Ростова как города-порта потребовало специалистов в области речного и морского судоходства. На базе мореходных классов в 1902 г. открывается мореходное училище дальнего плавания, через год при нем открылось училище судовых механиков.

С развитием города как железнодорожного узла возраста- ет потребность в железнодорожных профессиях: открываются железнодорожное техническое училище, ремесленное училище при детском приюте. В профильном образовании обеспечивалась подготовка профессиональных специалистов в различных облас­тях жизнедеятельности Донского края.

Во всех типах женских училищ ученицы обучались ру­коделию. Помимо этого существовали и специализированные порлзовательные учреждения. Так, выпускницы Таганрогского училища дамско-модного мастерства овладевали навыками и умениями модисток высокого класса. Профессиональное обучение цепочек из бедных семей осуществлялось на благотворительные I родства.

Вхождение ОВД в торгово-экономические отношения конца XIX в. создавало насущную потребность в высокок­валифицированных специалистах. В 1885 г. одно за другим начинают свою деятельность Таганрогское и Ростовское ком­мерческие училища. Развивающиеся рыночные отношения на Дону с началом деятельности этих училищ получили стимул в лице их выпускников, занявшихся предпринимательской деятельностью.