Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Skrynnikov_-_Rossia_nakanune_smutnogo_vremeni.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.16 Mб
Скачать

Глава 6. Уступки дворянству

новского указа об «обелении» поме­щичьей запашки. Указ стал важной вехой в истории феодального дворян­ства. С одной стороны, он способство­вал преодолению внутренних противо­речий между различными прослойка­ми и группами феодалов, одни из ко­торых обладали феодальным иммуни­тетом («тарханами»), а другие долж­ны были платить подати с собствен­ной пашни. Указ благоприятствовал консолидации различных групп слу­жилых людей в единое и замкнутое феодальное сословие. С другой сторо­ны, «обеление» барской запашки впер­вые провело резкое разграничение между податными сословиями и при­вилегированным классом феодальных землевладельцев.

Полное освобождение от тягла не-

большой запашки, имевшейся в усадь­бе любого мелкого помещика, должно было по замыслу правительства гаран­тировать служилой мелкоте мини­мальный доход, спасти ее от нищен­ской сумы в голодный год и крепче привязать к поместью. Годуновский указ помог приостановить разорение низшего дворянства и замедлить про­грессирующее запустение поместного земельного фонда.

Мероприятия по «обелению» дво­рянской пашни свидетельствовали о том, что в начале 90-х годов прави­тельственная политика все больше отвечала интересам наиболее много­численных средних и низших слоев дворянства. В том же плане следует рассматривать и законодательство по крестьянскому вопросу.

Глава 7

ДЕЛО НАГИХ

Вскоре после смерти Грозного ца­рица Мария и ее сын Дмитрий вы­нуждены были покинуть Москву. По завещанию, составленному за много лет до смерти, Иван IV распорядил­ся выделить в удел вдове город Рос­тов, а ее возможному сыну — Углич и три других города. Царица Мария Нагая не получила никаких земель отдельно от сына. Осведомленные русские летописи утверждают, что в последнем завещании Грозный «пове­ле дать удел град Углич со всем уез­дом и з доходы» младшему сыну ца­ревичу Дмитрию 1. Над царевичем и его матерью скорее всего была учреж­дена боярская опека. Именно поэтому в уделе не была образована Боярская дума 2.

Федор отпустил младшего брата на удел «с великой честью», «по цар­скому достоянию». В проводах участ­вовали бояре, 200 дворян и несколько стрелецких приказов. Царице было на­значено содержание, приличествовав­шее ее сану3. Но никакие почести не смогли смягчить унижение вдовствую­щей царицы. Удаление Нагих из сто­лицы за неделю до коронации Федора имело символическое значение. Вла­сти не пожелали, чтобы вдова царица и ее сын присутствовали на корона­ции в качестве ближайших родствен­ников царя.

После распада опекунского совета положение Нагих в Угличе измени­лось. В столице княжества водворился государев дьяк М. И. Битяговский. В приказном мире его имя было широ­ко известно. Одно время он был глав­ным дьяком Казанского края. Как помощник первого боярина князя Ф. И. Мстиславского, дьяк провел дворянский смотр во Владимире. В описях архива сохранилась такая за­пись: «Володимер. 98-го году смот­ру боярина князя Федора Ивановича

74