- •Главенство Бога в миссионерском служении
- •Часть 1
- •Глава 1
- •Стремление к славе Бога побуждает миссионеров идти по всему миру
- •Глава 2 Божье главенство в миссионерском служении проявляется в молитве
- •Возвращение к молитве в наше время
- •Глава 3 Божье главенство в миссионерском служении проявляется в страданиях
- •Ночь в камере смертников?
- •Страдания являют господство Христа
- •«Вас съедят каннибалы»
- •Не говорите об абсолютном самоотречении
- •Часть 2 Божье главенство в миссионерском служении: обязательность и особенности задачи
- •Глава 4
- •Главенство Христа как средоточие спасительной веры
- •Глава 5 Божье главенство во «всех народах»
- •Слово ethnos во множественном числе в Новом Завете
- •Фраза panta ta ethne в Новом Завете
- •Часть 3 Божье главенство в миссионерском служении сострадание и поклонение в действии
- •Глава 6
- •Ревность по Божьему главенству и сострадание к человеческой душе
- •Ступени поклонения
- •Не просто больше людей, а люди из всех народов
- •Глава 7 Внутренняя простота и внешняя свобода всемирного поклонения
- •Как к. С. Льюис помог мне увидеть очевидное
- •Заключение
- •Послесловие
- •Примечания
Ступени поклонения
Другими словами, поклонение — это правильные чувства к Богу, укорененные в правильных мыслях о Боге и становящиеся видимыми в правильных поступках, проявляющих Божий характер. Эти три ступени поклонения — от внутренней сути к внешнему проявлению — можно увидеть в трех текстах Писания:
Во-первых, Мф.15:8,9: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Таким образом, если поклонение не исходит из сердца, оно тщетное и пустое и, следовательно, не может считаться настоящим поклонением. Следовательно, суть поклонения не может быть внешней. Главное в поклонении — чувство, а не действие.
Во-вторых, Ин.4:23: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Обратите внимание: Отец ищет поклонения в духе и истине, т. е. правильных чувств, устремленных к Богу и укорененных в правильных мыслях о Боге.
В-третьих, Мф.5:16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Бог определил Своей славе быть видимой для всех. Он не сотворил мир так, чтобы Его слава оставалась сокрытой. И Он не осуществляет спасение людей так, чтобы они видели и переживали Его ценность исключительно на индивидуальном уровне.
Божья цель состоит в том, чтобы Его слава открыто отражалась в поступках Его народа, чьи мысли отражают Его истину, а чувства — Его достоинство. Поклоняться Богу — значит видеть славу Божью в Иисусе Христе, наслаждаться ею и являть ее всему миру.
Первостепенная цель миссионерского служения состоит в том, чтобы народы всего мира поклонялись Богу, чтобы Его величие и слава находили у них должный отклик.
Не просто больше людей, а люди из всех народов
Заметьте: я сказал «народы», а нелюди. Цель миссионерского служения (в отличие от благовестия — проповеди Евангелия на местном уровне в районах, где церковь уже существует) — создать церковь, поклоняющуюся Богу через Иисуса Христа, во всех народах, племенах, языках и этнических группах. Наиболее отчетливо мы увидели эту цель в результатах миссионерской деятельности, описанных в Отк.5:9. На небесах Христу будет звучать песнь: «...достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Иисус Христос умер ради искупления тех, кто будет поклоняться Отцу, из всех народов, племен, языков и наций. Миссионерское служение существует, чтобы во всех народах мира появлялись сообщества спасенных Христом людей, превозносящих Бога.
Желание миссионеров (опять же, мы будем их отличать от благовестников) — основывать поклоняющиеся Богу сообщества христиан среди людей, которым Евангелие недоступно по причине языкового или культурного барьеров. Апостол Павел был одним из таких миссионеров, постоянно стремившихся идти на территорию противника: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово... <...> Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам» (Рим.15:20,23,24).
Таким образом, первостепенная цель миссионерского служения — чтить Божью славу, возвращая Богу должное место в сердцах людей, чьи мысли, чувства и поступки бесчестят Его каждый день. В результате на свет должно появиться общество поклоняющихся Богу людей из разных народов мира. Если вы любите Божью славу, то вы не можете остаться равнодушными к миссионерскому служению. В этом была главная причина прихода Иисуса Христа в мир. В Рим.15:8,9 сказано: «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией... а для язычников — из милости, чтобы славили Бога». Христос пришел прославить Отца среди народов. Если вам дорого дело, которое пришел совершить Христос, то вы полюбите миссионерское служение.
Сострадание к людям — не просто ревность по Богу
Теперь пришло время ответить на главный вопрос этой главы: как мотив сострадания людям соотносится с первостепенным мотивом ревности по Божьей славе? Большинство из нас согласилось бы, что Иисус Христос приходил в мир не только отстоять Божью праведность и утвердить Божью славу, но также предупредить грешников о вечных страданиях.
Наряду с истиной, что все мы предали и обесчестили нашего Царя, нужно усвоить истину, что за это мы достойны смерти и вечного наказания. С бунтом приходят страдания. Неверие не только бесчестит Бога, но и разрушает душу. Все, что дискредитирует Бога, вредит человеческой душе. Все, что покушается на Божью святость, угрожает человеческому счастью. Каждая мысль, чувство или действие, представляющие Бога в искаженном свете, — не таким, какой Он есть, — усугубляют человеческое опустошение. Все, что умаляет Божью репутацию, усиливает человеческие страдания.
Таким образом, миссионерское служение движимо не только Желанием вернуть Богу должное место в поклоняющейся Ему душе, но и желанием предупредить грешников о вечных страданиях. Если и есть что-то такое, что всем известно о Джонатане Эдвардсе, так это то, что он верил в реальность и вечность ада.
Эдвардс стремился прославлять Бога и предупреждать людей об аде
В своей самой известной проповеди «Грешники в руках разгневанного Бога» Эдвардс предстает не как человек, безразличный к погибающим людям. Он выступает как ревностный благовестник, призывающий людей принять Божью милость, пока еще есть время. Ссылаясь на Отк.14:20, где говорится о «точиле гнева и ярости Всемогущего Бога», он говорит:
Эти слова внушают страх... «Гнев и ярость Всемогущего Бога». Неистовство Бога! Ярость Иеговы! Что может быть ужаснее?! Кто может выразить словами или постичь умом то, что несут с собой эти слова? <...> Задумайтесь над ними вы, ныне живущие, но остающиеся духовно мертвыми... Ныне Бог готов помиловать вас, ныне день спасения 175.
Эдвардс верил не только в то, что ад будет ужасен и люди будут в нем пребывать в сознательном состоянии, но и в то, что ад будет вечен. Его бы поразило, как много современных евангельских верующих отказались от библейского учения об аде как месте вечного мучения в сознательном состоянии в пользу теории аннигиляции (Мф.25:41,46; Мк.9:42-48; 2 Фес. 1:5-10; Отк.14:9-11; 20:10,14,15) 176. В свое время в ответ на эту теорию Эдвардс произнес проповедь (2 апреля 1739 г.), где утверждал, что «страдания за безнравственность в аду будут вечными». В другой проповеди он отметил, что уничтожение — это не форма наказания неверующих, а, фактически, прекращение наказания, которого они жаждут, но не получают. «Нечестивые люди будут искренне желать обратиться в ничто и навеки перестать существовать, чтобы избежать гнева Божьего»177. Я убежден в правоте Эдвардса. Мы должны устрашиться адских мучений и устремиться к Христу, нашей единственной надежде 178.
Повторяю: миссионерское служение движимо не только ревностью по Божьему главенству во всем, но и состраданием к погибающим людям, какими были когда-то мы сами.
Эдвардс прочитал серию из 15 проповедей на «главу любви», 1Кор. 13 («Милосердие и его плоды»), В четвертой проповеди (на ст. 4: «Любовь долготерпит и милосердствует») он говорил: «Христианский дух побуждает людей кротко переносить причиняемое им зло и весело и свободно творить добро другим»179. Одно из применений было следующим:
Можно творить добро душам порочных людей, предостерегая их от греховного пути. Можно творить добро душам бесчувственных и самоуверенных грешников, помогая им осознать будущие страдания и опасность и тем самым способствуя их духовному пробуждению. Можно способствовать обращению других людей, приводя их домой, к Христу. В Дан.12:3 мы читаем о тех, кто обратил многих к праведности180.
Мотив любви к грешникам и стремление нести им добро — неотъемлемая часть христианского духа. Это дух Самого Христа. Мк.6:34 гласит: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овны, не имеющие пастыря; и начал учить их много». В Лк.15:20, в притче о блудном сыне, Христос в таком же ключе изображает сердце своего Отца: «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его». «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Любовь Бога к погибающим грешникам подвигла Его назначить высокую цену за спасение их от вечной погибели, и миссионерское служение помогает распространению этой любви среди несчастных народов мира сего.
Как соотносятся сострадание к людям и ревность по Богу?
Главный вопрос, на который я стремлюсь ответить, таков: что общего между ревностью по Божьему главенству (славе и чести Бога и Его Сына среди народов) и состраданием к погибающим грешникам, обреченным на вечные муки, если только они не услышат Евангелие и не уверуют. Интересно, думали ли вы когда-нибудь, что эти два мотива плохо между собой сочетаются? Я думал. Поэтому этот вопрос для меня так важен. Я хочу быть полностью посвященным делу всемирной евангелизации и основываться при этом на двух мотивах: любви к человеку и превознесении Бога. Однако на эмоциональном уровне они не всегда кажутся совместимыми. Не противоречат ли они друг другу? Как уживаются друг с другом? Дает ли Джонатан Эдвардс ключ к решению этой проблемы? Я постараюсь дать ответ в пяти пунктах.
Сострадание преследует цель спасения
погибающих грешников
Сострадание побуждает нас прилагать усилия для спасения неверующих от грядущего Божьего гнева, готового излиться на них в аду (1Тим.1:10). Самая серьезная проблема для каждого человека, живущего в этом мире, — от бедного до богатого, от больного до здорового — одна и та же: как избежать грядущего гнева Божьего, который постигнет всех людей за их грехи. Любовь требует, чтобы мы трудились для спасения людей от Божьего гнева.
Страх перед адом сам по себе никого не спасает
Эдвардс не уставал убеждать людей бежать от грядущего гнева 181. Но он знал, что сам по себе страх наказания за грехи не спасает. Люди, любящие грех, боятся последствий греха и иногда сожалеют о них 182. Отвращение к боли естественно. Отвращение к греху сверхъестественно. Напротив, любовь к греху естественна, а любовь к Христу — сверхъестественна.
Это значит, что страхом можно повернуть человека к небу, но не привести его на небеса. Спасающая вера почитает Христа своим сокровищем, а не просто средством избавления от страданий. Конечно, можно верить в Христа только лишь как в избавителя от ада. Но такая вера никого не спасет. Иисус сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35). Спасающая вера устремляется к Христу за утолением жажды души 183.
Пока ваша душа не возжаждет Христа как хлеб жизни и живую воду, вы будете лишь использовать Христа для получения желаемого. Многие люди, претендующие на обладание спасающей верой, просто используют Христа, чтобы получить что-то, чего они по-настоящему желают. И это не Христос, а Его блага (спасение от ада, мир в сердце, здоровье, удачный брак, социальное общение и т. д.). Мы спасаемся, приходя к Христу не только как к избавителю, но как к сокровищу, приходя к Нему ради всего того, что Бог значит для нас в Иисусе Христе. Проверьте себя: хотели бы вы попасть на небеса, если Христа там не будет? Где ваше сокровище: в Христе или в Его дарах?
Поэтому сострадательный человек будет не просто предупреждать людей о страданиях в аду, но и увлекать их наслаждением познания Христа
Единственный путь на небеса — желать быть с Христом и уповать, что Он приведет вас туда. Желание избежать ада и желание быть с Христом — это не одно и то же. Следовательно, только лишь предостерегать людей от ада — это еще не проявление сострадания. Мы должны являть им красоту Христа. Сострадательный человек не просто предупреждает других об опасности, но и умоляет их принять спасение. Его цель — дать людям почувствовать наслаждение в Христе, а не просто внушить им страх перед адом. Никто не попадет на небо, не испытывая любви к Христу. Апостол Павел говорил: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1Кор.16:22). Поэтому сострадательное сердце стремится молитвой, проповедью и служением в силе Духа Святого творить в людях радость от осознания того, Кто есть Христос. Оно ведет других к удовлетворению в Христе. Суть сострадания, как и спасительной веры, — наслаждаться тем, что Бог значит для нас в Иисусе Христе.
Ключевая истина от Джонатана Эдвардса: наслаждение Христом восхваляет Его и прославляет Бога Ключ к пониманию связи между ревностью по Божьей славе
и состраданием к погибающему человеку заключается в том, что радость в Боге через Христа прославляет Бога. Наслаждение, которое вы находите в Боге, соразмерно тому богатству, которое вы приобретаете в Нем. Вы превозносите Бога и являете Его величие, когда находите в Нем радость, особенно тогда, когда вкус и притягательность этой радости дает вам силы оставить комфорт и рисковать своей жизнью ради миссионерского служения. Вот ключевая цитата из Эдвардса:
Итак, Бог прославляет Себя перед людьми двумя способами: 1) открывая себя их разуму; 2) обращаясь к их сердцам, производя в них радость, восхищение и наслаждение в Нем, позволяя им увидеть Самого Себя... Бог прославляется не только в явлении своей славы, но и в радости, которую люди находят в Нем. Когда они видят Божью славу и радуются ей, Бог прославляется больше, чем когда они ее бесстрастно созерцают, ибо тогда Божья слава воспринимается всей душой: и разумом, и сердцем. Бог создал мир так, чтобы Он мог передавать, а творение — созерцать Его славу, и чтобы последняя могла быть воспринята и разумом, и сердцем. Тот, кто просто говорит о Божьей славе, прославляет Бога не так сильно, как тот, кто говорит о ней с восхищением и наслаждением 184.
Я бы сказал так: «Чем большее удовлетворение мы находим в Боге, тем больше Он прославляется в нас»185.
Благодаря глубокому и осмысленному объяснению Джонатаном Эдвардсом Божьей цели в творении и искуплении, мы видим единство мотивов миссионерского служения:
Между стремлением спасать грешников от вечных мук и желанием прославлять имя Божье нет конфликта
Грешники спасаются от ада и воздают честь Богу одним и тем же путем: с благодарностью принимая то, Кем Бог является для них в Иисусе Христе, и находя удовлетворение в том, кем Бог является для них в Иисусе Христе. Бог не получит должного почтения, а люди — желаемого спасения от ада, пока Христос не станет нашим высшим сокровищем. Но если, по милости Божьей, Он станет нашим сокровищем, а Бог — нашим высшим наслаждением, тогда Он будет прославлен, а мы — спасены.
В этом и заключается цель миссионерской деятельности. Поэтому двойной мотив миссионерства — милость к людям и стремление прославить имя Божье — на самом деле представляет собой одну единую цель. Итак, давайте возьмем свой крест и, ради предлежащей нам радости, будем готовы отдать свою жизнь для счастья народов в Боге.
Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена (Пс.66:4,5).
