Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции распечатать мат-л.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.36 Mб
Скачать

2. Виды музицирования на клавишном синтезаторе.

Помимо аранжировки и исполнения музыкальных произведений, в процессе занятий в классе синтезатора практикуются иные виды музицирования: игра по слуху, игра в ансамбле, импровизация и композиция.

Игра по слуху включает в себя аранжировку и исполнение музыкальных произведений, поэтому она наиболее близка самому активно задействованному виду учебной деятельности на основе электронных инструментов — работе над музыкальным произведением. Разница с последней заключается в том, что вместо нотного оригинала учащиеся в этой деятельности опираются на слуховые представления о его звучании.

Для развития музыкального творчества это полезно вдвойне. Во-первых, развивается музыкальная память (подбираемую музыку надо сначала вспомнить), музыкальное воображение (все, что память выпустила, придётся дополнить в своем воображении — досочинить).

Во-вторых, воспроизводя во время занятий по памяти свои любимые мелодии, ученик, особенно на начальном этапе обучения, обретает положительную эмоциональную установку на эти занятия. К тому же игра по слуху является наиболее вероятной музыкальной деятельностью ученика после окончания учебного курса, и приобщение к ней самым непосредственным образом отвечает одной из важнейших задач массового музыкального образования — подготовке любителя музицирования.

Интерактивная природа клавишного синтезатора облегчает процесс выработки навыков игры по слуху. Ряд операций этой деятельности совпадает с игрой по слуху на фортепиано: спеть мелодию, подобрать её на клавиатуре, подобрать бас и аккорд по басу. Но последняя операция — подбор фактуры — иная: вместо игры вживую на интерактивном инструменте надо выбрать какой-либо паттерн автоаккомпанемента, который своим многотембровым орнаментом расцветит берущуюся на клавиатуре последовательность аккордов.

Таким образом, партия левой руки упрощается, а художественный результат при этом становится намного более ярким. Кроме того, электронное звучание нужно выстроить с помощью звукорежиссёрских средств, что, также улучшая художественный результат, вписывает данную деятельность в контекст электронного музыкального творчества.

Игра на электронных инструментах в ансамбле акцентирует исполнительскую составляющую музыкальной деятельности. Ученикам, даже способным самостоятельно и в полном объеме выполнять аранжировку музыкальных произведений в процессе игры на своем инструменте, трудно сделать грамотную партитуру для ансамбля. Эту задачу, как правило, берет на себя педагог при соучастии в её решении учеников.

Такое упрощение композиторской составляющей музыкальной деятельности при игре в ансамбле синтезаторов уравновешивается возрастанием сложности её исполнительской составляющей, которая приобретает в данной деятельности свойственную всем видам коллективного музицирования специфику. Ученик в оркестре, хоре, ансамбле синтезаторов или смешанном составе электронных и механических инструментов, исполняя свою партию, должен научиться соотносить её со звучанием всего ансамбля по темпоритму, динамическому балансу, а также по интонационной слаженности.

А обращение к электронному ансамблю, помимо решения данных задач, вызывает необходимость тембровой и звукорежиссерской корректировки как каждой партии, так и ансамбля в целом. Это осуществляется с панели каждого инструмента и с помощью микшерного пульта. Притом, как показывает учебная практика, общее звукорежиссёрское микширование звучания ансамбля с участием электронных инструментов вполне доступно школьникам.

Синтезатор, уступая традиционным механическим инструментам в живости интонирования, намного превосходит последние в тембровом разнообразии. Он с успехом имитирует любой оркестровый тембр и выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию — мелодии, баса, гармонической и ритмической фигурации, подголоска и педали. Даже небольшим числом синтезаторов (3–4) можно создать иллюзию оркестрового звучания, и достижение такого эффекта, связанного с игрой на сцене всего нескольких учеников, всегда вызывает живую ответную реакцию аудитории.

Все эти привлекательные свойства музицирования в ансамбле синтезаторов, а также синтезаторов с традиционными инструментами способствуют активному развитию данной деятельности в учебной практике учреждений художественного образования.

В отличие от игры в ансамбле, импровизация и композиция сегодня, на первоначальном этапе развития электронного музыкального творчества, в отечественной системе художественного образования ещё не получили адекватного их потенциалу места в обучении по классу синтезатора. Между тем, эти виды продуктивного музыкального творчества, так же как связанные с игрой на музыкальном инструменте, непосредственно примыкают к ведущей в данной учебной деятельности сфере — к работе над музыкальным произведением, поскольку последняя включает в себя в качестве неотъемлемой составляющей композиторский элемент — аранжировку музыкального произведения. И, обретая в этой работе «плацдарм» развития продуктивного музыкального творчества, ученики легко могут переходить к её смежным формам — импровизации и композиции.

Импровизация — это один из наиболее древних видов музыкального творчества, в котором пока не произошло разделения музыкальной деятельности на композиторскую и исполнительскую составляющие. Сочинение музыки непосредственно во время её исполнения продолжает активно развиваться в современной музыкальной культуре, составляя основу многих направлений музыкального искусства (джаз, рок, авангард, различные ответвления электронной музыки и др.) и музыкального образования (системы Э. Жак-Далькроза, К. Орфа и др.).

И современные электронные инструменты открывают самые заманчивые перспективы в развитии импровизации как элемента музыкальной учебной деятельности.

С одной стороны, продукт этой деятельности значительно усложняется и предстает в своем более привлекательном для учеников виде. С помощью цифровых инструментов удается выйти за рамки привычных в массовом музыкальном образовании форм импровизации — кратких одноголосных попевок. Синтезатор предоставляет ученику возможность создавать развернутые построения, в которых мелодический орнамент развивается при поддержке автоаккомпанемента, отличающегося богатством рисунка своих голосов и многотембровостью.

С другой стороны, интерактивная основа этих инструментов делает достижение оркестровой полноты импровизационного звучания лёгким (аккорды автосопровождения можно брать буквально одним пальцем левой руки в режиме их упрощенного взятия) и доступным каждому, включая маленьких учеников.

Импровизация, в том числе при обращении к синтезатору, требует от музыканта волевых качеств и воображения. Стимулом волевых проявлений ученика становится быстро возникающий интерес к этой деятельности, который обусловлен яркостью получаемого продукта при её относительной простоте.

Воображение развивается в процессе приобщения к необходимым в данной сфере знаниям и по мере обогащения творческого опыта. Ключевой проблемой создания многоголосной, основывающейся на гомофонно-гармоническом складе фактуры импровизации является достижение гармоничности взаимодействия между мелодическим орнаментом и голосами сопровождения.

Соответственно, для успешного решения этой проблемы ученик должен знать основные понятия, связанные с гармонией (интервалы, лады, аккорды, тональные функции), фактурой (ее компоненты, функции голосов гомофонно-гармонического склада) и их взаимодействием в формообразовании (роль обоих средств в построении композиционной формы, во взаимодействии с мелодической линией, блюзовый квадрат и т.п.).

Не менее важны и знания о выразительных возможностях мелодической орнаментации, в частности, о том, какие её элементы обусловливают возрастание напряженности звучания (восходящая линия, высокий регистр, глиссандо, скачки, мелкие длительности, трели, акценты, крещендо), а какие — спад его напряженности (нисходящая линия, крупные длительности, паузы, диминуэндо).

Но самое главное для развития импровизации — умение претворять эти знания в практические действия. Опыт в данной сфере накапливается постепенно, и о его уровне можно судить по степени органичности взаимодействия между создаваемым в ходе импровизации мелодическим рисунком и сопровождением.

На предварительном (нулевом) уровне развития такой деятельности ученик, пытаясь импровизировать мелодию, не вписывается в ритмогармоническую сетку сопровождения. На первом, начальном уровне её освоения он вписывается в эту сетку по ритму. Выходя на этот этап (что происходит довольно быстро), младший школьник с большим увлечением занимается импровизацией, поскольку любые извлеченные в партии правой руки звуки, если они соответствуют ритму автоаккомпанемента, на слух могут трактоваться как аккордовые, проходящие, вспомогательные, задержания и тем самым составлять с аккомпанементом более или менее слаженное целое.

На втором уровне освоения импровизации ученик выстраивает мелодический рисунок в соответствии не только с ритмом сопровождения, но и его с гармонической основой. То есть в своей игре он проявляет способность дифференцировать аккордовые функции звуков и предслышать их комбинации, формирующие интонационно осмысленные построения — мотивы, фразы, предложения. И, наконец, третий уровень развития импровизации связан с освоением характерных приёмов, свойственных конкретному импровизационному стилю — джазу, року или, скажем, сопровождению «немых» кинофильмов.

Условия успешного продвижения ученика в данной деятельности: систематические упражнения в игре характерных для определенного стиля мелодических построений, аккордовых цепочек, что позволяет накопить и «держать в пальцах» достаточное количество игровых моделей — «кирпичиков», из которых будет строиться импровизация, и выработать навык быстрого перехода между ними; выработка у ученика требовательности к своей деятельности, не позволяющей ему брать в процессе её осуществления случайных нот (перед игрой на инструменте импровизацию бывает полезно сначала спеть); приобщение к ансамблевой практике в данной деятельности, развивающей представление о её коммуникативной направленности; обогащение слухового опыта — знакомство с эталонами какого-либо импровизационного стиля, необходимое для его практического освоения.

Специфика приобщения к импровизации на основе электронных инструментов заключается не только в облегчающей данную деятельность интерактивности этих инструментов, но и в их акустической автономности. Быстрый или медленный темп импровизации, преобладание мелких или крупных длительностей мелодического рисунка, плотное или прозрачное изложение голосов сопровождения — всё это требует разных подходов к построению виртуальной акустики. И успешное решение данной задачи обусловливает причастность освоенной учеником на том или ином уровне импровизационной деятельности к электронному музыкальному творчеству.

Цифровые технологии значительно облегчают и приобщение учащихся к наиболее сложному, элитарному виду музыкального творчества — композиции, значение которой в массовом музыкальном образовании соответственно значительно возрастает.

Главным принципом формирования и развития данной деятельности ученика является сочетание его творческой практики и изучения музыкальной теории, без которой эта практика пойдёт по кругу, оставаясь на уровне своих первоначальных проявлений. Поэтому учебный процесс строится на основе выполнения учеником творческих заданий возрастающей сложности и попутного освоения им необходимых для этого музыкально-теоретических понятий.

Первые творческие задания на занятиях по синтезатору мало чем отличаются от традиционных, практикующихся в общеобразовательных и музыкальных школах. Это может быть досочинение ответного ритмического рисунка, одноголосной фразы, составление мелодии на основе нескольких предлагаемых заготовок — мотивов и фраз (музыкальные головоломки), придумывание мелодии песни на основе стихотворений и инструментальной мелодии на определенный сюжет, рисунок, поэтический образ и т.п.

В дальнейшем актуальными становятся совершенствование тематического материала — его более критический отбор обусловливает отход от поверхностно-импровизационного характера создаваемого произведения и достижение его большей яркости и содержательности; работа над гармонической основой сопровождения, связанная с преодолением её тонико-доминантового однообразия; работа над фактурой, обогащающая рисунок аккомпанемента; работа над полифонией, позволяющая отказаться от стандартных аккомпанирующих рисунков, и композиционной формой, предоставляющая ученику возможность сочинять не только миниатюры, но и произведения крупной формы, например рондо и вариации. Данные творческие задачи требуют соответствующего музыкально-теоретического обеспечения — знания по мелодике, полифонии, гармонии, фактуре и композиционной форме должны быть усвоены учеником в объеме, необходимом для решения этих задач.

Их доступность обеспечивается интерактивностью цифрового инструментария. Синтезатор, в частности, облегчает построение сопровождения мелодии, предлагая пользователю на выбор значительное число его специально приготовленных шаблонов (паттернов). Он имеет обширные банки высококачественных звуков и шумовых эффектов, что также упрощает процесс сочинения.

Особую проблему представляет собой создание сонорной композиции, что является новой актуальной при обращении к цифровым технологиям сферой творчества ученика. Такая деятельность может строиться на основе имеющихся в памяти инструмента или новых синтезированных учеником звучаний.

Как и работа с традиционным звуковым материалом, она подчиняется общим законам создания композиции. Это, прежде всего, содержательная направленность в применении музыкальных средств, следование принципам тождества, контраста и вариационности в развертывании формируемых ими интонационно значимых построений.

Отличие от работы с тоновым звуковым материалом состоит в отсутствии привычного тематического материала и мотивного развития, гармонической основы музыкальной ткани, функций голосов фактуры, композиционной структуры по образцу музыки песенно-танцевальных жанров.

Зато строящаяся на сонорах электронная музыка характеризуется ярким колоритом, сквозным развитием, необычной пространственной конфигурацией звучания. Ясности и выразительности звучания будет отвечать такое взаимодействие между сонором и фактурой, когда усложнение первого ведёт к упрощению второй, и наоборот.

Не следует при создании такой музыки забывать и об ограниченности виртуального электроакустического пространства и перегружать его большим количеством широко развернутых по фронту, глубине и вертикали этого пространства соноров.

Впрочем, о разборчивости звучания в электроакустических условиях, так же как и о его наполненности при обращении к электронному инструменту, необходимо помнить во всех случаях.

Роль охарактеризованных выше видов электронного музицирования (игры по слуху, игры в ансамбле, импровизации и композиции) на занятиях по синтезатору можно обозначить как дополняющую основной вид музыкального творчества в данной сфере — работу над музыкальным произведением. Если она позволяет решить основные образовательные задачи: приобщение учащихся к важнейшим ценностям музыкального искусства, сконцентрированным в произведениях народной, классической и современной музыки, и развитие их музыкально-творческих способностей, то иные виды музицирования, каждый по-разному дополняя данную работу, способствуют гармонизации этих способностей и развитию музыкальности в целом.

Итог лекции. Итак, музицирование на синтезаторе имеет свои специфические особенности, способствует развитию творчества.