Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Skrynnikov_-_Rossia_nakanune_smutnogo_vremeni.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.16 Mб
Скачать

Глава 8. Внешнеполитические успехи

Ивангород. XVII в. А. Олеарий. ГПБ

в последний раз «съехатца (со шведа­ми.— Р. С.) и покачати их про Руго­див» (Нарву.— Р. С.), чтобы принять их условия, в случае если шведы от­кажутся сдать Нарву 8. По условиям перемирия 1590 г., шведы очистили захваченные ими русские территории с крепостями Ям, Копорье и Иван-город.

Наступление в Ливонии было ус­пешным. Россия вернула себе морское побережье между Наровой и Невой. Однако главная цель кампании — овладение Нарвой и восстановление «нарвского мореплавания» на Балти­ке— так и не была достигнута.

Шведы не примирились с пораже­нием и потерей захваченных ими кре­постей. Правда, без военной поддерж­ки Речи Посполитой они не решались на крупные военные операции против России, но в 1590 г. их отряды совер­шали набеги на Кольский полуостров и окрестности Ивангорода 9.

Готовясь к продолжению шведской войны, Россия искала примирения с Речью Посполитой. Еще в кон­це 1589 г. московское правительство

предприняло попытку возобновить пе­реговоры с поляками, прерванные по­сле избрания королем Сигизмунда III. 10 января 1591 г. польские послы в Москве подписали соглашение о пере­мирии на 12 лет. Русское правительст­во обязалось в «перемирные годы» не нарушать границ шведских владе­ний в Прибалтике10. Король Сигиз­мунд III попытался аннулировать со­глашение, поскольку послы в несколь­ких пунктах отступили от данных им инструкций. После ряда проволочек 15 декабря 1591 г. договор все же был ратифицирован Речью Посполитой. В условиях резкого ухудшения военно­го положения России в начале 1591 г., когда над страной нависла угроза одновременного вторжения со сторо­ны Крыма и Швеции, перемирие с Речью Посполитой явилось крупным успехом русской дипломатии.

Заключив военный союз с Кры­мом, шведский король Юхан III сос-редоточил на русской границе боль­шую армию под командованием К. Флеминга. По шведским данным, она насчитывала 17882 солдата11.

88

Глава 8. Внешнеполитические успехи

Крымское ханство и стоявшая за его спиной Османская империя моби­лизовали для войны с Россией еще бо­лее крупные силы. Целью татарского вторжения стала Москва. В случае ус­пеха татары и турки получили бы воз­можность значительно расширить сфе­ру экспансии в Восточной Европе. 10 июня 1591 г. сторожевые станицы донесли «с поля» о движении хана Казы-Гирея со всей ордой к русским границам. Крымские перебежчики по­казали, что с ханом идет к Москве до 100 тыс. всадников. Во вторжении по­мимо Крымской орды участвовали Малая Ногайская орда (Казыев улус), турецкие отряды из Очакова и Белго­рода и янычары. В распоряжении ха­на находилась также полевая артил­лерия с турецкими пушкарями 12.

Татары сожгли незащищенные предместья Тулы и 26 июня вышли на берег Оки. Бояре с полками заблаго­временно выступили на Оку, оставив в Москве небольшой гарнизон. Коман­дование предполагало остановить та­тарское вторжение на переправах че­рез Оку. Но царь Федор и его окру­жение проявляли беспокойство по по­воду возможного прорыва подвиж­ной татарской конницы и выхода ее в тыл русской армии. Следуя указу из Москвы, главнокомандующий князь Ф. И. Мстиславский 28 июня отдал приказ об отходе армии на Пахру, чтобы надежнее прикрыть ближние подступы к столице.

На другой день из Москвы на по­мощь Мстиславскому выступил Борис Годунов. В его подчинении находи­лись «государев двор», наспех собран­ные подкрепления и вся артиллерия. Татар ждали со стороны Серпухова и Калуги. Поэтому Борис расположил свой укрепленный обоз — «гуляй-го-

род» в Замоскворечье, между Серпу­ховской и Калужской дорогами, за пределами посада. 1 июля Мстислав­ский провел смотр своих полков на лугах под селом Коломенским. На другой день он получил приказ перей­ти к Котлам, поближе к годуновскому обозу. 3 июля для наблюдения за дви­жением татар воеводы выслали на Пахру отряд в 200 человек. Спустя два часа дозорный воевода прискакал к обозу весь израненный и сообщил о переходе татар через Пахру. Мстис­лавский спешно оставил Котлы и ото­шел к Данилову монастырю, куда при­был также и Годунов со всем обозом и артиллерией 13. В третьем часу дня 4 июля хан Казы-Гирей занял Котлы. Воеводы выслали по Серпуховской дороге навстречу татарам конные дво­рянские сотни. Ожесточенные стычки продолжались до глубокого вечера. Крымцы потеснили конные сотни и подошли вплотную к «гуляй-городу». «Государев Разряд 1598 г.» утвер­ждал, будто крымский хан «присту­пал» к русскому «гуляй-городу» «со всеми людми». Бояре и воеводы, «сшедчися полки», с ханом и «с царе­вичи» бились весь день, с утра и до вечера, и «у крымского царя, у Казы-Гирея, многих людей побили» 14. Про­странная редакция Разрядных книг описывает события иначе: сам крым­ский хан не выступал к «гуляй-горо­ду», а направил «царевичев со многи­ми крымскими людми травитись про­тив Даниловского монастыря». Бояре и воеводы выслали из «гуляй-города» конные сотни и «велели им с крымски­ми людми травитись». Стычки («трав­ля») у «гуляй-города» были не более чем пробой сил. Недоброжелательный по отношению к Годунову автор «Но­вого летописца» записал, что «люди...

89