Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Skrynnikov_-_Rossia_nakanune_smutnogo_vremeni.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.16 Mб
Скачать

Глава 12. Закрепощение крестьян

после 1588—1589 гг. Предыдущие заповедные годы (1581—1587) прак­тически аннулировались. Вместе с ними было изъято из употребления и само понятие «заповедные лета», так и не успевшее приобрести универ­сальное значение.

Введение пятилетнего срока сыска крестьян знаменовало решительный поворот в ходе закрепощения. Чрез­вычайные и временные меры стали превращаться в постоянно действую­щие установления. Сознание совре­менников четко уловило и зафикси­ровало этот рубеж. Никольские мо­нахи в 1592 г. жаловались, что их крестьяне сбежали от них «без от­казу беспошлинно». Они не могли сослаться ни на какие новые законы царя Федора, воспрещавшие выход, и по старинке апеллировали к отжив­шим нормам царского Судебника. Прошло три года, и старцы Пантелей­монова монастыря в Деревской пятине смогли сослаться на «указ» Федо­ра: «Ныне по нашему (царскому.— Я. С.) указу крестьяном и бобылем выходу нет» 71. На основании приве­денных слов В. И. Корецкий попы­тался реконструировать неразыскан­ное Уложение царя Федора 1592 г., состоявшее, по его мнению, из мно­гих пунктов и формально отменив­шее Юрьев день 72. Однако имеющая­ся фактическая база слишком узка для широких реконструкций.

Возможно, слова пантелеймонов­ских старцев не были цитатой из «указа» Федора, а носили обобщен­ный характер. Иначе говоря, они от­разили тот перелом, который произо­шел в правосознании современников в связи с длительной практикой воз­вращения тяглых крестьян на их ста­рые наделы в рамках общих финансо-

вых мероприятий правительства Го­дунова, а также в связи с ограниче­нием в 1594 г. срока подачи исков о крестьянах четырьмя годами (уроч­ные годы). Как бы то ни было, чело­битная старцев 1595 г. обнаружила тот факт, что меры правительства по временному урегулированию тягла переросли первоначальные узкие рам­ки и вылились в общий запрет выхо­да и для крестьян, и для бобылей, которые не принадлежали к разряду тяглого населения. Бобыли не могли теперь покинуть землевладельца, по­тому что стали «крепки» земле. Та­ким образом, прикрепление сельского населения утратило исключительно фискальный характер.

Открытие В. И. Корецким новых документов по истории крестьянст­ва положило конец давней полемике по вопросу об участии государства в прикреплении крестьян к земле. Можно считать окончательно уста­новленным, что правительство царя Федора принимало самое непосредст­венное участие в отмене Юрьева дня. По мнению В. И. Корецкого, «указ царя Федора о запрещении крестьян­ского выхода, видимо, представлял собой настоящее уложение, регулиру­ющее различные стороны взаимоот­ношений крестьян и феодалов, обоб­щающее и развивающее в новых ус­ловиях предшествующее законода­тельство по крестьянскому вопро­су» 73. В. И. Корецкий как бы пред­лагает продолжить поиски утерянного текста, которые начаты были полто­ра века назад и пока не увенчались успехом.

Уложение царя Федора едва ли когда-либо будет разыскано. Опира­ясь на строго проверенные показания источников, можно лишь высказать

177